![]() |
На клиросе
Архив форума |
| |
Преподобный Серафим сказал: "Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения"; на опыте так и бывает. Иногда с одним человеком говорить - просто отдыхать, а с другим говорить - делается тяжело; хоть спорь с ним - не находится, что и сказать ему; думаешь, как бы скорей ушел.
Иоанн (Алексеев), схиигум. |
- 19:43 03.12.2007 Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 13:47 04.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Екатерина Николаева)
- 21:45 04.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 09:23 05.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (bukvarius)
- 10:41 05.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Екатерина Николаева)
- 21:16 05.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Карина)
- 01:14 06.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 17:24 07.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Лара)
- 23:53 10.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 09:15 11.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (bukvarius)
- 23:11 22.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 02:46 11.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Карина)
- 22:57 22.12.2007 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
- 11:35 11.01.2008 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (Карина)
- 17:12 11.01.2008 Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше? (A.V. Рrof)
Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 19:43 03.12.2007
Собсно, сабж.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Екатерина Николаева - 13:47 04.12.2007
Ну здесь наверное тож самое, что и с курицей и с яйцом
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 21:45 04.12.2007
Екатерина Николаева, Вы писали:
> Ну здесь наверное тож самое, что и с курицей и с яйцом
Хех... А кто в Вашем примере выступает в качестве курицы - исполнитель или автор?
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
bukvarius - 09:23 05.12.2007
А что мешает быть и тем, и другим? Комбинация настолько выгодна, что ее можно считать почти необходимой. Для сочинителя, по крайней мере.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Екатерина Николаева - 10:41 05.12.2007
Автор наверное
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Карина - 21:16 05.12.2007
Это что, соцопрос?
Упомянутые Вами два служения органично связаны между собой, и, не будь нотной грамоты, их было бы не разделить. Однако и ноты не мешают исполнителю проникать в замысел автора и пытаться его воплотить, а автору - использовать нюансы исполнительства при сочинении музыки. Эти два ремесла стараться нужно сровнять (каждому со своей стороны), а не сравнивать.
Иначе - катастрофа, причем в геометрической прогрессии.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 01:14 06.12.2007
Карина, Вы писали:
> Это что, соцопрос?
Ну, чота вродь таво![]()
> Упомянутые Вами два служения органично связаны между собой, и, не будь нотной грамоты, их было бы не разделить.
Наверняка каждый певчий знает про молящихся, поющих, Пречистую Владычицу и золотые монеты. Служение певчих выше, чем молящихся в храме (но при условии, что певчий не опускается духовно ниже безбожников, [что в наше время к сожалению не редкость], достойно исполняя Ангельское служение). Это общеизвестный факт. Так почему бы и не обсудить высоту служения церковных авторов и клирошан?
>Однако и ноты не мешают исполнителю проникать в замысел автора и пытаться его воплотить, а автору - использовать нюансы исполнительства при сочинении музыки. Эти два ремесла стараться нужно сровнять (каждому со своей стороны), а не сравнивать.
Ну, не знаю. Разве Вы можете сравнить себя к примеру с пророком Давидом только потому, что он написал Книгу Псалмов, а Вы их читаете?Точно также и в музыке. Только разница в высоте того или иного служения будет не столь значительна, т.к. все мы грешные люди.
> Иначе - катастрофа, причем в геометрической прогрессии.
Ещё скажите всемирный потоп или нашествие динозавров. Как так катастрофа? Почему? Это что, приведёт к расколу в Святой Церкви на "писателей" и "читателей"? Не понимаю.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Лара - 17:24 07.12.2007
Уважаемый, A.V. Рrof. Вопрос сформулирован таким образом, что напрашивается естно сочинительство - как можно на картине увидеть то чего на ней не нарисовано. Хотя и здесь не всё однозначно - некоторые знакомые регенты имеют обыкновение перекладывать произведения в соответствии со своим вкусом и составом партий. Плюс последовательность "сочинил - озвучил - услышал". Для чего надо сравнивать? Это разные виды деятельности. Например, на дьяконском форуме была такая фраза: "Плох тот чтец, который не мечтает стать алтарником". Можно уйти в дебри подобным сравнением, осуждением, превозношением разных видов служения и кто что о себе самом и о других думает. Не место и не должность красит человека, а насколько человек соответствует этому служению.
