На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, - это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
Амвросий Оптинский, преп.

 Кюи - церковный композитор???
Виктор Радич - 21:27 30.07.2008
Среди юбилейных дат, отмеченных на сайте МРПС, указано 90-летие со дня смерти Ц.Кюи?
Скажите, он тоже писал церковную музыку? Если да, где с ней можно познакомиться?

 Re: Кюи - церковный композитор???
Ольга Юрьевна - 22:41 30.07.2008
На сколько я знаю,Кюи-один из композиторов Могучей кучки.это знаменательнейшее муз.общество 18-19 века.они внесли огромный вклад в развитие Русской музыкиПо образованию Кюи-инженер и его вклад в русскую музыку не так огромен,капк ешо соратников по Могучей кучке.О его вкладе в церковную музыку мне к сожалению ничегот не известно.скорее всего,либо таких произведений нет,либо на фоне его более преуспевающих соратников,эти произведения остались без внимания.

 Re: Кюи - церковный композитор???
Виктор Радич - 09:40 31.07.2008
Это общеизвестно, многие произведения Кюи, романсы по крайней мере, исполняются и сейчас. Кому-то он очень нравится, кто-то, как Чайковский, относится к его творчеству с пренебрежением. Меня интересует, писал ли он духовную музыку?
Ведь тема церковная, христианство, как путь духовного искания человечества - центральная в творчестве практически каждого большого художника того времени. И это пристальное внимание русской интеллигенции к образу Христа и событиям его земной жизни, к исторически известным церковным деятелям и православию в целом нельзя свести только к "социальному заказу" власти и церкви. В этих касаниях к церковной истории отражалась философская позиция автора, его стремление к осмыслению вечных истин, внутреннее борение души с пороками общества и своими недостатками. Но, в то же время, в творческом переосмыслении церковной темы можно увидеть и то, как в то время воспринималось русским сознанием ПРАВО---СЛАВИЕ, какие стороны ВЕРЫ требовали действия (ибо вера без дел...), насколько внешний ОБРЯД соответствовал или не соответствовал осознаваемому СОДЕРЖАНИЮ нравственных устоев автора. Каждое обращение великого художника к церковной теме - это изложение своего credo.
Нам известны великие и малые литературные и философские размышления Пушкина и Лермонтова,Толстого и Гоголя, Розанова и Лескова, Достоевского и поэтов серебрянного века (можно назвать практически всех литераторов XVIII-XX веков). Мы подолгу рассматриваем великолепные фрески академических художников в любом мало-мальски известном храме, каждая вторая картина передвижников и "академистов" того времени - на церковную тему, многие из этих произведений до сих пор вызывают споры и недоумения. Но делают главное - заставляют задуматься над вечными вопросами.
И нам практически не известен огромный пласт русской музыкальной культуры, связанный с внутренним, душевным и духовным миром наших великих композиторов. Этот внутренний мир находил выражение в двух направлениях: в литургическом твочестве, если можно так сказать - в канонически оформленной мысли, и в светском излиянии православной души, в романсах, опере, балете. Если романсы Алябьева мы поем и сейчас, то почему не можем хотя бы ознакомиться с его Литургией?
Интеллигенция выражала свою мысль в творчестве широко и смело. Но чем и кем была вызвана эта широта взглядов? Размышления над партитурой можгут выявить не только факт музыкального влияния композиторов друг на друга, но и осветить их внутренний мир, дать понимание истоков их убеждений и действий.
А понимание действий твоих предков - есть прямое указание к твоим действиям, к твоему будущему...

 Re: Кюи - церковный композитор???
Владимир Ковальджи - 16:50 02.08.2008
> О его вкладе в церковную музыку мне к сожалению ничего не известно.


За неимением. "Кучкисты" вообще мало интересовались такой непопулярной в то время среди образованной части общества вещью, как православие.

 Re: Кюи - церковный композитор???
Виктор Радич - 15:49 04.08.2008
Простите великодушно, но с сим утверждением согласиться не могу. Более-менее пристальный взгляд на творческий путь этих личностей приводит к прямо противоположным выводам. Вот несколько цитат навскидку, то, что «высвечивает» Интернет в биографиях этих композиторов (ох уж этот Интернет, но в данном случае «не до жиру» - достойных библиотек, имеющих исчерпывающую информацию по искусству и культуре, у нас на периферии днем с огнем не сыщешь).

В 1855 Балакирев, выпускник физико-математического факультета Казанского университета, встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.
Известно, что Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. Тем не мене, в 1883 он становится управляющим Придворной певческой капеллы (если православие было непопулярно в то время у образованной части общества, то, законно было бы, если бы и православие также не интересовалось образованными людьми). В этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов.

