На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
По крайней мере, Христианин, не скор буди усты твоими (Еккл.5,1); давай себе размыслить, во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя.
Филарет Московский, свт.

 Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Владимир Ковальджи - 15:05 28.02.2007
Найдена на пятидюймовой дискете в архивах малоизвестного церковного композитора середины 19-го века Вольдемара де Ковальджи
____________________


Знаменосец в потемках:

Как на твердом камени
я стою на "знамени",
Ну а там, где терция -
чую иноверца я!

Директор притфорный пефшеский капелла:

Не люблю всё русское
и народное,
а люблю всё прусское,
инородное!

Сухая корочка (питательная):

Самый правильный подход -
это скромный обиход,
его любит и поёт
поголовно весь приход!

Знаменосец в потемках:

Я бы вашу терцию
прищемил бы дверцею...
А немецкого козла
завязал бы в три узла...

Директор притфорный пефшеский капелла:

Нихт ферштеен ни хрена
эти ваши "знамена"...
Знаю "фуга" и "хорал",
на другое я плевал!

Знаменосец в потемках:

Замолчи, жидомасон!
Можно только в унисон!

Сухая корочка (питательная):

Мужики! Харэ бузить!
Не пора ль народ спросить?

Народ (безмолвствуя):

Если честно, унисон
очень сильно клонит в сон;
а под всякие фугато
нам молиться трудновато;
а вот просто "до-ля-фа" -
это самая лафа!

Сухая корочка (питательная):

Вот поэтому с народом
и поём мы обиходом!

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Вадим Ситников - 15:27 28.02.2007
Во! Супер! Что и следовало доказать!

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Александр Павлов - 15:58 28.02.2007
Памяти Л.Филатова и его "Федота Стрельца"

 Отлично!
Виктор П. - 16:23 28.02.2007
Браво, Владимир! :-))

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Наталья Петровна - 17:46 28.02.2007
А мне думается довольно грубовато написано, при всем моем уважении к автору данную ИРОНИЮ не разделяю.

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Александр Павлов - 18:27 28.02.2007
Наталья Петровна, Вы писали:
> А мне думается довольно грубовато написано

Сударыня!
Регент в России, больше чем регент. :)
Я, как бывый лит. критик могу Вас заверить - "грубовато" - отнюдь не значит - "плоховато"

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Наталья Петровна - 21:47 28.02.2007
> Сударыня!

> Регент в России, больше чем регент. :)

> Я, как бывый лит. критик могу Вас заверить - "грубовато" - отнюдь не значит - "плоховато"

А кто спорит? Это мое личное мнение - взгляд российского регента.
Добрая шутка делу не мешает (в меру конечно), но жаргончик В.К. мне как филологу не по душе .

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Александр Павлов - 11:52 01.03.2007
Наталья Петровна, Вы писали:

> Добрая шутка делу не мешает

Воо-т. А зла я тут не почуял.
> но жаргончик В.К. мне как филологу не по душе

Да-да. Пушкина, помнится, тоже ругали за просторечное "копье" вместо "копие" ;)
Чуть- чуть скоморошинки допустимо даже в пост.
IMHO

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Lex - 18:02 28.02.2007
Здорово.
Буду распространять дальше. Пусть народ посмеется. :)

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Лара - 18:31 28.02.2007
:) Но приятно и интересно читать толерантные мнения как напр. "О церковном сочинительстве", где собеседники понимают и уважают друг друга несмотря на различные музыкальные приоритеты.

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Дмитрий Телегин - 12:51 01.03.2007
Интересный стишок! :+))

Я думаю, на клиросе стоит оставить и "корочку" и "знаменосца" - все таки наше, родное. А вот "дирехтора притфорный пефченский капела" стоит безкомпромиссно удалить. Желательно в "кароший дойче консерфатория" - там ему и место, и почет!

Мне кажется проблема еще и в том, что нельзя "канонизировать" музыкальную (!) форму песнопения. Ведь в разных стилях есть и положительные черты, и отрицательные. Мне думается, что нужно просто избавляться от отрицательных сторон той традиции, в которой ты поешь.