И по предыдущей Вашей теме "Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам" (которую, к сожалению, превратили в шутку) заметно, что Вы находитесь в творческом поиске - и это весьма похвально, ведь без поиска невозможно развитие. На мой взгляд, более корректно познавательное сравнение стилей, эпох, эволюций и деградаций, развития и утрат, причин и следствий. Церковное пение в историческом контексте. Не сравнивать себя с певчими, алтарниками и свечницами, а с другими церковными композиторами или распевщиками.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 23:53 10.12.2007
Лара, Вы писали:
>Например, на дьяконском форуме была такая фраза: "Плох тот чтец, который не мечтает стать алтарником".
Pardon moi, но если честно, я не вижу никакого различия между чтецами и алтарниками. Разве чтецы не_алтарничают? Певчие - да, обычно только поют.
>Можно уйти в дебри подобным сравнением, осуждением, превозношением разных видов служения и кто что о себе самом и о других думает.
Можно. Но совершенно не нужно.
>Не место и не должность красит человека, а насколько человек соответствует этому служению.
Золотые слова! Именно соответствует. С печалью скажу, что порой клирошаны не осознают, где они находятся и кому служат. И ставят себя нередко не_только выше прихожан (но порой и не считаются с мнениями и приказными благословениями священнослужителей), образуя некую элитную "ангельскую" подсистему, членам которой дозволено не молиться, не исповедоваться/причащаться, не поститься, и кроме всего этого вести себя в Храме Божием так, как им заблагорассудится. И не дай Бог что-нибудь таким "ангелам" даже деликатно намекнуть - обольют помоями с ног до головы и пошлют туда, откуда не возвращаются.
Тем не менее - кто-то мирянин, кто-то чтец, кто-то диакон, кто-то священник, кто-то монах, а кто-то архиерей. И у каждого служения своя "высота".
> И по предыдущей Вашей теме "Авторская богослужебная музыка. Технологии создания. Вопрос современным авторам" (которую, к сожалению, превратили в шутку
Где?
>Заметно, что Вы находитесь в творческом поиске - и это весьма похвально, ведь без поиска невозможно развитие.
Это лишь одно из средств самореализации. Ну не состоялся я как певчий. Однако мне с детства говорили, что слух у меня есть. Нужно ж его хоть куда-то применить. Я конечно не стану таким великим, как к примеру всеми любимый и уважаемый Владимир, но смогу хоть иногда получать моральное удовлетворение от того, что я делаю
.
>На мой взгляд, более корректно познавательное сравнение стилей, эпох, эволюций и деградаций, развития и утрат, причин и следствий. Церковное пение в историческом контексте. Не сравнивать себя с певчими, алтарниками и свечницами, а с другими церковными композиторами или распевщиками.
Не думаю, что будет уместно сравнивать A.V. Prof 'а с другими церковными композиторами или распевщиками, разве что с дилетантами-экспериментаторами.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
bukvarius - 09:15 11.12.2007
> Pardon moi, но если честно, я не вижу никакого различия между чтецами и алтарниками. Разве чтецы не_алтарничают? Певчие - да, обычно только поют.
Не всегда. Часто все функции чтения возложены на клирос. Иногда благословляются читать люди, не вхожие в алтарь (возможно, с перспективой алтарничества). Бывает, читают женщины (например, свечница всегда читает шестопсалмие). Речь не об эпизодах, разумеется.
Возвращаясь к первоначальному вопросу. Всегда, когда имеется "ступенька" в служении (священство, монашество), есть и чин посвящения на это служение. Чин посвящения во чтецы-певцы имеется (как бы ни относились к этому сейчас). Есть ли аналогичный чин (и традиция его исполнять) для песнотворцев или гимнотворцев (авторов текстов)?
