На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Говорили старцы, что нет ничего хуже осуждения.
Древний Патерик

 Прошу совета
Мария Андреевна - 23:29 08.05.2012
Помогите,пожалуйста,советом!Пришла петь в левый хор,оказалось-там нет регента.Насколько это нормальная ситуация?согласовать расписание не с кем(ходи,когда хочешь),каждый строго сам за себя.При общем количестве певчих 6-7 чел.,частенько кто-то дудит в одиночку всю службу),и это в центре города,в небедном храме!

 Re: Прошу совета
AlionaFir - 00:27 09.05.2012
Здравствуйте, Мария. Лично я не считаю ситуацию пения на клиросе
без регента нормальной. И то, что вместо шести певчих вытягивает
кто то один - из рук вон плохо. Что тут можно посоветовать?!!! Я,
если честно, не знаю. Не факт, что если приход богатый, то
настоятель раскошелится на хорошего регента. Как показывает моя
многолетняя регентская практика, чем больше и богаче приход, тем
меньше было моё вознаграждение. А сейчас я служу в пригороде
Новокузнецка и мои певчие получают больше, чем регенты в городе.
Про себя я вообще молчу, народу плохо становится, когда я
озвучиваю свой выход.Наш настоятель, наверное, все деньги тратит
на содержание певчих и клира. Могу точно 100% утверждать, что
если настоятель захочет, то и хор будет и регент у хора, но в Вашей
ситуации, Мария, всех и всё устраивает....И график как попало и
пение так себе, абы как....Жаль, конечно
Мария Андреевна, Вы писали:
> Помогите,пожалуйста,советом!Пришла петь в левый хор,оказалось-

там нет регента.Насколько это нормальная ситуация?согласовать
расписание не с кем(ходи,когда хочешь),каждый строго сам за
себя.При общем количестве певчих 6-7 чел.,частенько кто-то дудит в
одиночку всю службу),и это в центре города,в небедном храме!

 Re: Прошу совета
Мария Андреевна - 00:39 09.05.2012
Спасибо за участие.)Собственно вопрос в чем-бежать сломя голову,искать норм.хор,или пытаться извлечь какую-то пользу?))

 Re: Прошу совета
AlionaFir - 00:52 09.05.2012
Это уже только на Ваше усмотрение, Мария. Ну а какую Вы там пользу
для себя извлечёте, если будете стоять и фальшивить(к примеру), а Вас
никто даже не поправит, не поможет исправить фальшь...Остаться
можно лишь в том случае, если Вы чувствуете в себе силы изменить
неблагоприятную ситуацию(к примеру набить шишек и стать регентом
на этом клиросе). Если нет, то бегите оттуда, пока не растеряли
окончательно те навыки и умения, которыми обладаете

 Re: Прошу совета
Владимир Ковальджи - 22:03 09.05.2012
> Собственно вопрос в чем-бежать сломя голову,искать норм.хор,или пытаться извлечь какую-то пользу?))


Корабль без капитана? Очень оригинально...
Конечно, бежать.

Хотя я не очень понял, что у вас там за театр абсурда. Ну кто-то же на этом клиросе за главного? Иначе просто не может быть. Не голосованием же принимаются решения.

 Re: Прошу совета
Мария Андреевна - 03:24 10.05.2012
Ну как бы согласованием.,,У нас демократия,,-сказали мне.Вот такой новый формат.)Тяжело,что никто принципиально ничего не показывает и не объясняет.Конечно,ссылаются на маленькую оплату,но ставка вполне средняя по городу.

 Re: Прошу совета
Владимир Ковальджи - 10:24 10.05.2012
> Ну как бы согласованием.,,У нас демократия,,-сказали мне.Вот такой новый формат.)


Сие не демократия, а маразм.
Демократия была бы в случае, если бы раз в году, скажем, певчие выбирали бы регента голосованием. А не вообще без регента...
А иначе вот и выходит:

> никто принципиально ничего не показывает и не объясняет.


Просто прелесть. Воплощенные басни дедушки Крылова )

И самый странный настоятель на свете...
Дело не в оплате, она может и вообще отсутствовать. Но любой настоятель (кроме этого...) кого-то назначает/благословляет быть за главного на клиросе (всегда или на данную службу). Иначе просто не бывает же!

 Re: Прошу совета
Мария Андреевна - 11:16 10.05.2012
Спасибо вам за отклик,а то у меня просто крыша едет.(((Буду искать другое место.

