На клиросе
Архив форума | |
| |
Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения.
Авва Исаия |
- 14:34 03.07.2006 Вопросы новичка (Ольга О)
- 17:27 03.07.2006 Re: Вопросы новичка (Вадим Ситников)
- 16:49 05.07.2006 Осмелюсь частично оспорить (A.V. Prof)
- 01:59 06.07.2006 Re: Осмелюсь частично оспорить (Вадим Ситников)
- 09:12 06.07.2006 Re: Осмелюсь частично оспорить (A.V. Prof)
- 09:16 06.07.2006 Re: Осмелюсь частично оспорить (A.V. Prof)
- 01:56 06.07.2006 Re: Вопросы новичка (Вадим Ситников)
Вопросы новичка
Ольга О - 14:34 03.07.2006
Помогите новичку, дорогие многоопытные клирошане!
Я только третий месяц, как пришла на клирос и много вопросов самого разного характера мучают меня, а задать их некому.
Вот первые из них и сейчас и самые болезненные:
Можно ли заниматься вокалом у двух педагогов одновременно?
Как выбрать педагога по вокалу, если эти навыки не собираюсь применять нигде, кроме клироса? На что обратить внимание в профессиональном плане?
А вот еще, но это просто боль души и эмоции:
Как быть, если один из преподавателей собственный регент, а другого все советуют?
Re: Вопросы новичка
Вадим Ситников - 17:27 03.07.2006
Отвечу кратко.
> Можно ли заниматься вокалом у двух педагогов одновременно?
Ни в коем случае.
> Как выбрать педагога по вокалу, если эти навыки не собираюсь применять нигде, кроме клироса? На что обратить внимание в профессиональном плане?
Главное — гигиена и сохранение голоса. Второе — исключение дефектов (тремоляции, качания и т. п.). Третье — окультуривание звучания и чистота интонации. И самое последнее и менее важное —расширение вокального диапазона.
> Как быть, если один из преподавателей собственный регент, а другого все советуют?
Попробовать одного и другого и выбрать лучшего, по Вашему мнению. А регент-не регент — это такая мелочь, что о ней даже не стоит говорить: голос-то Ваш, а не регента.
Осмелюсь частично оспорить
A.V. Prof - 16:49 05.07.2006
Вадим Ситников, Вы писали:
> Главное — гигиена и сохранение голоса. Второе — исключение дефектов (тремоляции, качания и т. п.). Третье — окультуривание звучания и чистота интонации. И самое последнее и менее важное —расширение вокального диапазона.
Осмелюсь высказать своё IMHO. Как раз ТРЕТЬЕ я бы поставил на ПЕРВОЕ место, поскольку качество звучания хора в основном зависит именно от точности интонирования. Причём если хорошая точность интонирования и/или точный гармонический слух не заложены в Вас Господом, лучше даже и не дерзать. Посудите сами - приятно ли слушать хор с прикрытыми и хорошо поставленными голосами, но поющий при этом безбожно фальшиво, причём настолько фальшиво, что даже обычный простолюдин, не имеющий музыкального слуха будет морщиться, молясь под такое "пение"? В процессе занятий вокалом точность пения может стать лучше, но ненамного больше того, что было изначально (это только в том случае, если у Вас хороший гармонический слух). В общем, если у Вас с этим хорошо, можно начинать петь. Если же Вы не уверены в себе, либо Вас воротит от собственных связок - то лучше даже и не дерзайте (говорю по собственному 5-летнему опыту пения).
Борьбу с вибрато и всевозможными мирскими приёмами я бы поставил на ВТОРОЕ место - это уже после того, когда Вы выяснили, что у Вас есть способности к пению (слух + "чистые" связки). Церковное пение должно быть ровным, молитвенным, дабы цепляло за душу молящихся и вызывало не услаждение, а покаянные чувства. Посему использование всевозможных приёмов оперного, попсового, джазового и пр. мирского испольнительства в Церкви запрещено.
