Родительский форум
Архив форума
Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. - Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих.
Авва Исаия

 Имя ребенка
Max - 15:10 05.07.2005
Здравствуйте.
Столкнулся с такой проблемой.
У меня родилась дочь и я хочу назвать ее в честь моей бабушки, которая недавно умерла. Жена против, т.к. где-то услышала, что нельзя называть ребенка в честь умершего родственника, дескать ребенок наследует его судьбу и т.д. Подскажите пожалуйста, как на самом деле церковь относится к этому вопросу.

 Re: Имя ребенка
Владимир Ковальджи - 15:25 05.07.2005
> У меня родилась дочь и я хочу назвать ее в честь моей бабушки, которая недавно умерла. Жена против, т.к. где-то услышала, что нельзя называть ребенка в честь умершего родственника, дескать ребенок наследует его судьбу и т.д. Подскажите пожалуйста, как на самом деле церковь относится к этому вопросу.


Очень просто относится. Церковь просто не знает такого понятия, как "назвать в честь бабушки" (если бабушка еще не канонизированна :) )
Т.е. "семейные" имена - вполне естественное и широчайше распространенное явление, но главная "честь" - святому, чье имя нарекается человеку (если речь о верующих родителях и Церкви).
А "наследование судьбы" - оккультная чушь, ничем не отличающаяся от гороскопов и прочих суеверий.
(Даже и в отношении святых - что, все Владимиры только и делают, что Русь крестят, а Веры, Нади и Любы мученически погибают в отрочестве?..)

 Re: Имя ребенка
Max - 15:32 05.07.2005
Спасибо за предоставленную информацию

 Re: Имя ребенка
Иван Николаевич - 11:59 11.07.2005
Дорогие Макс и Владимир!

Простите - не хочу совсем затевать спор - но Церковь, несомненно, ЗНАЕТ такую традицию - "называть в честь родственника". Эта традиция идет с ветхозаветных времен. Вспомните хотя бы историю наречения Иоанна Крестителя: "...мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем." (Лк 1: 60-61).
В новозаветной же Церкви примеров наречения в честь родственника несть числа - особенно в августейших династиях. Вот хотя бы Государь-Освободитель Александр II был назван своим отцом - Николаем I в честь дяди - Александра I...

Вопрос, на самом деле, не так прост, как может показаться нам, прихожанам Русской церкви.
В Сербии и Грузии, например, сохранена древняя традиция отделения обряда "наречения имени" от собственно крещения. Ведь в ранние времена крестился взрослый человек, которого уже как-то звали - и имя это автоматически становилось христианским просто потому, что его теперь носит христианин: человек освящал свое имя, а не наоборот.
Вот и сейчас сербы нарекают младенца, к примеру, древним народным именем Вук (Волк - по-русски). И раб Божий Вук после этого крещается безо всякого смущения. А небесным покровителем - тут совсем интересно! - у него становится святой, который особо почитается в его семье (например, Георгий Победоносец - св. Джурджевдан - очень почитаемый в Сербии святой). И "именины" - они называются "слава" - у всей семьи в один день - и длятся они, бывает, по неделе...

Это я не к тому, чтоб прийти в наш храм и ошеломить батюшку просьбой окрестить младенца Миланом - а просто, чтоб мы не думали, что наша поместная традиция имеет общеЦерковный догматический смысл...

Простите за возражение,

С искренней любовью,

Иван

 Re: Имя ребенка
Иван Николаевич - 12:14 11.07.2005
Простите - не дописал...

В плане же какого-то "наследования судьбы умершего" - конечно же, абсолютно согласен с Владимиром!
Называйте в честь бабушки!
Учите потом дочку: "Вот, тебя зовут в честь бабушки! Она была добрая, любящая, верующая - будь достойна ее памяти. А твоя (и ее) святая - совершила такие и такие подвиги и молится у престола Божия за вас обеих - будь и ее имени достойна!"

С любовью,

Иван

 Re: Имя ребенка
Татьяна К. - 15:06 24.05.2006
Вполне согласна с позицией Ивана Николаевича. Добавлю только, что где-то читала, что благочестие предка как бы "переходит" на его одноименного потомка.

 Re: Имя ребенка
Александр Иванов - 15:12 24.05.2006
> где-то читала, что благочестие предка как бы "переходит" на его одноименного потомка.


Ну, это уже магизм какой-то. Определенная "наследственность" грехов и добродетелей действительно существует (недаром святые рождались в основном в благочестивых семьях), но независимо от совпадения или несовпадения имен с предками.


Архив форума