Будда с учениками у реки сидел и ждал лодочника. Появился йогин, который перешёл несколько раз по воде, и с пафосом обратился к Будде с вопросом: - Ну, а ты, Просветлённый так можешь? На что Будда спросил: - Сколько времени ты затратил на то, чтобы достичь этого? - Почти всю жизнь я затратил на то, чтобы научиться, провёл много времени в суровых аскезах. Пришёл лодочник и Будда спросил его: - Сколько стоит переправа? - Три гроша, - ответил лодочник. Будда повернувшись к йогину сказал: - Слышал? Вот столько стоит вся твоя жизнь.
---
Оно, конечно, где как, но в православии принято прохладно и даже настороженно относиться к разного рода чудесам. Главное чудо - это то, как Бог спасает и меняет человека, важность любых других слишком мелка рядом с этим, чтоб придавать им чрезмерное значение. Несмотря на то, что чудеса естественным образом сопровождали жизнь почитаемых в православии святых, никто из святых не стремился именно к тому, чтоб демонстрировать чудеса, фокусы и приобретать сверхчеловеческие качества - это мелкая, негодная цель, ее наверняка можно достичь, но христианство открывает перед человеком куда более амбициозные и сложные цели. Кстати, и "стать святым" никто из святых себе за задачу не ставил.
Разнообразных чудес и необычных явлений может быть много в жизни человека. Некоторые из них могут быть посланы на пользу человеку, другие - во вред ему, все как и с обычными вещами и словами. Как в православии принято отличать одно от другого? Полезными, а значит исходящими от Бога, полагаются такие чудеса, которые побуждают человека к покаянию. Чудеса, которые настраивают человека как-нибудь иначе, очевидно вредны, даже если привлекательны и приятны, и от них стоит держаться подальше. Рассказывают о настоятеле монастыря, к которому пришел послушник и с восторгом похвалился, что у него в келье каждую ночь лампада чудесным образом сама зажигается. Настоятель прописал ему читать покаянный канон, а лампада самовозгораться перестала.
Время от времени в околоцерковной среде поднимается мания (нередко поддерживаемая желтой прессой) выискивания всяческих чудес и знамений самого нелепого толка. Это пагубное, нехристианское по своей природе стремление, идущее явно вразрез с православием как с этическим и строго антимагическим учением.
|