О Мусоргском, как композиторе церковном, я не знаю. Но о том, что он человек верующий, говорит многое. Например, Георгий Свиридов, говоря о кучкистах, отмечал: «Поучительно и интересно соотнести русскую философскую мысль в одном ряду: литература, музыка, живопись…
Мусоргский в "Хованщине" — религиозный композитор. Это нужно осознать. "Хованщина" — это прямое общение с Богом, прямая молитва, но через театр...
…у него были ученики. Корсаков в "Китеже" — настоящий ученик Мусоргского. После Мусоргского и Корсакова — Рахманинов с его "Всенощной" и "Литургией"…
…ИСКУССТВО БЫЛО еще и светское, то, что мы называем народной песней, но оно опять-таки не было бесполезным, потому что оно было связано с природой, с земным, с движением жизни… туда вошло народное сознание. Так и в литературе, и в музыке — духовное и светское искусство. Они потом соединялись, варьировались. Наша музыкальная классика, например, русская опера, по своему составу необыкновенно богата. Туда пошла обильно церковная музыка. Например, у Мусоргского, Бородина, Корсакова много церковной, богослужебной музыки: молитвы, хоровое пение, церковный речитатив. Особенно много церковного речитатива у Мусоргского. Его речитатив не сравнить с речитативом европейца Верди. У Верди — это чисто служебный речитатив. Secco — такой непевучий. У Мусоргского же — не оперный, не светский. Это речитатив, взятый из церковного богослужения. Это голос священника, псаломщика. Русский речитатив Мусоргского более медленный, более весомый».

И этот голос композиторов не церковных играл огромную роль в становлении церковной музыки. Например, в молодые годы Александр Кастальский увлекся творчеством Бородина и Мусоргского, тяготение к глубинным национальным истокам, поиск самобытного пути русской музыки станет впоследствии главным стимулом деятельности и самого Кастальского.

О значении Римского-Корсакова в церковной музыке лучше всех, пожалуй, сказал Н. Компанейский (Компанейский Н. Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке // Русская музыкальная газета.— 1908, 28 сентября, № 39-40.— С. 837–842.):
«Роль Римского-Корсакова в движении русской церковной музыки была настолько выдающаяся, что определить её значение возможно было не только после кончины его, но и при жизни его. Роль эта уже давно сыграна…
…Для справедливой оценки значения Римского-Корсакова в русской церковной музыке следует припомнить факт, что в период времени от Бортнянского до Чайковского и Римского-Корсакова ни единый настоящий композитор не брал в руки пера, чтобы послужить на пользу религиозной музыке. Этот траурный период можно охарактеризовать вполне точно наименованием — монополиею на композиторство директоров Придворной капеллы. В этом периоде печатались духовно-музыкальные сочинения только гг. директоров капеллы или неопасных для их славы конкурентов…
…Как только Римский-Корсаков был назначен в 1883 году помощником управляющего придворной капеллы,… тотчас же устроил регентские классы по составленной им программе и взял на себя преподавание гармонии и контрапункта. Без сомнения, что Римский-Корсаков сознавал крайнюю необходимость подъёма музыкального образования регентов…
…В изданных в 1884 г. придворною капеллою восьми номерах из литургии Св. Иоанна Златоустого сочинения Римского-Корсакова можно усмотреть намерение автора исправить крайности, проявленные в сочинениях гг. директоров капеллы: превышение красоты звуков над внутренним содержанием…
…Сочинения Римского-Корсакова из Литургии не заключают никакого интереса новизны мысли или стиля, красоты мелодии и гармонии, или захватывающего настроения. Напротив того, сочинения его, составляющие вторую серию, издания 1886 г.: «Херувимская песнь, дьячковского напева», «Да молчит всякая плоть», «Причастный стих», «Се жених грядет», «Чертог Твой», «На реках Вавилонских» и «Тебе Бога хвалим», имеют громадное значение, т. к. положили основу современному направлению церковной музыки. Все сочинения этой серии написаны на мелодии, заимствованные из нотных церковных книг, преимущественно Киевского роспева. В них введена обычная старинная музыкальная форма, запевы, исполняемые канонархом или головщиком, присоединение прочих голосов контрапунктически постепенно, или подхватом массою. Отдельные партии прерываются, либо хоровою массою, либо пением одним голосом, solo. Различные степени сгущения и наслоения голосовых красок сообщают этим церковным песням колорит чисто русского народного хора…
…Что же касается до внутренних особенностей конструкции мелодии русских церковных роспевов, их симметрий и симфоний, то к сожалению, они остались совершенно невыясненными композитором…
…Существует мнение, будто современное направление композиторов духовной музыки новой школы, русской, создалось в Московском Синодальном училище. В этом мнении справедливо лишь то, что С. В. Смоленский, в бытность его директором Московского Синодального училища, воспитывал своих учеников на соч. Чайковского и Римского-Корсакова и, конечно, указывал им на те особенности, которые должны лечь в основание будущего направления русской церковной музыки. Правдивее сделать заключение, что Римский-Корсаков передал своим непосредственным ученикам: Аренскому, Ипполитову-Иванову, Панченко, Гречанинову, Лядову, Черепнину и другим, как стиль своего письма, так и убеждение в полезности работать для религиозной музыки в новом направлении.
…То немногое, что написано Римским-Корсаковым для церковной музыки, имеет громадное значение в истории».

