А. Никольский
История церковного пения
Из главы 3:
Еще в IV веке замечалось определенное тяготение к диатонизму как наиболее
уместному для Церкви роду музыки и к избранным только ладам (а не ко всем им
безразлично), как единственно достойным служить основой для церковных мелодий.
В период V-VII веков эта тенденция отбора привела к созданию осмогласия в
качестве незыблемой церковно-музыкальной системы, в границах которой должно
существовать и развиваться впредь богослужебное пение. Ход постепенного
образования осмогласия и закрепления его в практике богослужения в общих чертах
таков.
Западная Церковь в IV и начале V века окончательно установила у себя
господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и
миксолидийский), построенные притом исключительно в диатоническом роде,
отвергнув прочие лады и роды.
Это пение впервые было введено стараниями епископа Амвросия, почему и
было впоследствии названо амвросианским. В своих главных основаниях оно было
общецерковным, близким к пению Восточных Церквей. Амвросианское пение было
принято и Римской Церковью, при Папе Дамасии (IV век), и затем в течение V века
распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии.
В начале V века подобное же пение введено было и в Церкви Иппонийской
(Африка) блаженным Августином.
К концу IV века и началу VII западное пение развилось и расширилось в
своем содержании, и амвросианское четверогласие обратилось постепенно в
осмогласие через добавление новых четырех ладов в качестве побочных (плагальных)
к первым четырем.
Принятие нового вида пения, то есть осмогласного вместо четверогласного,
относят ко временам Папы Григория Двоеслова, или Великого, но в действительности
это произошло позднее.
Во всяком случае, пение григорианское, осмогласное, заменило собою
прежнее (амвросианское) и принято Западной Церковью в качестве "Сantus'a
firmus'a" то есть пения, утвержденного как бы на все времена. В восточной
половине Церкви Вселенской развитие пения шло также в сторону осмогласия, но
несколько иным путем, чем это было на Западе. Прежде всего, на Востоке не
наблюдалось исключительного преобладания диатонизма. По крайней мере, местности
с преобладающим греческим населением сохранили (даже доселе) в своем пении все
музыкальные традиции древних эллинов, и в частности хроматический и
диатонический роды музыки.
Но принципиально и Восточная Церковь признавала за диатонизмом наибольшее
соответствие его с духом Церкви. Что касается количества ладов, или гласов, то в
Восточной Церкви начиная с V века устойчиво практиковались все восемь гласов и
никаких уступок в постепенном нарастании по четверогласиям не было.
Так, святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, писал свои
воскресные стихиры на восемь гласов; также на восемь гласов составлял кондаки и
икосы святой Роман Сладкопевец (V век), бывший диаконом в Берате (Сирия).
Святитель Софроний Иерусалимский и Иоанн Мосх (VI век), когда были в
монастыре у Нила Синайского, удивлялись тому, что там не поют осмогласно ни
Господи, воззвах, ни Бог Господь, ни Всякое дыхание.
Из "ТОЛКОВОГО ТИПИКОНА" М. Скабаллановича:
Из главы 4-5 века:
Именем св. Амвросия надписывается имеющий более позднее происхождение нотный
Антифонарий [146]. Он заключает в себе 4 напева, основанных на четырех греческих
музыкальных ладах: дорийском, фригийском, лидийском и миксолидийском; различие
этих напевов замечалось на том, что они начиналось с разных звуков октахорда:
1-й с ре, 2-й ми, 3-й фа, 4-й соль, и потому господствующий звук (с. 176)
(доминату), приуроченный к 1 ступени октахорда (во втором напеве — к 6, так как
на 5 ступени изменчивое «си»), имели на разных нотах. Так получилось 4 гласа (к
ним позднее прибавлено еще 4) [147]. Гласы эти носят название амвросианских; в
составе нынешнего р.-католического осмогласия (григорианского) они соответствуют
гласам 1, 3, 5 и 7. Из наших гласов они (первые три из них) близки к 1, 2 и 3
гласам.
Из главы 6-7 века:
Осмогласие.
В отношении церковной песни настоящая эпоха сделала особенно много и тем, что
теперь только окончательно был установлен, как на западе, так и на востоке, круг
богослужебных напевов. На западе это дело приписывается папе св. Григорию
Великому, на востоке св. Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона
Иоанна (IX в.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в церкви, удалили
менее ценные, а остальный исправил и восполнил недостающие; из полученного т.о.
материала он составил новый Антифонарий [83]. На основании этого известия
нынешний Антифонарий римской церкви и принятая там система гласов называются
Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных
напевов на востоке св. Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы
надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец» [84]. Как мы видели
(см. выше, стр. 175), упорядочение церковных напевов должно было начаться
гораздо ранее и Григория В. и Иоанна Дамаскина; и предание связывает начало
этого упорядочения на западе с именем св. Амвросия, Григорию же В. приписывается
только прибавление к существовавшим до него 4 амвросианским гласам, в основу
коих легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский (см. там
же), новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы» (toni plagales),
именно: иподорийский, начинающийся с ля и имеющий доминанту на 6 ступени,
ипофригийский, начинающийся с си с доминантой на 7 ступени, иполидийский с фа с
доминантой на 6 ступени, ипомиксолидийский с ре с доминантой на 7 ступени. Так
получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 2-го и
8-го — tonus peregrinus sive irregularis). Столько же гласов и с таким же
музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в восточной
церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом
из побочные, тогда как на западе за каждым (с. 372) прямым следует его побочный.