На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь.
Антоний Великий, преп.

 Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
A.V. Рrof - 01:23 22.10.2007
Как-то раз в Сети меня спросили, каким образом я создаю церковную музыку. Я попытался изложить это вкратце таким вот образом (пишу с некоторыми сокращениями):

...Ну, это очень сложно рассказать. Но всё же для Вас постараюсь это сделать, т.к. Вы пожалуй первая, кто задаёт мне такой вопрос... В общем это большая работа, сделав которую получаешь моральное удовлетворение (от собственного пения я получаю лишь Аморальное НЕудовлетворение, т.к. слышу собственную фальшь, хрипы, неустойчивость тона и т.д., плюс ещё эти несчастные проблемы клироса). Начинается всё с того, что выбирается богослужебный текст. Затем выбирается примерное расположение и тональность, а также характер звучания (мажор/минор). Нередко это происходит в процессе написания песнопений - партитура подгоняется под тональность. Хор это не фоно - у каждого голоса должен быть свой определённый диапазон, который не должен вылезать за какие-то рамки. К примеру - для сопран я никогда не пишу выше фа#, для альтов - ниже си, для басов - не выше ре малой и не ниже соль-ля большой, для теноров - не выше фа#. Правда, исключение было - в Вел. Славословии я использовал соль у тенора, но дополнил его вторым тенором (ре) на случай отсутствия хороших теноров, чтобы партию мог озвучить и баритон. Чем "узкополоснее" пратитура, тем чище она будет звучать, т.к. качество исполнения подавляющего большинства хоров оставляет желать лучшего (на границах диапазонов певчие (обычно сопраны на ми-фа-соль) элементарно "заваливаются", посему важно оптимизировать диапазон каждого голоса. Та же проблема с тенорами). При написании песнопений для однородного (муж. или жен.) хора требования к ускополосности партитуры ещё более устрожаются. После выбора тональности и примерного основного расположения (широкое, терция у первого либо терция у третьего) начинается придумывание мелодии. Мелодия должна хорошо "ложиться нА душу" (здесь я полагаюсь исключительно на свой слух). Обычно мелодия идёт у 1-го голоса, или, если песнопение простое, то либо у первого (при терции в 3-м голосе), либо у 2-го (в терцию с 1-м. Пример задания тона для такого варианта тесного расположения: до-ми-до-соль-до). Тему обычно я придумываю не всю сразу, набрасывая попутно вариант гармонизации мелодии. Если песнопение поется по гласному принципу (на напев, пример - кондак прп. Александру Свирскому, Богородице Дево, Достойно есть), то сначала придумывается мелодия, а потом гармонизуется. Стандартные песнопения гармонизуются просто - функциональный бас, традиционные варианты наполнений аккордов и т.д. Наконец песнопение дописывается до конца, приобретая обычно весьма корявый вид. И вот тут-то начинается самая нервная и ответственная часть всей работы - отдладка, шлифовка, рихтовка (как хотите называйте) написанного материала. Обычно она частично производится и в процессе написания, но окончательная доработка написанного вчерне материала очень много значит, т.к. от этого будет напрямую зависить качество звучания песнопения. Шероховатости порой приходится искать очень долго. Ты чувствуешь, что тема или гармония ну где-то совсем рядом, и мучительно перебираешь все варианты, пока не найдёшь подходящий (как правило он только лишь один). Корявость как правило имеет место не из-за каких-то глобальных нестроений в гармонизации, а из-за ритма (где-то надо лишь вместо двух четвертей поставить четверть с точкой и восьмушку, где-то нужно разбить четверть на две восьмых) и незначительных неточностей в основной мелодии (разница лишь в одной-двух нотах может испортить порой чуть ли не всё песнопение, нужно найти оптимальный вариант ведения мелодии). Эти казалось бы незначительные вещи отнимают больше всего сил и времени. Песнопение долго "не слушается", но порой достаточно сделать одно, ну, от силы два исправления из вышеописанного, и партитура резко и внезапно становится "ровной" и приятной для прослушивания. При "отладке" материала также нужно обратить внимание на "ровность" гармонии - отдельные части произведения должны иметь одинаковую "сочность" гармонических приёмов, т.к. неравномерность "сочности" аккордов тоже заметно портит песнопение. Рихтовка длится довольно долгое время и производится в несколько этапов, после чего песнопение постепенно приобретает относительно сносный вид. После этого производится окончательный вариант "отладки", практически не влияющий на основное звучание. В основном это относится к партии баса - определяется, в каких местах басу петь вверху, в каких внизу (на октаву вниз). Если нужно, производится небольшая транспозиция (+/- 0,5...2 тона, но не более того) для выбора оптимальной сочности звучания при условии удобства исполнения партитуры певчими (оптимальный диапазон для каждой партии). Затем производится описание темпа (модерато, адажио и т.д.) и динамики (форте, пиано и т.д.) для разных частей песнопения. Иногда я опускаю динамику (пример - Вел. Славословие), оставляя свободу её выбора за регентом. Кроме всего этого песнопение должно быть написано по правилам гармонии (отсутствие параллельных октав и квинт, разрешение одного аккорда в другой по определённым правилам и т.д.), с оптимальным голосоведением (наполненные аккорды с минимальными "дырками", минимальные "скачки" в партиях, максимально плавные переходы). Вот. Это лишь в двух словах, на самом деле описывать данную технологию можно ужасно долго. Для меня всё это обыденно, в порядке вещей. А вот изложить все эти тонкости на бумаге очень сложно. За один вечер всё не донесёшь до интересующегося тонкостями написания богослужебной музыки... И наконец, когда песнопение написано, окончательно отрихтовано, расчпечатано и отдано регенту, начинается самое интересное... Ты стоишь и молишься внизу с прихожанами. И вдруг регент раздаёт ноты твоего выстраданного "творения" певчим... Ощущения - непередаваемые. Но здесь есть опасность впасть в гордыню, посему нужно благодарить Господа за то, что благодаря только Его помощи на свет появился очередной музыкально-богослужебный опус...