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 23:11 22.12.2007
bukvarius, Вы писали:
> Не всегда. Часто все функции чтения возложены на клирос. Иногда благословляются читать люди, не вхожие в алтарь (возможно, с перспективой алтарничества). Бывает, читают женщины (например, свечница всегда читает шестопсалмие). Речь не об эпизодах, разумеется.
Спасибо за разъяснение
> Возвращаясь к первоначальному вопросу. Всегда, когда имеется "ступенька" в служении (священство, монашество), есть и чин посвящения на это служение. Чин посвящения во чтецы-певцы имеется (как бы ни относились к этому сейчас). Есть ли аналогичный чин (и традиция его исполнять) для песнотворцев или гимнотворцев (авторов текстов)?
Насколько мне известно, в "чтецы-певцы" посвящают в Системе. Обычных же мирян ни в кого не посвящают. А на клайрэсах далеко не все "системщики"- это обычные миряне, с той лишь разницей, что они поют, а не стоят в Храме Господни. Однако разница в "высотах" присутствует и здесь, как ни крути. Вы не согласны?
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Карина - 02:46 11.12.2007
Уважаемый A.V.,
Из Ваших слов об индивидуальной катастрофе с деградацией слуха и, надо полагать, способности петь, мне показалось, что мы друг друга поняли ("Можно попробовать найти хор поприличнее. Иначе - катастрофа (...) Так можно и данный Богом слух погубить").
Однако, если настаиваете, могу пояснить.
Из предложенных Вами определений катастрофы скорее подходит всемирный потоп. То, чему ты виной, но что не в силах остановить.
Важно не то, что в церковной общине произойдет, как Вы изволили выразится, разделение на "писателей" и "читателей": это уже, можно сказать, произошло. Важно другое: прервется цепочка, которая обеспечивает церковную молитву: 1)Христос - 2)Обращение Церкви к Богу - 2)восприятие церковного опыта человеком - 3)его обращение к Богу - 4)фиксация им содержания молитвы в тексте, - 5)восприятие этого содержания другими верующими, в частности, музыкантом, т.е., композитором - 6) его интерпретация (музыкальное выражение) молитвы, зафиксированная в нотах - 7) ее восприятие певчим - 8) непосредственное озвучивание молитвы певчим(и) - 5)восприятие озвученной молитвы общиной верующих - 6)обращение общины к Богу.
Попробуйте прервать в одном месте цепочку - и молитва церковной общины будет затруднена; порвите в двух местах - окажется еще более тяжелой, в трех - почти неподъемной. Планомерно воспроизводите подобные действия в отношении различных молитвенных песнопений - и катастрофа неминуема.
Описанная мною цепочка далеко не полная: мною названы лишь самые грубые ее звенья.
Вы, конечно, могли заметить, что из перечисленных участников цепочки ис-полнителями молитвы (т.е.творящими ее) являются и автор текста (т.к. выражает ее в словах), и композитор (т.к. выражает ее на музыкальном языке), и певчий (озвучивающий ее с помощью певческого аппарата), и молча молящийся в храме (доносящий ее до Бога "только лишь" духовно - если Вы человек церковный, Вы знаете, чего стоит это "только лишь"). Это к слову о том, что служения схожи. Творим молитву мы все, однако в случае неуважения друг к другу выходит только пшик.
Надеюсь, дорогой A.V., на сей раз Вы будете удовлетворены ответом...
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 22:57 22.12.2007
Карина, Вы писали:
> Уважаемый A.V.,
> Из Ваших слов об индивидуальной катастрофе с деградацией слуха и, надо полагать, способности петь, мне показалось, что мы друг друга поняли ("Можно попробовать найти хор поприличнее. Иначе - катастрофа (...) Так можно и данный Богом слух погубить").
Пардон муа - поняли что? Вы по-прежнему утверждаете, что слух и голос можно развить из ничего, а я пытаюсь доказать Вам обратноеСформулируйте пожалуйста Ваш ответ более чётко.
> Однако, если настаиваете, могу пояснить.
> Из предложенных Вами определений катастрофы скорее подходит всемирный потоп. То, чему ты виной, но что не в силах остановить.
