Родительский форум
Архив форума
Находясь между братиею твоею, наблюдай за собою, чтоб тебе никак не выказаться в чем-нибудь праведнее их.
Дорофей, авва

 Воспитание
Наталья Б. - 22:16 19.03.2006
Здравствуйте, я одна воспитываю 12летнего сына.Мы воцерковились 2 года назад, раньше я его в строгости воспитывала, он был более послушным, в том году он впервые ушел из дома к бабушке, ето уже было 3 раза. Уходит он надолго, бабушка его жалеет , принимает, кормит, поит, делает уроки, я пыталась хоть чем то повлиять,то костюм не отдам-бабушка новый покупает...За последний месяц он три раза протестовал против веры, выкидывал иконы из своей комнаты...,если я его чем-то раздражала( заставляя делать уроки или убирать комнату). Вчера после очередной ссоры( я отказалась идти в храм, сказав что если пойду , он не сделает уроки и не уберет) услышала кучу всего в свой адрес и , самое главное, в адрес Бога, и решила, что это нужно прекращать, ничего лучше, чем выгнать его из дома,придумать не смогла, он ушел к бабушке.Сегодня я там была и сказала ему^@Z виновата в том,что я раздражалась, выгнала тебя, ти хочешь верь в Бога, хочешь нет, твое право, но обязан уважать мою веру.Вырастешь сам поймешь, духовные законы, как и физические, существуют вне зависимости веры в них или их изучения("яблоко падает")..."Потом они с дедом не советуясь со мной, собрались ехать забирать его вещи ко мне, а я сказала, что нечего ему тут создавать комфортную ситуацию,пусть идет домой или по-крайней мере попросит разрешения остаться у бабушки.Они приехали с ребенком и тайно забрали вещи.Что делать,я хочу уехать в другой город, мне кажется,что пока мне не дают возможности самостоятельно воспитывать, ничего не выйдет

 Re: Воспитание
Анна - 22:40 19.03.2006
бабушка - это Ваша мама или бывшая свекровь?

 Re: Воспитание
Емилиан - 20:19 20.03.2006
Я тоже всего два года, как воцерковляюсь, так что проблем с воцерковлением членов моей семьи не на много меньше. Легче, наверное, только тем, что я - кормилец в семье, поэтому мне проще силой тащить семью к Богу, они от меня зависят. Если бы не одно огромное НО - надеясь на свой мирской опыт и ум, я могу притащить их совсем в другое место, а не в церковь. Почти всё, что я сам решал и делал, оканчивалось скандалами. Поэтому, опираясь на свой неудачный опыт воцерковления семьи, могу посоветовать то, что мне помогло - найти хорошего духовного отца и каждый свой шаг сначала обсуждать с ним. Иногда он мне советует совсем, на мой взгляд, неправильные вещи, которые и меня от церкви отрывают, и семью к Богу не приводят. Но когда делаю так, как он советует, происходят поражающие меня вещи, результат оказывается совсем иным, чем я предполагал. Я могу привести много примеров, но вам это может быть и не надо, так что очень советую вам сделать самое главное - найти себе духовника и слушаться его.
Если он у вас уже есть, то мне не понятно, как вы могли наломать столько дров в своей семье, возможно стоит найти другого?

 Re: Воспитание
Епиходов - 20:29 20.03.2006
Я не знаю, Наталия, какой стиль общения Вы сейчас практикуете с ребенком и с родителями (или родителями б.мужа), но наш брат/сестра православные часто грешат мягкотелостью, колебаниями, невнятной постановкой вопроса, ошибочно полагая, что именно так должна выглядеть не-гордость и готовность к прощению. И часто мы этим усугубляем ситуацию, делаемся рабами обстоятельств.

Могу высказать лишь общие идеи. Напрасно Вы не отдавали костюм парнишки: надо было как раз выдать всё необходимое. Уверяю Вас, если дать бабушке-дедушке пообщаться с Вашими ребенком долгое время - не день-два, а месячишко скажем или больше - они взвоют только так! Причем вопрос надо ставить со всей жесткостью : они вопреки Вашей воли хотят держать парнишку у себя - они и несут полную отвественность, если что. И не дай Бог, что-нибудь случится - они крупно пожалеют. Как-то так.

Парень тоже должен осознать, что он конечно ценен, но у Вас есть и другие дела в жизни. Вы не стары - и вполне можете, используя отсутствие сына, обустроить свою жизнь в личном плане. Может быть и замуж выйдете, и братика/сестренку ему родите, это кстати, говорят, самый лучший способ излечить и ребенка от излишней фанаберии, и себя от страхов типа "кабы чего не вышло". Не пугать этим - а спокойно прикинуть как действительный вариант.

С уваж.

