Простите великодушно, но с сим утверждением согласиться не могу. Более-менее пристальный взгляд на творческий путь этих личностей приводит к прямо противоположным выводам. Вот несколько цитат навскидку, то, что «высвечивает» Интернет в биографиях этих композиторов (ох уж этот Интернет, но в данном случае «не до жиру» - достойных библиотек, имеющих исчерпывающую информацию по искусству и культуре, у нас на периферии днем с огнем не сыщешь).
В 1855 Балакирев, выпускник физико-математического факультета Казанского университета, встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты. Известно, что Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. Тем не мене, в 1883 он становится управляющим Придворной певческой капеллы (если православие было непопулярно в то время у образованной части общества, то, законно было бы, если бы и православие также не интересовалось образованными людьми). В этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов.
О Мусоргском, как композиторе церковном, я не знаю. Но о том, что он человек верующий, говорит многое. Например, Георгий Свиридов, говоря о кучкистах, отмечал: «Поучительно и интересно соотнести русскую философскую мысль в одном ряду: литература, музыка, живопись… Мусоргский в "Хованщине" — религиозный композитор. Это нужно осознать. "Хованщина" — это прямое общение с Богом, прямая молитва, но через театр... …у него были ученики. Корсаков в "Китеже" — настоящий ученик Мусоргского. После Мусоргского и Корсакова — Рахманинов с его "Всенощной" и "Литургией"… …ИСКУССТВО БЫЛО еще и светское, то, что мы называем народной песней, но оно опять-таки не было бесполезным, потому что оно было связано с природой, с земным, с движением жизни… туда вошло народное сознание. Так и в литературе, и в музыке — духовное и светское искусство. Они потом соединялись, варьировались. Наша музыкальная классика, например, русская опера, по своему составу необыкновенно богата. Туда пошла обильно церковная музыка. Например, у Мусоргского, Бородина, Корсакова много церковной, богослужебной музыки: молитвы, хоровое пение, церковный речитатив. Особенно много церковного речитатива у Мусоргского. Его речитатив не сравнить с речитативом европейца Верди. У Верди — это чисто служебный речитатив. Secco — такой непевучий. У Мусоргского же — не оперный, не светский. Это речитатив, взятый из церковного богослужения. Это голос священника, псаломщика. Русский речитатив Мусоргского более медленный, более весомый».
И этот голос композиторов не церковных играл огромную роль в становлении церковной музыки. Например, в молодые годы Александр Кастальский увлекся творчеством Бородина и Мусоргского, тяготение к глубинным национальным истокам, поиск самобытного пути русской музыки станет впоследствии главным стимулом деятельности и самого Кастальского.
О значении Римского-Корсакова в церковной музыке лучше всех, пожалуй, сказал Н. Компанейский (Компанейский Н. Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке // Русская музыкальная газета.— 1908, 28 сентября, № 39-40.— С. 837–842.): «Роль Римского-Корсакова в движении русской церковной музыки была настолько выдающаяся, что определить её значение возможно было не только после кончины его, но и при жизни его. Роль эта уже давно сыграна… …Для справедливой оценки значения Римского-Корсакова в русской церковной музыке следует припомнить факт, что в период времени от Бортнянского до Чайковского и Римского-Корсакова ни единый настоящий композитор не брал в руки пера, чтобы послужить на пользу религиозной музыке. Этот траурный период можно охарактеризовать вполне точно наименованием — монополиею на композиторство директоров Придворной капеллы. В этом периоде печатались духовно-музыкальные сочинения только гг. директоров капеллы или неопасных для их славы конкурентов… …Как только Римский-Корсаков был назначен в 1883 году помощником управляющего придворной капеллы,… тотчас же устроил регентские классы по составленной им программе и взял на себя преподавание гармонии и контрапункта. Без сомнения, что Римский-Корсаков сознавал крайнюю необходимость подъёма музыкального образования регентов… …В изданных в 1884 г. придворною капеллою восьми номерах из литургии Св. Иоанна Златоустого сочинения Римского-Корсакова можно усмотреть намерение автора исправить крайности, проявленные в сочинениях гг. директоров капеллы: превышение красоты звуков над внутренним содержанием… …Сочинения Римского-Корсакова из Литургии не заключают никакого интереса новизны мысли или стиля, красоты мелодии и гармонии, или захватывающего настроения. Напротив того, сочинения его, составляющие вторую серию, издания 1886 г.: «Херувимская песнь, дьячковского напева», «Да молчит всякая плоть», «Причастный стих», «Се жених грядет», «Чертог Твой», «На реках Вавилонских» и «Тебе Бога хвалим», имеют громадное значение, т. к. положили основу современному направлению церковной музыки. Все сочинения этой серии написаны на мелодии, заимствованные из нотных церковных книг, преимущественно Киевского роспева. В них введена обычная старинная музыкальная форма, запевы, исполняемые канонархом или головщиком, присоединение прочих голосов контрапунктически постепенно, или подхватом массою. Отдельные партии прерываются, либо хоровою массою, либо пением одним голосом, solo. Различные степени сгущения и наслоения голосовых красок сообщают этим церковным песням колорит чисто русского народного хора… …Что же касается до внутренних особенностей конструкции мелодии русских церковных роспевов, их симметрий и симфоний, то к сожалению, они остались совершенно невыясненными композитором… …Существует мнение, будто современное направление композиторов духовной музыки новой школы, русской, создалось в Московском Синодальном училище. В этом мнении справедливо лишь то, что С. В. Смоленский, в бытность его директором Московского Синодального училища, воспитывал своих учеников на соч. Чайковского и Римского-Корсакова и, конечно, указывал им на те особенности, которые должны лечь в основание будущего направления русской церковной музыки. Правдивее сделать заключение, что Римский-Корсаков передал своим непосредственным ученикам: Аренскому, Ипполитову-Иванову, Панченко, Гречанинову, Лядову, Черепнину и другим, как стиль своего письма, так и убеждение в полезности работать для религиозной музыки в новом направлении. …То немногое, что написано Римским-Корсаковым для церковной музыки, имеет громадное значение в истории».
Вот так. И это о кучкистах, которые, на мой взгляд, действительно, не слишком усердно интересовались церковными делами. Но православие в целом, и православная музыка в частности, несомненно: - играли огромную роль в формировании сознания образованной части общества; - испытывали постоянное влияние со стороны образованной интеллигенции на свое развитие. Понятия чести, достоинства, гражданственности, порой не доступные современной молодежи, были впитаны передовой интеллигенцией того времени. Материалистические идеи, демократические реформы и прочие «блага» XIX века, вызывали мощнейшую работу мысли, критическое переосмысление вековых традиций и стремление проложить новые пути. Возможно, где-то стремления эти отличались от общецерковного понимания православия, но пути эти, в конечном счете, не отрывались, не мыслились без христианской морали. Да, первопроходец рискует попасть в болото или сорваться в пропасть. Но он идет. А нам, чтобы продвигаться, следует изучать результаты его движения, осознавать допущенные ошибки, брать на вооружение достижения. Нам тоже надо идти, осознанно и с открытыми глазами. Именно с этих позиций меня интересуют малоизвестные страницы знаменитых людей. Думается, серьезный анализ религиозной мысли в музыке не менее важен, чем богословские диспуты философов и литераторов.
|