На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть, заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою, - и просидели до утра, и не обличили брата.
Древний Патерик

 Херувимская "Болезнь сопрано"
Владимир Ковальджи - 02:08 04.03.2007
Предлагаю вниманию "квартетных" клиросов скан одной моей старой рукописи из серии "для кризисных ситуаций". Херувимская одного из популярных старинных напевов (ее называют и "стрелецкой", и "киевской", и еще как-то, я взял мел. по изл. Д.Соловьева), обработанная для ситуации "не пришло сопрано" (остаются альтушка, тенор (явно "второй") и баритончик). Меня такие штуки не раз выручали, а поскольку ситуация вполне типическая, может пригодиться кому-то еще.
http://kliros.ru/noty/h_sol_3g.pdf

 Re: Херувимская "Болезнь сопрано"
A.V. Рrof - 12:16 04.03.2007
Самый стандартный приём для пения 4-хголосных "терцованных" (изначально) песнопений на 3 голоса - сопрановая партия отдаётся тенору, который поёт её на октаву вниз. Достоинство в том, что в таком расположении теноровую партию спеть сможет даже баритон, т.к. она в принципе невысокая (если в составе два баса), а верхний голос может петь и альт и сопрано (т.н. "универсальное" трёхголосное расположение). Данное расположение отличается сочностью звучания (благодаря наполненности - альт, сопрано и бас без тенора в исходном "терцованном" расположении звучат ненаполненно из-за "дырки" между альтом и басом) и удобством исполнения. Единственное, что басам [крайне] желательно петь субдоминантовые и доминантовые ступени внизу (в обычном раположении вроде до-ми-до-соль-до бас может петь S и D наверху, т.к. перекрещивания голосов не происходит, здесь же это будет весьма заметно). Подобным приёмом можно петь гласы, простенькие песнопения и ектении, где у альтов с сопранами идёт терция. Те же песнопения, расположение голосов в которых меняется, лучше исполнять нормальным 4-хголосным составом и так, как написано, ввиду того, что смена расположений голосов в таких песнопениях заметно отразится на основной мелодии, которую должен вести первый голос (и звучание песнопения будет восприниматься совсем иначе - вместо мелодии в первом голосе будет звучать что-нибудь вспомогательно-фунциональное), а некоторые аккорды могут оказаться просто ненаполненными (например в некоторых местах вместо тонического трезвучия могут прозвучать голые кварты или квинты).

 Re: Херувимская "Болезнь сопрано"
Татьяна Ивашкова - 14:44 04.03.2007
Это мое любимое расположение. Такое звучание получается роскошное, звук сочный. Только, к сожалению, мы так редко поем, поскольку все регента у нас сопрано, а запасной, который тенор,предпочитает петь мужским трио.

 Re: Херувимская "Болезнь сопрано"
Дмитрий Телегин - 14:20 04.03.2007
Постепенно возвращаемся к забытым традициям, когда верхние голоса пели мальчики. :+) Это радует. Херувимская очень востребованная!

Кстати у нас тоже иногда бывает такая ситуация - 2 сопрано и баритон (ну это не сложно), альты и баритон (уже сложнее), сопрано и два баса (вообще непонятно как петь..) и самое интересное - 2 сопрано и тенор.. (вообще ничего не понятно..) Дело в том что у нас на буднях регламент - 2 человека (включая регента) иногда приходит три.
Вот и приходится подобные переложения делать сходу. То бас поет партию сопрано, то партию альта, то сопрано поет альта.. то альт стоит на одной ноте.. такие вот клиросные метаморфозы.


Архив форума