Ал-р

 Ссылка на книгу.
Андрей Владимирович - 21:15 21.03.2006
Наталья, здравствуйте!
Уже много кто ответил на Ваше сообщение, постараюсь приложить к ним ещё.
Не так давно мне попалась в руки одна не очень взрачная книжица священника Анатолия Гармаева. Чуть ли не земляк он Ваш.
"Пути и ошибки новоначальных"
в главе е) своенравие воцерковляющихся и оглашение ближних
там читаю:

Это время - очень трудный и сложный период для наших ближних. Порою это время, Богом подаваемое нам в правильное воцерковление, используется нами совсем неправильно. Если воцерковляющийся человек остается при своем нраве, он становится бременем для своих близких. Он буквально "накрывает" ближних своих "своим" Православием. Этот период для ближних может быть буквально истязательным. В целом ряде семей в это время начинается очень глубокое размежевание, разделение, которое, в конечном итоге, заканчивается разводом.
Мне известны случаи, когда семьи разваливались не по причине неверия, а по причине такой ложной церковности одного из супругов. Пока воцерковляющийся человек был в периоде вдохновения, его еще как-то можно было терпеть, он весь прямо-таки светился, был лучезарным. А когда наступает время узнать свои немощи, с ним стало совсем невозможно жить, так как при своих трудных чертах характера, он, не замечая их, продолжает непременно воцерковлять своих ближних... Относительно себя самого он уже не пытается что-либо сделать, и весь его запал, вся его ревность обращается на ближних, он теперь начинает воспитывать их. А когда ближние указывают на его неправды, он сильно обижается, уязвляется в своем самолюбии и это, в конечном итоге, приводит к катастрофе в доме.
Бедные домашние, какой ад порой переживают они рядом с воцерковляющимся человеком! Особенно в трудном состоянии в это время пребывают дети. Взрослые еще как-то могут защититься, ответить, могут дать отпор... А ребенок никак не может спастись ни от воцерковляющейся матери, ни от воцерковляющегося отца.
Всем нам хорошо известно, как тяжело детям в нецерковных семьях, особенно, где родители неблагополучные, пьющие, необразованные, невоспитанные. Сейчас таких неверующих семей много. Живущие в них дети очень сильно страдают. В неверующих семьях, где родители благополучны, образованны, очень любят своих детей и хотят им предоставить все: и одежду, и воспитание, и репетиторов, и различные книжки, и необходимые учебные пособия, и студии, и различные кружки, развивающие способности, дети покрыты вниманием, душевной чуткостью, родительскою душевной полнотой. Когда на фоне таковых семей встречаешься с детьми из православной семьи и видишь раздерганность ребенка, его полную внутреннюю расстроенность, становится больно. Совсем недавно ребенок был более-менее собранный, потому что мама его была неверующей. Но вот прошло четыре года, как мама стала церковным человеком, а с ребенком произошла катастрофа. Его как подменили. Теперь ребенка невозможно удержать во внимании даже пять минут, он весь разболтанный, разбросанный, весь внутренне рассыпанный, воля потеряна, чувства не устроены, мысли рассеяны... Вот в каком состоянии приходится иногда принимать от церковных родителей их детей.
При этом наблюдается еще и такая трагедия: этот ребенок обычно ни во что не ставит взрослых, т.е. он полностью теряет всякое чувство почитания взрослого. На малейшую попытку как-то его наставить реагирует очень сильным отвержением, подергивает плечами, начинает кривляться и буквально отбрыкивается от взрослого.
Откуда, спросите, нам известны такие подробности? Каждое лето в нашем епархиальном училище церковной педагогики мы проводим летние детские поселения, и сюда, в летний лагерь, приезжает много детей. В последнее лето было три смены, по сто детей в каждой. Некоторая часть детей из церковных семей прибыли к нам в таком педагогически тяжелом состоянии, но не по причине материального неблагополучия, а именно по причине псевдоцерковного характера семьи.
Почему приходится об этом говорить так серьезно? Потому что дети до 12 лет пребывают на этапе оглашения, и в этот период их развития важно не столько водить их в церковь к Таинствам, сколько сформировать правильный нрав. Потом, когда после 12 лет начнется их личное отношение к тем или иным событиям жизни, правильный нрав сохранит их в добром отношении и к Церкви, и к родителям. Увы, ни частая Исповедь (тем более формальная) до 12 лет, ни частое Причастие при несовершенном нраве не сохранило ни одного подростка в Церкви.
Итак, на этом этапе очень важно правильно воспитать ребенка в нраве церковном. К сожалению, на это мы часто не обращаем внимания. Мы бываем очень ревностны по отношению к службе, к молитве, и совсем не ревностны по отношению к детскому нраву. Наступит время, человеку нужно будет собственными усилиями, понуждая себя, продолжать поддерживать в себе характер воцерковления, он и не будет знать о важности труда над нравом. Он скоро впадет в самые различные свои самохотные прежние навыки, в свой прежний нрав. И в этом нраве, с которым не в силах будет справиться, поведет себя крайне худым образом.