Вот так. И это о кучкистах, которые, на мой взгляд, действительно, не слишком усердно интересовались церковными делами. Но православие в целом, и православная музыка в частности, несомненно:
- играли огромную роль в формировании сознания образованной части общества;
- испытывали постоянное влияние со стороны образованной интеллигенции на свое развитие.
Понятия чести, достоинства, гражданственности, порой не доступные современной молодежи, были впитаны передовой интеллигенцией того времени. Материалистические идеи, демократические реформы и прочие «блага» XIX века, вызывали мощнейшую работу мысли, критическое переосмысление вековых традиций и стремление проложить новые пути. Возможно, где-то стремления эти отличались от общецерковного понимания православия, но пути эти, в конечном счете, не отрывались, не мыслились без христианской морали.
Да, первопроходец рискует попасть в болото или сорваться в пропасть. Но он идет. А нам, чтобы продвигаться, следует изучать результаты его движения, осознавать допущенные ошибки, брать на вооружение достижения. Нам тоже надо идти, осознанно и с открытыми глазами. Именно с этих позиций меня интересуют малоизвестные страницы знаменитых людей. Думается, серьезный анализ религиозной мысли в музыке не менее важен, чем богословские диспуты философов и литераторов.

 Re: Кюи - церковный композитор???
Владимир Ковальджи - 14:12 05.08.2008
Виктор, всё так и не так. С какой стороны посмотреть...

> Балакирев


Верно. Это был единственный из них, кто стал истовым _церковным_ верующим. Но и то в довольно странной болезненной форме (почти "йоговской", типа комара не мог прихлопнуть, ибо тварь Божья, и прочие не очень здоровые признаки...)
Для церковной музыки не сделал, однако, практически ничего (если не считать развала при его с Римским руководстве ранее славной ППК, окончательно довершенного Аренским).

> О Мусоргском, как композиторе церковном, я не знаю.


А вот и главная фигура направления. Не сделал для церкви _ничего_, просто даже и в голову не приходило (легкий хороводик на слова "Ангел вопияше" - маловато для рассмотрения...)

> Мусоргский в "Хованщине" — религиозный композитор.


Религиозный - соглашусь, сие понятие широкое :)

> Особенно много церковного речитатива у Мусоргского.


Несомненно. Мусоргский, конечно, широко использовал церковные приемы или мотивы, поскольку это было необходимо для его _национальной_ по задумке музыки. Для него это была важнейшая часть ФОЛЬКЛОРА.

Ровно то же можно сказать о Бородине.

> сочинения Римского-Корсакова


Вот единственный из "кучкистов", кто (в годы работы в ППК) делал церковные переложения. Вполне удачные, местами мастерские. Но довольно мало прижившиеся в церковной практике.

> Различные степени сгущения и наслоения голосовых красок сообщают этим церковным песням колорит чисто русского народного хора…


Точно сказано :) Потому и не очень прижились.

Короче, очень мне нравится легендарная фраза из реферата некоего студиозуса: "Из Глинки, как из желудя, выросли все дубы русской музыкальной культуры".

 Re: Кюи - церковный композитор???
Виктор Радич - 14:24 05.08.2008
Спасибо, удовлетворили почти по полной. Только мы отклонились от первоначального вопроса: было-ли у Кюи хоть какое-то поползновение в сторону церковного сочинительства?

 Re: Кюи - церковный композитор???
Леонид - 00:23 06.08.2008
Было, было. Но очень мало он написал. Публиковала Придворная Певческая Капелла.
Примеры: "Радуйтеся праведнии", "Величит душа моя Господа", "Господи да не яростию", "Боже, Боже, мой".

 Re: Кюи - церковный композитор???
Татьяна Ивашкова - 14:49 05.08.2008
Владимир Ковальджи, Вы писали:

> > сочинения Римского-Корсакова

>

> Вот единственный из "кучкистов", кто (в годы работы в ППК) делал церковные переложения. Вполне удачные, местами мастерские. Но довольно мало прижившиеся в церковной практике.

>


Ну почему же? Мы, например, много чего его поем. Правда, у нас клирос такой... зело партесный.

 Re: Кюи - церковный композитор???
Владимир Ковальджи - 16:25 05.08.2008
> Ну почему же? Мы, например, много чего его поем. Правда, у нас клирос такой... зело партесный.


И к тому же вы питерския, у вас всё, связанное с ППК, сильнее отражается.


Архив форума