На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Люби смирение; оно покроет все грехи твои.
Антоний Великий, преп.

 Сокращение службы
Роман Валенков - 15:25 24.01.2008
Уважаемые фуромчане, очень интересно обсудить, какие формы сокращения службы, используются у вас на приходах. И что вы об этом думаете.

 Re: Сокращение службы
Татьяна(Ив) - 07:53 25.01.2008
Был у нас батюшка, который говорил, что сокращать службу можно, но надо знать, что можно сокращать :) Например, при одном батюшке на кафизмах мы читали по одному псалму с каждой славы, а при другом по 10 строк одного псалма на каждой славе, а еще при других было, что и просто один псалом...Но было, что и полностью одну кафизму читали.Вообщем, много было вриантов сокращения кафизм.

 Re: Сокращение службы
Роман Валенков - 20:27 28.01.2008
Неужели сокращения у вас касаются только кафисм? У нас, к примеру, поет два равнозначных клироса и служба сокращается. Так на воззвах на 6; лития (когда есть) и стиховне на 2; кафисма 1 (причем не 2 или 3, а каждый раз последующая от 1 по 20); такая же градация на степенных ант.; канон на 6; хвалитны на 4. Это касательно всенощного бдения. Служим 2.5-3 ч. очень хотелось бы узнать, где какая существует традиция сокращения.

 Re: Сокращение службы
Владимир Ковальджи - 21:52 28.01.2008
> Неужели сокращения у вас касаются только кафисм?


Вы, вероятно, прекрасно знаете, что "несокращенная" служба будет идти минимум часов восемь (всенощная - буквально), что прекрасно описано Скабаллановичем. Таким образом, несокращенных служб на практике не бывает.
Дальше - традиции страны, города, храма, священника...
Есть какие-то боль-мень всеобщие и устойчивые традиции, есть разные варианты с огромным разлетом. Описать все такие - невыполнимо.
А и зачем?
Вопрос стоит по-другому. Давным-давно пора сесть и принять "приходской устав" (об этом сто лет назад сколько говорили...), который был бы нормальным ориентиром.

 Re: Сокращение службы
Роман Валенков - 10:22 29.01.2008
Абсолютно с Вами согласен, но уж очень пугают меня, такого рода, постановления, которые могут изменить существующие традиции (у нас к примеру 1-я и Страстная седьмицы В.Поста служатся без сокращения), и Вам, как человеку церковному, не кажется ли, что такого рода табуированное благословение, больше повредит, чем поможет в решении этого вопроса. Конечно, Типикон - идеал, но как приятно, хоть иногда к нему прикоснуться. А идею, которую я преследую открыв тему на форуме, это попытка сверится с общим курсом, как мне кажется, уже существующим "приходским уставом".

 Re: Сокращение службы
Субботкина Елена - 14:46 29.01.2008
Мы стихиры на стиховне не поем, а читаем, без сокращения, так же хвалитные (на "и ныне" поем), на литии одну - поем

 Re: Сокращение службы
Татьяна(Ив) - 17:17 29.01.2008
У нас на приходе батюшки меняются часто, соответственно и службы у каждого сокращаются по-разному. Могу сравнить, как сокращалось воскресное всенощное бдение 15 лет назад и сейчас. Господи воззвах: тогда – на 6, сейчас – на 10. Лития, только на двунадесятые и некоторые другие праздники, и тогда, и сейчас. На стиховне – 4 стихиры плюс на славу и на ныне. Кафизма только 2-ая или 3-я, по кафизмах 1 седален. По полиелеи – ипакои и степенны – 1. Раньше по «Воскресение Христово видевши…» 50 псалом не читали, сейчас, всегда читаем. Канон: по 2 тропаря из каждого полагающегося на воскресной утрени, в том числе и Крестовоскресный, сейчас Крестовоскресный часто опускается. На хвалитех: на 4; сейчас на 6, плюс 2 воскресные. Все, что положено петь, поем.

 Re: Сокращение службы
Юля Д - 17:43 31.01.2008
Мы поём, как Владыка благословит. Сокращается прилично. В монастыре пели по полной, с пяти до девяти вечера.

 Re: Сокращение службы
Роман Валенков - 18:24 01.02.2008
Хотелось бы узнать, как в владыка благословляет?

 +
Лара - 17:19 06.02.2008
Да, тоже есть опыт служения без сокращений. И тоже Всенощная в таком случае длится 4 часа. Что интересно - прихожане вполне нормально относятся к тому, что служба закончится не в 6, а в 8 вечера, потому что в этом храме всегда так. Я вообще не понимаю зачем сокращают службу. Кому надо короче - ну никто же не держит - через час/два/15 минут ушёл. А то что батюшка после службы ещё проповедь на 40 минут закатит невнятной артикуляцией - это нормально? Или перед причастием исповедь на 1,5 часа? Вообще больно об этом говорить, когда поют стихира, слава и ныне, да и стихиру обрубают на половине - ведь именно стихиры предназначены создать праздничное настроение службы. В любом случае инициатива идёт от отцов - как в положительную так и в отрицательную сторону. Можно понять, если бы на клиросе стояли 1,5 бабульки слушать которых тошно, но ведь в практически везде красивые хоры которые слушать приятно. Я для себя вывод сделала такой: сокращают ВСЕ, и это ПЛОХО, но ничего не поделаешь, потому что всем по барабану - от отцов до прихожан, если кто хочет служить полно - он найдёт себе единомышленников или воспитает их.

 Re: + сокращение службы
Сергий Д - 22:47 07.02.2008
Мне кажется, что не стоит придерживаться крайностей. Убежден, идеальна та ситуация, при которой в одном населенном пункте несколько храмов, и в каждом служба служится немного по разному. люди должны иметь выбор, это нормально и хорошо. Где то служба обязательно должна совершаться совершенно полным чином, без всяких сокращений - это касается в первую очередь монастырей со сложившимся братством. На каких-то приходах - тоже самое. Но если на некоторых приходах служба и будет несколько сокращена - думаю, это нестрашно. Для многих родителей с детьми или взрослых детей с пожилыми больными родителями, для инвалидов - такие храмы нужны как воздух. Иначе приходится уходить из храма раньше времени - все равно приходится, и так и так нарушается чинность службы -люди ходят по храму, кто то приходит, кто то уходит. Весь вопрос в том - КАК СОКРАЩАТЬ? Совершенно очевидно, что и сократить службу можно с умом, а не так, как это делается в подавляющем количестве случаев. Когда действительно стихира обрывается на середине или выкидывается чтение кафизм, а пение акафиста переносится с 6 песни канона на место кафизм - это же просто уродование богослужения!!! вся проблема, к сожалению, в недостаточном духовном образовании многих клириков, это сложность кадрового вопроса. Многие священники учатся заочно, а заочное духовное оразование не дает реальной возможности изучить богослужение, ощутить его дух и смысловые акценты. Поэтому и происходит такое искажение богослужения. Когда на отпевании выкидывается канон, но пропеваются все прощальные стихиры - это же просто невежество!


Архив форума