На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Мы смотрим на крест Христов и читаем его страсти, а сами не переносим ни одной обиды.
Древний Патерик

 Наглядно
Владимир Ковальджи - 11:27 26.02.2012
В православных календарях все могут прочитать такую фразу о времени празднования Пасхи:
"в первое воскресенье по первом полнолунии после весеннего равноденствия (21 марта ст. ст.)"
В ней есть только одно пояснение - относительно равноденствия: что на самом деле это не равноденствие, а "21 марта ст. ст." (правда, не совсем ясно, а зачем тогда вообще поминать "равноденствие", если оно нас в реальности не интересует? Писали бы просто "после 21 марта ст. ст.").
Но это только половина правды, и не самая интересная. Ведь равноденствия мы с вами не видим и не чувствуем, если специально не заглянем в астрономический календарь. Другое дело - луна. Полнолуние прекрасно видно невооруженным взглядом, его не спутаешь даже с однодневным ущербом. Однако, полнолуние в этом году - в пятницу вечером 6 апреля (24 марта ст. ст.) Когда Пасха? В воскресенье 8-го? Как бы не так. 15-го. Почему? А потому что забыли в этой фразе в календаре еще одно пояснение добавить: не реальное отлично видимое полнолуние, а "полнолуние" в больших подмигивающих кавычках, т.е. "полнолуние" по безбожно разошедшимся с луной таблицам (которые в первом-то тысячелетии регулярно корректировались!)
Результат наглядно показан на картинке, но и столь же наглядно будет виден на небе, если тучами не затянет.
luna2012.gif
 

 Re: Наглядно
bukvarius - 21:38 26.02.2012
Не вполне понял картинку. Почему спустя восемь дней после полнолуния у вас растущая Луна (I четверть)?

 Re: Наглядно
Владимир Ковальджи - 23:21 26.02.2012
> Почему спустя восемь дней после полнолуния у вас растущая Луна?


Потому что я смотрю на нее, стоя на голове вверх ногами в знак того, что всё у нас перевернуто с ног на голову :)

 Re: Календарь
Татьяна Светлова - 10:13 28.02.2012
Лет 20 назад один приятель объяснил мне почему нельзя переходить на новый стиль и перешедшие (новостильники) еретики, готовящиеся к приходу антихриста.
Потому, оказывается, что тогда останутся неотслуженными Богу 13 дней и невычитанными масса канонов святым. Что на руку жидомассонам и колдунам. :-) Меня это удивило, но я не разбиралась, в остальном этот приятель для меня много важного сделал, собственно к православию привел, дай Бог ему здоровья.
А теперь часто задумываюсь, почему у нас Н.Г. перед Рождеством, и вечер утром а утро вечером, но кроме того, сто Церковь наша не от мира и хорошо, что у нас календарь другой, ничего придумать не могу, может поможете? :-)

 Re: Календарь
Владимир Ковальджи - 10:40 28.02.2012
> почему у нас Н.Г. перед Рождеством


А вот это - единственное, что мне как раз нравится в нынешней ситуации раскардаша календарей. НГ у нас главный общий светский праздник, и он берет на себя весь удар всеобщей дикой суеты с шопингом за подарками и проч. А Рождество попадает на тихое задумчивое время посленовогоднего отходняка. Если же совместить календари, то удар сместится на Рождество, как во всем мире и происходит. А не хотелось бы, чтобы оно и у нас превратилось в бестолково-веселый "кристмас". Лучше пусть эту функцию оставит за собой НГ.

> вечер утром а утро вечером


Ну, а это никакого отношения к новому/старому стилю не имеет.
Говорить "исполним утреннюю молитву нашу..." в шесть вечера и проч. - это просто неуважение к себе и привычка не задумываясь врать, если "так положено".

 Re: Календарь
Татьяна Светлова - 15:26 28.02.2012

> А не хотелось бы, чтобы оно и у нас превратилось в бестолково-веселый "кристмас".


О. правда! Только вопрос без ответа :-)
Почему РПЦ не переходит на обычный календарь? Чтобы не совпадать в колдунами и жидомассонами или чтобы Рождество в крисмас не превращать?
>

> > вечер утром а утро вечером

.
> Говорить "исполним утреннюю молитву нашу..." в шесть вечера и проч. - это просто неуважение к себе и привычка не задумываясь врать, если "так положено".


