На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою образа жизни, хотя он и очень мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле.
Исаак Сирин, преп.

 о пении и чтении текстов на службе наизусть
Lex - 16:12 01.11.2006
Попросили задать вопрос:

"Прошу уважаемых господ регентов разрешить наш с коллегой спор, желательнно с указанием источников информации. Я категорически против пения и чтения текстов на службе наизусть. Мой коллега соответственно за. А на самом деле?"

В ответ просили ссылки на святоотеческую литературу и другие уважаемые источники, где говорится о пользе чтения и пения по книге, о том, что нельзя полагаться на память (можно сбиться, запутаться и т.д.).
Абсурдные контр-аргументы, типа чтения Евангелия наизусть, - и так известны. Хочется более "научной основы".

 о пении и чтении текстов на службе наизусть
Владимир Ковальджи - 16:54 01.11.2006
С ходу дать точные ссылки несколько затруднительно, поищу попозже или кто-то еще даст. Но суть дела такова:
В синагогальной традиции очень определенно - важные молитвы и чтения _строго_ по книге. Также подробно оговаривается порядок обработки ошибок при чтении (начать еще раз с начала молитвы или с определенного места в чине).
На Руси также настоятельно рекомендовалось священникам богослужебные молитвы читать только по книге. Песнопения в большинстве своем явно относятся к этому же.
Само собой, что долго служащий, читающий или поющий человек очень многое знает наизусть. Но поскольку "все у вас благообразно и по чину да бывает", общая рекомендация - во избежание лажи (искушения) ВСЕГДА, даже в самых казалось бы "легких" случаях, иметь непосредственно под рукой текст, открытый на текущем месте.
Аналогично и с нотами.
Т.е. читайте или пойте наизусть сколько душе угодно. Это прекрасно. Но источник обязательно имейте в зоне досягаемости взгляда. Самоуверенность очень часто бывает зело посрамляема.

Поясню примером. Когда я пропел/прочитал год-два, то мог легко чесать наизусть, скажем, шестопсалмие, все воскресные стихиры и тропари Октоиха и массу прочих частоупотребимых песнопений и чтений. А спустя еще два-три года я уже очень мало что мог наизусть... Потому что кол-во богослужебно-текстово-нотной информации в голове переросло некий предел, и я могу совершенно незаметно для себя перейти с одного псалма на другой и обратно, не говоря о нотах и прочих тонкостях. Теперь я предпочитаю смотреть в источник практически всегда. Исключение составляют шаблонные гласовые напевы и прочее типа "трисвятое по Отче наш"; некий минимальный минимум адекватная голова, конечно же, обязана в себе держать. Но свыше этого _требовать_ от чтеца или певца никто не имеет права. Напротив, по умолчанию всегда лучше переборщить с обеспечением источника перед глазами, чем "недоборщить".

 Re: о пении и чтении текстов на службе наизусть
Вадим Ситников - 20:59 01.11.2006
Когда я пропел/прочитал год-два, то мог легко чесать наизусть, скажем, шестопсалмие, все воскресные стихиры и тропари Октоиха и массу прочих частоупотребимых песнопений и чтений. А спустя еще два-три года я уже очень мало что мог наизусть... Потому что кол-во богослужебно-текстово-нотной информации в голове переросло некий предел, и я могу совершенно незаметно для себя перейти с одного псалма на другой и обратно, не говоря о нотах и прочих тонкостях. Теперь я предпочитаю смотреть в источник практически всегда.

У меня история один к одному! Шестопсалмие и часы знал наизусть, жене читал, когда гуляли по городу (для проверки). :-) Но это лет 15 назад. Теперь могу начать шестопсалмие, а закончить его молитвой 6-го часа! :-) Перегруз, Кирилыч прав.

 Аналогично с нотами
Татьяна Ивашкова - 13:51 02.11.2006
В первый год пения запомнила штук по пять-шесть от каждого из песнопений наизусть и в ноты могла не смотреть. А сейчас, когда каждого поется по 20-30 вариантов, даже какую-нибудь Почаевскую Херувимскую пою, не отрываясь от нот, чтобы не перескочить ненароком на что-то похожее.

 Re: о пении и чтении текстов на службе наизусть
Елена Лебедь - 20:31 01.11.2006
Всякое православное богослyжение должно отправляться по книгам. «Учительное известие в конце Слyжебника строго-настрого запрещает совершение Божественной литyргии без Слyжебника , по памяти. У нас есть многочисленные свидетельства о том, что наши благочестивые предки совершали богослyжения исключительно по книгам. Даже Трисвятое чтец читал по книге, боясь запнyться или ошибиться. точно так же диаконы даже малые ектении «Паки и паки» произносили по слyжебникy . И очень часто можно и теперь видеть, как диакон выходит из алтаря на малyю ектению со Слyжебником в рyках. Это вовсе не свидетельствyет о том, что он не способен запомнить малyю ектению, а скорее говорит о его ревности в исполнении слyжбы. (иером. Михаил (Тахи-Заде) Конспекты лекций по литургике)


Архив форума