Хотелось бы поинтересоваться у "пишущих" форумачан и представителей ув. Администрации (Владимир Ковальджи, Антон Фёдоров, Татьяна Румянцева и т.д.) - какие "технологии" вы используете при написании песнопений, сколько это отнимает у вас времени и т.д.

Никогда бы на поднял этой темы, если бы люди невзначай сим не заинтересовались.

С ув., A.V. Prof.

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 02:30 22.10.2007
Все, что Вы старательно и многословно описали, в общем-то на 9/10 абсолютно очевидно. Я бы никогда не стал расписывать, потому что имеющему клиросный опыт и грамотному всё это и так ясно, а не имеющему и неграмотному - просто не надо писать церковную музыку :)

Пару маленьких комментов дам:

> описание темпа


Я лично, делая последний сборник, попросил при наборе убрать вообще все встречавшиеся в рукописях обозначения темпа. Потому что богослужебное место песнопения плюс характер партитуры вполне ясно сие указывают. В любом случае, регенты не смотрят на авторскую писанину и поют, как считают нужным. Умный регент выберет правильный темп, неумный - нет. От наших всяких "анданте модерато" в реальности ну ничегошеньки не изменится. Есть у меня пара скачаных из инета записей моего песнопения, где русским по белому стоит "медленно", а поют в темпе быстренького вальса... В общем, не верю я в темпы (сравните-ка, например, как играют "аля-турку" Юдина и Гульд).

> И вдруг регент раздаёт ноты твоего выстраданного "творения" певчим... Ощущения - непередаваемые. Но здесь есть опасность впасть в гордыню


Ну... Чаще бывает опасность впасть в отчаяние :)

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Недостойный раб Божий †Иоанн - 14:13 22.10.2007
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> В любом случае, регенты не смотрят на авторскую писанину и поют, как считают нужным.


Почему так?

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
A.V. Рrof - 18:22 22.10.2007
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Все, что Вы старательно и многословно описали, в общем-то на 9/10 абсолютно очевидно. Я бы никогда не стал расписывать, потому что имеющему клиросный опыт и грамотному всё это и так ясно, а не имеющему и неграмотному - просто не надо писать церковную музыку :)


Владимир, бесспорно. Я бы и сам никогда бы не стал заниматься подобным флудом. Но люди поинтересовались :)

> Я лично, делая последний сборник, попросил при наборе убрать вообще все встречавшиеся в рукописях обозначения темпа. Потому что богослужебное место песнопения плюс характер партитуры вполне ясно сие указывают. В любом случае, регенты не смотрят на авторскую писанину и поют, как считают нужным. Умный регент выберет правильный темп, неумный - нет.


Даже "канонические" произведения (Архангельского, Турчанинова, Аллеманова etc) в разных храмах поют по-разному. Всё безусловно зависит от одарённости регента и его музыкального вкуса.

> > И вдруг регент раздаёт ноты твоего выстраданного "творения" певчим... Ощущения - непередаваемые. Но здесь есть опасность впасть в гордыню

>

> Ну... Чаще бывает опасность впасть в отчаяние :)


Согласен!:) Особенно если помимо своих собственных авторских "косяков" здесь ещё имеет место и бездарное исполнение (да такое, что даже самый безухий прихожанин скажет "аффтар выпей йаду" :) ). Сказать по правде однажды я чуть не хлебнул "йаду" после того, как певчие одного из храмов исполнили тропарь Илии пророку, написанный в подарок к именинам одного хорошо знакомого батаюшки... Вот тут действительно было отчаяние :).

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Рыжая Лиса_ - 20:49 22.10.2007
Владимир Ковальджи, Вы писали:

> В любом случае, регенты не смотрят на авторскую писанину и поют, как считают нужным. Умный регент выберет правильный темп, неумный - нет. От наших всяких "анданте модерато" в реальности ну ничегошеньки не изменится.


Умный регент вначале прочитает все авторские ремарки, а потом будет точно по ним исполнять произведение (может быть с небольшими изменениями, связанными с данной конретной службой и составом).

Я, как регент, пугаюсь вот таких "чистых" нот. Потому что я исполняю не свою музыку, а авторскую. Какое я имею право изображать из себя Чеснокова/Архангельского/и т.д.? А в последнее время наметилась тенденция убирать вообще все авторские ремарки. Сколько мне таких нот попадалось! И как работать?