И на ТЕТЬЕ МЕСТО я бы поставил гигиену и сохранение голоса. Здесь нужно быть очень осторожным. Я несколько лет пел в ...... соборе и был свидетелем того, сколько человек болело, срывало голоса, уходило даже не получив остатков зарплаты... И всё от того, что тон регент задавал на терцию, а то и на кварту (и порой даже квинту) выше положенного. Мало того, что это смертельно для связок, но и звучит мерзко - высокочастотный писк и завал точности интонирования на высоких нотах, особенно у теноров и сопран. "Бесовский хор" - как сказал один из наших певчих, прости нас милосердный Господи... Также если голос ещё не поставлен, нельзя начинать петь в больших храмах, где как правило применяется большая громкость пения - при громком пении себя почти не слышно (либо не слышно совсем), и невольно садишься на связки. В результате таких издевательств над своим ещё неокрепшим голосом Вашим связкам можно будет спеть "Вечную память" (не приведи Боже). Посему начинать, IMHO, лучше в маленьких хорах, или на буднях, когда не требуется большая громкость.
По ЧЕТВЁРТОМУ пункту пожалуй сойдёмся - расширение вокального диапазона будет вовсе не лишним. Оно придёт со временем - будете петь в хорошем коллективе - голос будет постепенно развиваться, появится громкость, расширится диапазон. Но это только в процессе работы:)))
И (IMHO) ГЛАВНОЕ - певчий должен быть воцерковлённым и достойным человеком, с духовным уровнем не ниже среднего прихожанина.
> > Как быть, если один из преподавателей собственный регент, а другого все советуют?
> Попробовать одного и другого и выбрать лучшего, по Вашему мнению. А регент-не регент — это такая мелочь, что о ней даже не стоит говорить: голос-то Ваш, а не регента.
Как говаривал товарищ Сухов - "эт точно" (С). Найдите себе достойное место, где Вам будет приятно и интересно петь, и коллектив людей, с которыми Вам будет легко в общении и взаимопонимании. Если Вы воцерковлённый человек, то Вам нужно искать воцерковлённого регента, дабы также не отсутствовало взаимопонимание:)) Бог Вам в помощь:)))
С уважением, A.V. Prof.
Re: Осмелюсь частично оспорить
Вадим Ситников - 01:59 06.07.2006
Мне приятнее слушать хор, поющий пусть немного фальшивенько (где-то сопрано чуть не достало, где-то тенор чуть просел), но хорошими, не испорченными голосами. А когда начинают блеять или квакать — даже при чистой интонации (хотя это вообще возможно при блеянии?) слушать такой хор невыносимо.
Re: Осмелюсь частично оспорить
A.V. Prof - 09:12 06.07.2006
Вадим Ситников, Вы писали:
> Мне приятнее слушать хор, поющий пусть немного фальшивенько (где-то сопрано чуть не достало, где-то тенор чуть просел), но хорошими, не испорченными голосами.
Кому как, для меня например в первую очередь важна точность пения.
>А когда начинают блеять или квакать — даже при чистой интонации (хотя это вообще возможно при блеянии?) слушать такой хор невыносимо.
Абсолютно верно - хорошая точность пения при использовании вибрато это достаточно большая редкость, и повторюсь - использование вибрато в церковном пении далеко не всегда хорошо. А певцов с "нездоровым" вибрато существует великое множество, и порой его использование делает пение просто несносным. Уж лучше бы пели ровным тоном, это тогда бы не так сильно раздражало.
Re: Осмелюсь частично оспорить
A.V. Prof - 09:16 06.07.2006
Вадим Ситников, Вы писали:
> Мне приятнее слушать хор, поющий пусть немного фальшивенько (где-то сопрано чуть не достало, где-то тенор чуть просел), но хорошими, не испорченными голосами.
А разве т.н. испорченный голос может выдавать идеально ровный, устойчивый тон и предельную интонацию? IMHO вряд ли. У испорченного голоса если что-то и плохо, то обычно все сразу.
Re: Вопросы новичка
Вадим Ситников - 01:56 06.07.2006
Ольга! Главное — здоровый, не сорванный и не замученный ежедневными службами и плохими педагогами голос. От этого надо идти, а всё остальное приложится. Решать, конечно, Вам. Но "в здоровом теле — здоровый дух", помните!