Говорить что-либо вообще тут почти невозможно - каждое помещение уникально. Для озвучки (особенно внутренней) надо звать профессионала. Это самое главное. Экономия в этом деле (качество аппаратуры и качество работы), имхо, просто фатальна! Дерьмовая озвучка хоронит всё глубоко и прочно, хоть святых выноси... Некоторые общие (и вполне очевидные) рекомендации для внутренней озвучки:
1) В момент тишины из колонок должна звучать ТИ-ШИ-НА! Если из них идет хоть сколько-нибудь заметный фон, шип, потрескивание, наводки - использовать нельзя и точка. Если тот, кто этим занимается, не способен их ликвидировать - гнать. Я втречался с таким явлением. Шип бесит ужасно, долго находиться в таком помещении просто отвратительно. Причин у разного рода фонов несколько. Это и качество микрофонов, и качество усилителя, и качество проводов, и качество динамиков, и (не)грамотное заземление на всех этапах. Подробнее скажет профессионал, см. выше.
2) Предположим, фон мы победили. Далее первая и важнейшая заповедь такова: Озвучка должна быть такой, чтобы было впечатление, что у священников или певчих просто более громкие голоса, чем есть на самом деле, а не что это усилитель с динамиками работает А из этого следует, что: а) расположение динамиков должно быть подобрано так, чтобы большинство стоящих в храме не чувствовали явно, что звук идет не из алтаря, солеи и клироса, а из динамиков; б) громкость должна быть выставлена так, чтобы она по всему пространству помещения примерно соответствовала мощному, но естественному голосу; в) само собой, звук должен быть по тембру совершенно натуральным, без заметных искажений. Это недешево, но иначе лучше уж ничего не надо.
3) Озвучить всё парой микрофонов (в районе алтаря и в районе клироса) можно, но это виртуозная работа... Скорее всего у нас постоянно будет возникать дисбаланс. Лучше больше, это даст возможность тонкой настройки баланса. Как минимум один у престола, один у солеи и два-три на клиросе. Тогда и священника и дьякона можно хорошо сбалансировать, а также нормально выстроить баланс разных партий в хоре.
4) Даже если всё пристойно выстроено, надо еще и голову на плечах иметь, а не включил раз и навсегда и всё! Звук на обычной воскресной всенощной, когда в храме, скажем, 50 человек, и звук на велико-праздничной литургии, когда храм переполнен, - это две огромные разницы. В первом случае озвучку можно прибрать или не включать вовсе. А во втором - см. п.5:
5) Паки глаголю: озвучка - это не та проблема, которую один раз решил и спокоен! Без человека (и грамотного в этом деле) она очень скоро разладится и станет мешать, а не помогать. Если настоятель решился пользоваться озвучкой, то он просто обязан опеспечить постоянный контроль над ней. Специалист должен физически присутствовать в храме как минимум на всех многолюдных праздничных службах!
|