Я не в силах остановить всемирный потоп, но в чём, собсно, моя вина?
> Важно не то, что в церковной общине произойдет, как Вы изволили выразится, разделение на "писателей" и "читателей": это уже, можно сказать, произошло. Важно другое: прервется цепочка, которая обеспечивает церковную молитву: 1)Христос - 2)Обращение Церкви к Богу - 2)восприятие церковного опыта человеком - 3)его обращение к Богу - 4)фиксация им содержания молитвы в тексте, - 5)восприятие этого содержания другими верующими, в частности, музыкантом, т.е., композитором - 6) его интерпретация (музыкальное выражение) молитвы, зафиксированная в нотах - 7) ее восприятие певчим - 8) непосредственное озвучивание молитвы певчим(и) - 5)восприятие озвученной молитвы общиной верующих - 6)обращение общины к Богу.
Ачуметь (с)В жизни б не додумался
> Попробуйте прервать в одном месте цепочку - и молитва церковной общины будет затруднена; порвите в двух местах - окажется еще более тяжелой, в трех - почти неподъемной. Планомерно воспроизводите подобные действия в отношении различных молитвенных песнопений - и катастрофа неминуема. Описанная мною цепочка далеко не полная: мною названы лишь самые грубые ее звенья. Вы, конечно, могли заметить, что из перечисленных участников цепочки ис-полнителями молитвы (т.е.творящими ее) являются и автор текста (т.к. выражает ее в словах), и композитор (т.к. выражает ее на музыкальном языке), и певчий (озвучивающий ее с помощью певческого аппарата), и молча молящийся в храме (доносящий ее до Бога "только лишь" духовно - если Вы человек церковный, Вы знаете, чего стоит это "только лишь").
Правда эти самые "только лишь" почему-то по статистике как раз лучше всего умеют молитьсяДа и своему званию "Христианин" более соответствуют
>Это к слову о том, что служения схожи. Творим молитву мы все, однако в случае неуважения друг к другу выходит только пшик.
Так, стопочки-стопарики. Я что, говорил о том, что я испытываю к кому-либо неуважение? Да, я отношусь к церковно-певческой системе крайне осторожно и осмотрительно (если меня даже попросят где-нибудь раз или два подпеть "на подхвате", я принципиально пойду далеко не в каждый хор, пусть даже я знаком с этими людьми много лет и не в таких уж плохих отношениях), если на клиросе творится бездуховно-бездарномузыкальное безобразие, уговаривать меня будет совершенно бесполезно. Но это не означает того, что я буду проявлять к таким людям неуважение, превозноситься перед ними и т.д. Я просто скажу "нет", если меня что-то не устраивает. А если спросят "почему нет" - дам на то максимально подробное технико-экономическое обоснование.
> Надеюсь, дорогой A.V., на сей раз Вы будете удовлетворены ответом...
Ну, не знаюУ меня такое впечатление, что мы немножко не понимаем друг друга
Карина, сорри за небольшой OFF, но посмотрев Ваш профиль я обнаружил, что мы земляки. В каком храме Вы поёте (если не секрет)? Не имели ли Вы дело когда-либо с такими храмами, как Андреевский собор (ВО), Благовещение (ВО), Вмц. Екатерины (ВО), Неупиваемая Чаша, Всех Скорбящих Радосте (м. Чернышевская), Александро-Свирское Рождественское подворье, храм при Александровской больнице, Храм вмч. Пантелеимона при гатчинской больнице, часовня-храм "Утоли Моя Печали", храм при педиатрической академии, храм на Серафимовском кладбище, Череменецкое подворье (окт. наб.), Покрова (м. Политехническая)? Просто клиросный мир тесен, и вполне возможно, что мы с Вами где-то и пересекались, хоть я уже давно и не пою (просто не раз совершенно неожиданно для себя вновь обретал старых знакомых).
Спаси Христос!
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
Карина - 11:35 11.01.2008
A.V. Рrof, Вы писали:
> Пардон муа - поняли что? Вы по-прежнему утверждаете, что слух и голос можно развить из ничего, а я пытаюсь доказать Вам обратноеСформулируйте пожалуйста Ваш ответ более чётко.