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 20:57 22.10.2007
> Я, как регент, пугаюсь вот таких "чистых" нот.


Раз сам Иван Севастьяныч Ручейников не боялся "пугать чистыми нотами", то, значит, вовсе и не страшно сие :)

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Рыжая Лиса_ - 22:08 22.10.2007
А Ручейников енто хто, простите? ))

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 22:25 22.10.2007
> А Ручейников енто хто, простите? ))


Иван Севастьяныч-то?.. Ну как же... Известный человек. Автор знаметитого двухтомника "Толково настроенное пианино" :)

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Василич - 22:46 22.10.2007
Вообще-то, его папу звали Амвросий, если не ошибаюсь. А Севастьян - второе по порядку собственное имя (кажется, из шести или восьми, точно не помню).

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 23:58 22.10.2007
> Вообще-то, его папу звали Амвросий, если не ошибаюсь.


И точно! Это я ляпнул не подумавши, спасибо за внимательность. Папу звали, конечно же, Иоганн Амброзиус, так что самый великий представитель сей славной фамилии по-нашему выходит чистейший "Иван Иваныч".

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Иван Николаевич - 00:27 23.10.2007
> самый великий представитель сей славной фамилии по-нашему выходит чистейший "Иван Иваныч".

Ну, пока по башке не дали, я сим тезисом, изображая восторженную толпу, профанно возмущусь!

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Lex - 15:00 23.10.2007
Ой, а у нас он все больше Иван Семёнычем Ручейкиным был :) , это в Ипполитовке, и в Гнесинке так же. А у вас в консерваториях по другому выходит, вона как...

Темы пошли, однако...
Как бы исхитриться сапожнику, и испечь пироги. Какая же там технология?!!!
Как Вы их выдерживаете, Владимир?

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 15:17 23.10.2007
> Ой, а у нас он все больше Иван Семёнычем Ручейкиным был :) , это в Ипполитовке, и в Гнесинке так же. А у вас в консерваториях по другому выходит, вона как...


"У вас в консерваториях"? Пардон, но я-то в консе только либо музыку слушал, либо в буфете трапезовал, не более.

Кстати, а почему "Семеныч"-то? Только лишь по букве "с"?..

> Темы пошли, однако...

> Как бы исхитриться сапожнику, и испечь пироги. Какая же там технология?!!!


Ну да... Рахманинова как-то спросили: "О чем Вы думаете, когда пишете музыку?". "Ни о чем... Пишу музыку..." - пожал плечами тот :)

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Lex - 15:35 23.10.2007
> Кстати, а почему "Семеныч"-то? Только лишь по букве "с"?..

>

мне тоже непонятно, но вот и в школе Дунаевского в начале 60-х так говорили, тянется и тянется

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 15:52 23.10.2007
> > Кстати, а почему "Семеныч"-то? Только лишь по букве "с"?..

> >

> мне тоже непонятно, но вот и в школе Дунаевского в начале 60-х так говорили, тянется и тянется


А... тогда, предположительно, что-то проясняется. У меня была знакомая педагогиня, которая рассказывала, что в стародавние времена был в школе Дунаевского педагог-пианист Иван Семеныч (фамилии не помню...), который в целях большей напевности исполнения учил играя тему фуги g-moll из 1 тома ХТК внутренне петь подтекстовку "Иван Семеныч / отпустите домой нас".

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Lex - 16:00 23.10.2007
Ой, спасибо!!!! :) Просветили. Вот это действительно интересно. Видите, какая тема получилась значимая с точки зрения музлитературы :) Все-таки далеки народные инструменты от фортепиано, до них долетел лишь отголосок, без таких важных и нужных деталей.

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Василич - 23:02 23.10.2007
Надо же, как популярно "Иван Семеныч" в баховских подтекстовках! Тема c-moll`ной фуги из II тома звучит так: "Иван Семеныч, / дай закурить."
icon7[1].gif
 

 Re: Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам.
Владимир Ковальджи - 00:01 24.10.2007
> Надо же, как популярно "Иван Семеныч" в баховских подтекстовках! Тема c-moll`ной фуги из II тома звучит так: "Иван Семеныч, / дай закурить."


М-да... Учитывая, что в фуге D-ruh второго тома нередко поют "Иван Семеныч, пошли домой" (конечно, бывают и апокрифические варианты типа "Сергей Петрович"...)
К тому же, "Иван Семеныч" явно слышится и просится в фуги из первого тома d-moll (Иван Семеныч, дайте пять рублей!) и f-moll (Иван Семеныч, где же ты теперь?), а также еще минимум в семи-восьми фугах (но с не очень ясным продолжением).
Ау, баховеды-музыкоЕды! :)

ЗЫ. Ох... А ведь самая первая прелюдия первого тома вообще состоит из сплошной многократной фразы "Здравствуйте, Иван Семеныч! Здравствуйте, Иван Семеныч! Здравствуйте, Иван Семеныч!.."
Ну дела... :)
1.gif
 


Архив форума