 Re: Прошу совета
Евгения Воробьёва - 10:44 26.05.2012
Братья и сестры! Прошу прощения за позднее вторжение в беседу -
больная для меня тема и ситуация знакомая. Марии Андреевне желаю
найти храм, где оправдываются слова "в Церкви всё да по чину
бывает". Если Вас утешит, поделюсь своим горьким опытом. У нас в
Уфе чуть больше 10 храмов и почти в каждом из них (особенно на
архиерейских подворьях) такой театр абсурда. Постоянного состава на
левых клиросах нет - когда могу или хочу, тогда хожу. Журнальчики,
каталоги с косметикой, плеер в ушах, игры на сотовых телефонах,
чтение с листа, спевки во время службы, походы покурить во время
Шестопсалмия стали нормой и уже никого не удивляют (и это в
Кафедральном соборе). Начинала я в храме, где всё было строго.
Потом попала в другой храм (не от меня зависело). Формально было
две смены левого хора, фактически 6-7 человек ходили когда хотели.
Такая вот "демократия" без царя в голове. Одной петь не приходилось
- на буднях 2-3 певчих было. Регенты были, другое дело какие
регенты. Службы были такие, что хоть святых выноси! В праздники и
воскресенья народу на левом клиросе набиралось 12-15 человек, из
которых 7-8 человек поют (в т.ч. опытные бабушки), а остальных
можно отправить в храм молиться, чтобы на клиросе не мешали
болтовнёй и фальшью. Настоятеля это вполне устраивало, похоже ему
было глубоко всё равно. В таком маразме я провела несколько
месяцев. Болящая пустота в душе была такая, что практически после
каждой службы хотелось напиться вусмерть. Когда знаешь разницу
между тем, что есть и как должно быть, мозги плавятся. Было чёткое
осознание, чтобы от происходящего не съехала крыша, надо в своей
душе убить что-то важное и драгоценное. Я приходила
домой и рыдала, как Адам плакал и скорбел о потерянном Рае. До сих
пор с содроганием вспоминаю это время. Ситуацию изменить я не
могла - регенты боялись, что я могу занять их место и наговаривали
на меня настоятелю всякие гадости и нелепости. Занимать их место я
не хотела - не умею ходить по трупам, хотя среди наших уфимских
регентов знаю тех, кто может и делает, и не страдают от этого и
совестью не мучаются. Долго не могла решиться уйти (один
знакомый священник как-то от большого ума сказал, что те, кто уходят
из церкви плохо заканчивают). Слава Богу, хватило ума сбежать
оттуда, если честно - несчастный случай помог опомниться и
принять разумное решение. Жалею только, что раньше этого не
сделала, здоровье целее было бы. Если бы я там осталась, то
действительно плохо закончила бы - уподобилась наёмникам, для
которых пение на клиросе только приработок, шабашка, халтурка.
Таким без разницы, что они поют - "Show must go on" или "Благослови
душе моя Господа". Не хочу... Надеюсь в Вашем городе ещё есть
нормальные храмы. Простите за многословие.

 Re: Прошу совета
Владимир Ковальджи - 11:40 26.05.2012
> Постоянного состава на левых клиросах нет - когда могу или хочу, тогда хожу. Журнальчики, каталоги с косметикой, плеер в ушах, игры на сотовых телефонах...


Очень странное сочетание! Я с таким, честно говоря, не встречался. Как правило, эти две разновидности клиросного бардака существуют отдельно.
Клиросы, живущие по принципу "хожу, когда хочу", обычно представляют из себя псевдо-благочестивый бардак: полная безответственность и безалаберность в сочетании со всей внешней атрибутикой "правильно-церковного" вида и поведения. Всё это верный признак бесплатности или символической оплаты.
Напротив, "журнальчики и игры на мобильниках" - это совсем иной бардак: бардак, свойственный чистым "наемникам", приходящим на клирос исключительно для подзаработать. Но в этом случае материальный стимул естественным образом почти исключает бардак типа "хожу, когда хочу".
Не совсем понимаю, как может сочетаться и то, и другое?