"Из ничего" - это, пардон, про глухих. У любого же слышащего человека с детства закладывается понимание ритма, интонации, высоты звука и т.п. По инициативе, в основном, родителей, они специально развиваются в детском возрасте в музыкальном отношении - и чем интенсивнее ребенок в детстве занимается музыкой, поет, тем лучше у него будет развит слух. Однако у людей, выросших "без музыкального слуха" задатки его не исчезают - и при наличии, в первую очередь, внимания к музыке муз.слух может быть развит. Конечно, дается это несравнимо тяжелее, чем в детстве (и времени мало, и организм не так гибко восприимчив). Тем не менее, при уделении изрядного внимания предмету, можно и слух развить, и даже технику исполнения. Вы, быть может, слышали о художнике Поле Гогене, впервые взявшемся за кисть после 30 лет? А ведь научиться рисовать не менее трудно, нежели петь или играть на инструменте. Правда, искусству живописи Гоген принес в жертву все, что у него было в жизни: семью, работу, родину. Христианам сие не подобает. На гениальные итоги, соответственно, рассчитывать не приходится.
> Я не в силах остановить всемирный потоп, но в чём, собсно, моя вина?
О причинах Всемирного потопа чит. 6главу кн.Бытия
> Карина, сорри за небольшой OFF, но посмотрев Ваш профиль я обнаружил, что мы земляки. В каком храме Вы поёте (если не секрет)? Не имели ли Вы дело когда-либо с такими храмами, как Андреевский собор (ВО), Благовещение (ВО), Вмц. Екатерины (ВО), Неупиваемая Чаша, Всех Скорбящих Радосте (м. Чернышевская), Александро-Свирское Рождественское подворье, храм при Александровской больнице, Храм вмч. Пантелеимона при гатчинской больнице, часовня-храм "Утоли Моя Печали", храм при педиатрической академии, храм на Серафимовском кладбище, Череменецкое подворье (окт. наб.), Покрова (м. Политехническая)? Просто клиросный мир тесен, и вполне возможно, что мы с Вами где-то и пересекались, хоть я уже давно и не пою (просто не раз совершенно неожиданно для себя вновь обретал старых знакомых).
Полагаю, маловероятно, чтобы мы с Вами пересекались - если только к Вашему обширному послужному списку не принадлежат к тому же Университетский Петропавловский храм и Чесменская Рождества Иоанна Предтечи церковь. Сейчас вот уже 2 года (с момента рождения ребенка) живу и пою в деревне - в ц.Тихвинской иконы Божией Матери в пос.Жихарево.
Re: Церковное сочинительство vs церковное исполнительство. Какое служение выше?
A.V. Рrof - 17:12 11.01.2008
Карина, Вы писали:
> "Из ничего" - это, пардон, про глухих. У любого же слышащего человека с детства закладывается понимание ритма, интонации, высоты звука и т.п.
Вот именно - у слышащего. Если человеку это не дано, то хоть ты убейся апстену - результат будет никакой. К сожалению больше половины среднестатистических певчих этого не понимают, считая себя чуть ли не великими.
>
>
> > Я не в силах остановить всемирный потоп, но в чём, собсно, моя вина?
> О причинах Всемирного потопа чит. 6главу кн.Бытия
Вы прикалываетесь? Ткните, pls, меня фейсом у тот стих в 6-й главе, где сформулирована возможность возникновения Всемирного потопа, напрямую связанная с высотой служения различных клиросных подсистем.
> Полагаю, маловероятно, чтобы мы с Вами пересекались - если только к Вашему обширному послужному списку не принадлежат к тому же Университетский Петропавловский храм и Чесменская Рождества Иоанна Предтечи церковь. Сейчас вот уже 2 года (с момента рождения ребенка) живу и пою в деревне - в ц.Тихвинской иконы Божией Матери в пос.Жихарево.
У меня есть знакомые в Чесменской Церкви, но я там даже ни разу не был. С остальным же я никак и никогда не был связан.