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Наталья Петровна - 22:08 01.03.2007
Дмитрий Телегин, Вы писали:
> Мне кажется проблема еще и в том, что нельзя "канонизировать" музыкальную (!) форму песнопения. Ведь в разных стилях есть и положительные черты, и отрицательные.


Вот-вот, и я того же мнения!

>Мне думается, что нужно просто избавляться от отрицательных сторон той традиции, в которой ты поешь.


А каков собственно критерий этой "отрицательности"? Мне думается
так, что не умеешь петь знаменно, не живешь этой традицией - не берись, взялся - учись (с любовью и уважением к традиции).

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Лара - 12:55 02.03.2007
> Мне кажется проблема еще и в том, что нельзя "канонизировать" музыкальную (!) форму песнопения.

Почему-то в иконописи с этим никто не спорит. Понятия "канонично-написанная икона" и "неканонично" так остро не обсуждаются. Есть определённый набор правил, стереотипов которым желательно придерживаться. Чем более квалифицирован иконописец, тем точнее он старается придерживаться этих правил, канонов. Остальные же пишут кто как может, допуская и ошибки и неточности, которые человек несведующий в технике иконописи не заметит.

По этому вопросу я встречала следующее позитивное мнение Кутузова Б.П., который в свою очередь ссылается на Мартынова В.И.:

>"...наш Святейший Синод еще в XVIII веке фактически канонизировал русский знаменный распев, издав в период с 1772 по 1778 год в пятилинейной нотации почти весь годовой круг одноголосного знаменного пения (Ирмологий, Обиход, Октоих и Праздники), указом вменив в обязанность всем церковнослужителям обучаться церковному пению именно по этим книгам, причем особо оговаривалось, что "при производстве в чины обученные необучившимся предпочтены быть имеют". Триодь Постная и Цветная знаменного пения издаются в конце XIX века. Готовятся к изданию Трезвоны (средние праздники), но помешала война 1914 года.


>"Таким образом, - пишет В.И. Мартынов в своей книге "История богослужебного пения", - изданием богослужебных нотных певческих книг Синодом был дан полный круг уставного знаменного пения, полностью соответствующего прежним рукописным певческим богослужебным книгам с безлинейной нотацией. Эти издания, печатающиеся по указу Святейшего Синода в Синодальной типографии, сообщали неоспоримый авторитет, подтверждали уставность и канонизировали напевы, содержащиеся в этих книгах, указывая в то же время на обязательность их употребления при совершении богослужения, Синодальные певческие книги восстановили древнерусскую певческую традицию и предание, они восстановили богослужебное пение как единую систему, как чин распевов, утверждая тем самым ангелоподобно пения и отвергая его мирообразие. Существование этих книг полностью разрушает легенду о том, что знаменное унисонное пение есть исключительный признак старообрядчества, не признаваемый Русской Православной Церковью, ибо содержанием синодальных книг является практически то же самое знаменное унисонное пение."


>Позвольте, скажем мы, все это прекрасно, но почему же тогда у нас в церквах везде звучит "фряжский" западный партес, а не одноголосный знаменный распев, к тому же канонизированный нашей церковной властью?" (http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=article.kutuz2)


и т.д. на Ваш взгляд это не столь неоспоримо?

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Дмитрий Телегин - 16:40 02.03.2007
Лара, Вы писали:
>Понятия "канонично-написанная икона" и "неканонично" так остро не обсуждаются.


Конечно, потому что практически каждый прихожанин может отличить икону каноническую от иконы живописной. Хотя есть и псевдоканонические (Например Воскресение Христово на гробе с ангелами - неканоническая икона.). Было время, когда неканоничные образа просто сжигали. По моему, то же нужно сделать и сейчас с некоторыми иконами, "умилительными" до католической прелести. Например, в Ставропольской епархии очень мало икон, написанных по канонам - больше "живописных". Также иногда иконы писали с конкретных лиц, власть придержащих. Но это другая тема..

> >Позвольте, скажем мы, все это прекрасно, но почему же тогда у нас в церквах везде звучит "фряжский" западный партес, а не одноголосный знаменный распев, к тому же канонизированный нашей церковной властью?"


Ну, фряжский-то партес у нас точно не звучит, по крайней мере в большинстве храмов. А что касается знаменного - то он звучит иногда в гармоническом сопровождении. (Ирмосы 3-го и 6-го гласа, 3-й и 7-й стихирный, прокимны на вечерне и утрени, антифоны на литургии и т.п.)