 Re: Прошу совета
Евгения Воробьёва - 19:46 26.05.2012
Благодарю за отклик. Простите, что не сразу отвечаю. Во-первых, не
могу много времени проводить за компьютером. Во-вторых, этот
клиросный бардак уже в печёнках сидит и не только у меня - надо
было успокоиться, чтобы написать объективно, как оно есть без гнева
и пристрастия. Сами знаете – гнев правды Божией не соделывает.
Поймите меня правильно: этот храм (ныне Кафедральный собор) был
для меня домом родным, а люди, работавшие там и некоторые
прихожане, как семья. Больно видеть, что там происходит; получается
как в песне “Враги сожгли родную хату”.
Попытаюсь, как могу объяснить наш театр абсурда.
В Кафедральном соборе 3 хора – правый, он же архиерейский, и 2
смены левого хора – мужской хор (тоже архиерейский) и смешанный.
У правого и мужского хоров зарплата 10000-15000 руб. в месяц. Это
самая высокая зарплата у певчих в Уфе. У левого смешанного хора,
наверно, меньше, т.к. если на их смену попадает праздник, владыка
вместо них вызывает мужской хор. Для сравнения: когда я в 2005 году
пришла на клирос, зарплата у певчих была 1800 руб., к 2009 году
стала 2700 руб. у чтеца, 5000 руб. у певчих и 6000 руб. у регента; в
храме из которого я сбежала в 2009 году – мне начисляли то 4500
руб., то 6500 руб.
[Попутно отмечу, когда пришла оформляться с указом от владыки,
бухгалтер меня спросила, почему архиерей не написал, как мне
начислять зарплату, по-белому или… Вдруг она осеклась, как будто
раскрыла великую тайну. Позднее, когда мне выдали справку о
зарплате в ней вообще была указана сумма 2800 руб.! Только в
прошлом году налоговая инспекция наехала на бухгалтеров, чтобы те
госорганам лапшу на уши не вешали.]
Сейчас насколько я знаю, в храмах выход у певчих стоит 200 руб., т.е.
6000 руб. в месяц, если ходить в одну смену. На форуме Православная
беседа видела объявления о поиске певчих и зарплата там
предлагается выше, чем у нас. Знаю, что нашим певчим и регентам
известно, как оплачивается труд хора в других епархиях и они хотят
получать столько же.
Это о материальном стимуле – с одной стороны, самая высокая
зарплата по храмам, с другой стороны, видимо, маловато будет.
Кстати, журнал-каталог косметики Avon тоже материальный стимул.
Одна дама с левого смешанного хора подрабатывает этим (такой вид
сетевого маркетинга), а клирос для неё место сбыта. Попробуй не
закажи у неё. Я попробовала, её нейтральное отношение ко мне
сменилось на резко негативное. У неё даже регенты и матушки
священников заказы делали, потому что боялись конфликта и
подставы. Кроме того, почти все певчие работают в миру, поэтому
на буднях они приходят у кого, когда попадает свободное от
основной работы время. Вот Вам и принцип, когда могу или хочу,
тогда и хожу.
Был у нас такой бас. На вечернюю службу мог придти, когда уже пели
стихиры на “Господи воззвах”, а то и после них, потому что он
таксовал. И в это же день он мог уйти задолго до конца службы – у
него спектакль в оперном театре (основная работа). Всё равно регент
в табеле поставит ему полный выход. В праздник он вообще уходил в
правый хор – выгоднее, а левый хор оставался без баса.
Сейчас в смешанном левом хоре беда с составом, повторюсь, что у
них зарплата, скорее всего меньше, чем у мужского хора. Кто там
регент не понятно, регентуют по очереди. От прежнего состава
осталось 3 человека, из них альт в праздники и воскресенья поёт в
другом храме на правом клиросе, она же распространяет на клиросе
косметику. Вот Вам и сочетание недовольства оплатой в своём храме
(и материальной привлекательности в другом храме) и наёмничества
в одном лице. Ещё 3-4 человека то приходят, то не приходят, в
праздники на раннюю литургию к ним могут присоединиться ещё
несколько человек из правого и мужского хоров. Вот и бардак.
В мужском хоре почти половина певчих поют уже давно, начали ещё
до восстановления Кафедрального собора и я лично знаю тех,
которые бегали по разным храмам, где платят больше. Некоторые
устраивались так: в одном храме поют на левом клиросе, в другом
храме на правом. Поэтому на праздники и воскресенья они пели в
том храме, где выгоднее материально. Получалось – в одном храме
пусто, в другом густо. Теперь, казалось, ситуация изменилась,
повторюсь в соборе самая высокая зарплата по городу, а модель
поведения и наёмническая психология осталась. Привычка вторая
натура. Например, в праздник на раннюю литургию из 10-12 певчих
приходят 3-4 человека иногда больше, каждый раз разные, как
договорятся между собой. Остальные приходят к архиерейской
службе. Почему так, не знаю, но факт упрямая вещь. Может силы
экономят, может за раннюю литургию платят меньше. А про
“внешнюю атрибутику “правильно-церковного” вида” это Вы в самую
точку попали. На архиерейские службы мужской хор облачается в
подрясники. Правда вид у ребят: что-то среднее между монахами-
францисканцами и бурсаками из фильма “Вий”. Ну да ладно.
Напомню, всё это сосуществует в одном Кафедральном соборе, хоть и
в разных хорах. Я не знаю, понятно ли я изложила всю ситуацию.
Когда я пытаюсь это описать, у меня самой мозги закипают от такого
маразма (у нас на кафедре шутка была – “Маразм крепчал, деревья
гнулись”). Чем-то напоминает абсурдистские пьесы Ионеску.
Что могу сказать, в нашей епархии, пардон, теперь митрополии, это
норма поведения. Увы, бочку как не назови, она летать не будет.
Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет.
Почему и как такой парадокс существует, я не знаю. Возможно такая
ситуация всех, точнее наших иерархов, устраивает. Подозреваю, что
после 90-х гг. ХХ века сложился определённый тип людей, которым
сколько ни плати, они всё равно не будут честно выполнять свои
обязанности и всегда найдут причины для самооправдания. Сколько
волка не корми – он всё в лес смотрит. Печально, когда такие особи
приходят на клирос. Надеюсь я вас не слишком утомила своими
откровениями.

 Re: Прошу совета
Владимир Ковальджи - 00:38 28.05.2012
Печальное описание...

> Почему и как такой парадокс существует, я не знаю. Возможно такая ситуация всех, точнее наших иерархов, устраивает.


Скорее всего, им просто почти всё равно. У них иные приоритеты.


Архив форума