Ничего себе! Вы так считаете? И что? Не врете и не ходите на службу или знаете места где по-другому?

 Re: Календарь
Владимир Ковальджи - 16:43 28.02.2012
> Почему РПЦ не переходит на обычный календарь?


По инерции.
Однако, я вовсе не сторонник того, чтоб как-то дергаться по этому поводу. Проблемы-то по большому счету никакой нету. Живем себе и живем. Причем живем вполне по "новому стилю". Спросите любого церковного человека, когда нынче Пасха, и он сразу ответит - 15 апреля. Никто не ответит "2-го". А "Вера-Надежда-Любовь"? Каждый знает - 30 сентября, конечно. Какая разница, как _назвать_ тот или иной день? Любой календарь - условность, принятая определенным сообществом, не более.
Или кого-то всерьез колышет, что где-нить в Бухаресте у православных Рождество 25 декабря, а не 7 января? Ну, может, того, кто по работе каждую неделю мотается в Бухарест и обратно, это и колышет. А 99,99% это абсолютно фиолетово.
В сегодняшней церкви имеется букет проблем в сто раз более серьезных, чем календарь. Поэтому он в общем-то вообще не проблема.

> > Говорить "исполним утреннюю молитву нашу..." в шесть вечера и проч. - это просто неуважение к себе и привычка не задумываясь врать, если "так положено".

>

> Ничего себе! Вы так считаете? И что? Не врете и не ходите на службу или знаете места где по-другому?


А разве я говорил, что не вру или не хожу? Я как все.

 Без обмана
Владимир Васильев - 22:00 28.02.2012
Татьяна Светлова, Вы писали:

> > Говорить "исполним утреннюю молитву нашу..." в шесть вечера и проч. - это просто неуважение к себе и привычка не задумываясь врать, если "так положено".

>

> Ничего себе! Вы так считаете? И что? Не врете и не ходите на службу или знаете места где по-другому?


Пардон, а где здесь вранье? Вас же призвали помолиться утренней молитвой. Вы и молитесь. Утренней молитвой. Без обмана. То, что это в 6(7) часов нашего вечера происходит - нелогично. Но опять же: обмана нет никакого.

 Re: Без обмана
Владимир Ковальджи - 22:43 28.02.2012
> нелогично


Ну да, я согласен, давайте выражаться дипломатично.
Вы читали "утренние молитвы" священника в начале утрени? Они именно утренние ("возставивший от ложа" и т.п.) Молитва может быть только осмысленной. Либо просто "вычиткой положенного", но не молитвой. Представьте: вы дарите мне коробку конфет, а я беру и говорю: "Спасибо вам за такой красивый шарф! Это мой любимый цвет!" Слова сами по себе очень хорошие, но вы почему-то смотрите на меня с удивлением: "он вообще со мной разговаривает?.. Или сбрендил?" Столь же странно во время крещения вдруг говорить не "крещается имярек...", а "благодарим Тя, Господи, яко насытил еси нас...", или петь на Рождество службу Преображения, или вот вечером утренние молитвы и т.п. "Нелогично". Ну, назовем так :)

 Re: Без обмана
Владимир Васильев - 10:47 29.02.2012
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> или вот вечером утренние молитвы и т.п. "Нелогично". Ну, назовем так :)


Тут мне интересно другое. Вот этот богослужебный суточный круг, он сложился весьма давно и был настроен на тогдашний уклад жизни. Можно ли его честно исполнять в нынешних условиях и расписаниях, пусть даже в монастыре? Ну вот, чтобы утреннее утром, вечерни и повечерия вечером, полунощницы в районе полночи и т.д.

 Re: Без обмана
Владимир Ковальджи - 11:21 29.02.2012
> Можно ли его честно исполнять в нынешних условиях и расписаниях, пусть даже в монастыре? Ну вот, чтобы утреннее утром, вечерни и повечерия вечером, полунощницы в районе полночи и т.д.