Что касается лично меня, то я всей душой за то, чтобы возрождать синодальную традицию. Но если раньше пели МУЖЧИНЫ, то теперь, в большинстве - ЖЕНЩИНЫ.

И скажите мне, от кого больше зависит пение в Церкви - от регента или от настоятеля? Когда батюшка подходит и заказывает концерт - что делать регенту? Когда регент хочет спеть чинно и внятно "Святый Боже" или, например, стихиры на хвалитех, а из алтаря приходит "ангел" и говорит "Настоятель просит побыстрее, не затягивайте службу" - что ему, бедному регенту остается делать?..

Проблема еще и в том, что раньше священнослужителю было не зазорно попеть с певчими на клиросе - а теперь это редкость, и чаще всего бывает в монастырях.

С уважением, Дмитрий.

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Лара - 12:44 03.03.2007
> Что касается лично меня, то я всей душой за то, чтобы возрождать синодальную традицию. Но если раньше пели МУЖЧИНЫ, то теперь, в большинстве - ЖЕНЩИНЫ.


И что из этого? То есть, если женщины - то обязательно вне традиции?

> И скажите мне, от кого больше зависит пение в Церкви - от регента или от настоятеля?

От взаимопонимания и взаимосогласованности.

> Когда батюшка подходит и заказывает концерт - что делать регенту?

Я в таком случае пою. Хотя было всего несколько раз. Отчего человеку приятно не сделать? :)

> Когда регент хочет спеть чинно и внятно "Святый Боже" или, например, стихиры на хвалитех, а из алтаря приходит "ангел" и говорит "Настоятель просит побыстрее, не затягивайте службу" - что ему, бедному регенту остается делать?..

Знакомо до боли. Сначала спорила, а потом уступила. После нескольких быстрых служб попросил петь помедленнее. Всё вкупе: была у нас псаломщица, которая читала медленно и с паузами, а мне говорят петь быстрее. Потом я сама стала читьть быстро и без пауз - необходимость в быстром пении отпала - всё стало на свои места.

> Проблема еще и в том, что раньше священнослужителю было не зазорно попеть с певчими на клиросе - а теперь это редкость, и чаще всего бывает в монастырях.

У нас тоже подпевает. Иногда на каноне и хвалитех выходит на клирос подпевать. Вышел как-то "Отверзу уста" к нам попеть - а у нас поморским ноты стоят - так и он вместе с нами поморским пел. А типа вел.славословия, Честнейшую и 103пс - в порядке вещей.
У нас настоятель молодой - то на Торжество Православия благословил всё без сокращений - и библ.песни, и псалмы на ГВ и хвал-х, и кафизмы полностью, только литию не стал делать, а на родительскую вчера сократил всё что только можно - без певечерия только утреню, канон по 2 троп. из каждого и то с припевами (без библ.пес.), 16 каф. с седальнами убрал итд.

Всё от разобщённости: настоятель отдельно - клирос отдельно - прихожане отдельно. Поэтому и всевозможные конфликты: у каждого своя правда. Всё становится проще, когда налаживаются отношения клирос-прихожане, клирос-настоятель, настоятель-прихожане. Когда в процессе живой беседы, общения достигается взаимопонимание. Мне настоятель говорит недавно: "я тут из М.привёз... древнерусские распевы... нравится очень..." и включает Покаяния знаменные, потом стихиры знаменные итп. Так что нельзя всё свалить на регента или всё на настоятеля. Другой настоятель хотел бы чтоб ему византийским пели - а кто сможет? Мы критиковать мастера, а чтоб службу в традиции провести, одних нот недостаточно.

 Re: Неизвестная пьеса в стихах "Дышкуссия на крылосе"
Дмитрий Телегин - 13:22 03.03.2007
Это здорово, когда настоятель ПОНИМАЕТ, что такое церковное пение. А у нас - "погромче, побыстрее". И все. Хотя иногда батюшка говорит - пойте молитвенно. а что это значит не объясняет.

То, что батюшка пел поморский знам. роспев - это, по-моему, огромная редкость.


Архив форума