В монастыре всё можно при желании.
На приходе полунощницу в районе полуночи, ясное дело, никто делать не будет (впрочем, ее, за парой исключений в году, вообще не служат, так что нет и проблемы).
Служить вечерню вечером можно всегда, препятствий не вижу.
Утреню - тогда, когда нет соединения во "всенощное". В последнем же случае надо бы внести некоторые изменения.
О необходимости "приходского устава" говорят уже более ста лет, ибо давно уже поднадоела ситуация некоего лицемерия (устав никто никогда не исполняет, но он типа "неприкосновенен"; хотя логики в этом никакой - это не догмат какой-нибудь, уставов в истории Церкви было много разных).

 Re: Без обмана
Владимир Васильев - 12:26 29.02.2012
Владимир Ковальджи, Вы писали:
>

> В монастыре всё можно при желании.

> На приходе полунощницу в районе полуночи, ясное дело, никто делать не будет (впрочем, ее, за парой исключений в году, вообще не служат, так что нет и проблемы).


Подскажите, пожалуйста, когда на приходе бывает эта пара исключений?

 Re: Без обмана
Владимир Ковальджи - 13:10 29.02.2012
> Подскажите, пожалуйста, когда на приходе бывает эта пара исключений?


Пардон, не пара, а одно, собсно: перед пасхальной службой читается полунощница с каноном "Волною морскою".

 Термин
Владимир Васильев - 10:52 29.02.2012
Владимир Ковальджи, Вы писали:
>или вот вечером утренние молитвы и т.п. "Нелогично". Ну, назовем так :)


Так апостол Павел пророчески сказал "для эллинов безумие". Можно и так назвать

 Re: Термин
Александр Иванов - 11:08 29.02.2012
> Так апостол Павел пророчески сказал "для эллинов безумие". Можно и так назвать


Кстати, про "эллинов", у них такой же суточный порядок богослужения, т.е. утреня вечером? Или это только наша специфика?

 Re: Термин
Владимир Васильев - 12:22 29.02.2012
Александр Иванов, Вы писали:
>

> Кстати, про \"эллинов\", у них такой же суточный порядок богослужения, т.е. утреня вечером? Или это только наша специфика?


Ну Википедия говорит, что греки служат утреню утром.
Из личного опыта:
На Фанаре утром я действительно слушал утреню. Причем служил один священник без хора, без кого-либо. Литургии сразу после утрени не совершалось.
На Голгофе греки служат утреню после полуночи в нижнем храме, потом все поднимаются наверх к Голгофе и служат Литургию.

 Re: Термин
Владимир Ковальджи - 11:27 29.02.2012
> Так апостол Павел пророчески сказал "для эллинов безумие".


Тут не для эллинов, извините. Феодор Студит тоже немало бы удивился, зайдя в наш храм в Великий четверг и услышав, что вечерню Великого Пятка поют еще до полудня в четверг, а утреню - ранним вечером (т.е. почти всю пятницу, кроме часов, служат в четверг). Вечер вечером не только эллины называют, но и христиане вообще-то.

 Re: И еще риторический вопрос по поводу
Екатерина Николаева - 13:58 29.02.2012
Если абстрагироваться от исторической подоплеки: почему
воздержание в плане пищи по традиции положено соблюдать в среду с
00 часов до 00 часов четверга, а супружеское воздержание с 17 часов
вторника до 17 часов среды. То есть в среду вечером скоромное еще не
употребляется, а от ложа уже не воздерживаются. Неполноценный пост
получается в среду и пятницу!

 Re: И еще риторический вопрос по поводу
Владимир Ковальджи - 14:35 29.02.2012
> почему воздержание в плане пищи по традиции положено соблюдать в среду до 00 часов до 00 часов четверга, а супружеское воздержание с 17 часов вторника до 17 часов среды.


Вы не могли бы по поводу второго указать хоть какой-нибудь источник "традиции", кроме "мне знакомый батюшка N сказал" (или уж тем более "мне баба Люба у кануна сказала")?
"Этим" вообще, как правило, не в 17:15 занимаются, а ночью :)
Да и первое тоже не более чем чепуха, имхо. До того, как лег спать - еще вторник; а вот проснулся - уже среда.
Кстати, если уж о птичках, астрономическая полночь - это примерно 01:40 (для Москвы). И теоретический "церковный день" соответственно тоже не в шесть вечера начинается (кстати, с какого потолка "17 часов"? обычно считается "18"), а в семь сорок :)


Архив форума