Вы извините меня, я привёл эту цитату по внешней схожести описанной Вами ситуации с тем, что я прочёл у отца Анатолия.

Отсюда эту книгу можно просто скачать себе на компьютер:
http://www.wco.ru/biblio/books/ways/Main.htm

 осторожненько...
Иван Николаевич - 21:35 21.03.2006
Клирик Волгоградской епархии священник Анатолий Гармаев получил широкую известность в православных кругах России благодаря своей оригинальной педагогической системе, которую он практикует при воспитании подростков – в частности, в православных лагерях. По мнению критиков, однако, гармаевская система имеет ярко выраженные черты оккультизма и с православием несовместима. Однако официального мнения о деятельности о. Анатолия, имеющего много последователей и почитателей, церковная иерархия пока что не высказывала.

Благовест-инфо

 Поддерживаю
Александр Иванов - 22:45 21.03.2006
Осторожно с этой книгой. Встречал в ней утверждения весьма странные, мой духовник также негативно отзывался об этой книге. Гармаев - весьма неоднозначный автор.

 Тоже поддерживаю.
Андрей Владимирович - 09:20 28.03.2006
Тут в святоотеческих изречениях было меткое слово святого Игнатия (Брянчанинова) о том, что человек пишет слово обязательно смешанное с ложью, в меру того, насколько грешен человек в ту меру и ложь.
Поэтому воспринимать ВСЁ, что писано отцем Анатолием Гармаевым за догму - это ревность не по Богу. От этого (согласен в высказываниями выше) хотелось бы предупредить читающую публику.
Но ... книгу я купил в монастырской лавке, а игумена Тихона и подчинённой его духовному окормлению братии я доверяю в подборе предлагаемой литературы.
Словом, никто не снимает с человека обязанности думать и размышлять, прилагая сказанное (написанное) слово к своей жизни.
Собственно это и хотелось сказать.

 А что именно не так?
Епиходов - 11:03 28.03.2006
Расхождение во мнениях может иметь место по любому вопросу. Не сомневаюсь, что и приведенный выше кусок мог бы вызвать негативную и даже яростную реакцию, многие восприняли бы содержащуюся в них рекомендацию поумерить пыл в духовном насилии по отношению к детям как камень в свой огород...

Что у него не так? Я поглядел урывками - пока ничего крамольного не нашел.

С уваж

Ал-р

 Re: А что именно не так?
Александр Иванов - 11:13 28.03.2006
Давно держал эту книгу в руках, сейчас не вспомню уже. Мне кажется именно в "Путях и ошибках..." поставлен знак равенства между непочитанием св. царя Николая и бедственным духовным состоянием человека, мол первое говорит о духовной слепоте (книга написана до соборного прославления).

В другой его книге "Психопатический круг в семье" неприятно поразило утверждение, что первый ребенок - всегда "блин комом", прям недочеловек какой-то, как родители не бейтесь.

Особенно осторожное отношение к его трудам вызвали тревожные сообщения о его детском лагере, где методика работы с детьми очень напоминала тоталитарные секты.

 Re: А что именно не так?
Епиходов - 14:47 28.03.2006
Александр Иванов, Вы писали:
> Давно держал эту книгу в руках, сейчас не вспомню уже. Мне кажется именно в "Путях и ошибках..." поставлен знак равенства между непочитанием св. царя Николая и бедственным духовным состоянием человека, мол первое говорит о духовной слепоте (книга написана до соборного прославления).

>

> В другой его книге "Психопатический круг в семье" неприятно поразило утверждение, что первый ребенок - всегда "блин комом", прям недочеловек какой-то, как родители не бейтесь.

>

> Особенно осторожное отношение к его трудам вызвали тревожные сообщения о его детском лагере, где методика работы с детьми очень напоминала тоталитарные секты.


Очень необычный "сектант", должен сказать. У сектантов обычно всё утрировано, они провозглашают и требуют крайностей - а тут напротив, в каждой главе попытка удержания от крайностей. То что Вы назвали - это такие простительные странности, что на фоне всего того, что бушевало в православной среде в последние десятилетия... Даже не знаю, как назвать :-)

Но вот слухи - да, это серьезно. С ними не поспоришь.

С уваж.

Ал-р

 Несколько ссылок
Александр Иванов - 15:04 28.03.2006
Я не хочу спорить с Вами. Я просто посчитал своим долгом предостеречь от того, что считаю небезопасным. Если захотите, ознакомьтесь со страничкой "Полемика с о. Анатолием Гармаевым" на сайте Центра св. Иринея Лионского: http://iriney.vinchi.ru/polemic/gar.htm

Есть есть желание поспорить, можете почитать большое обсуждение на форуме Кураева
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=6368§ion=16

 Обязывает.
Андрей Владимирович - 17:06 28.03.2006
Т.к. мною упомянут этот православный автор - отец Анатолий Гармаев, то я невольно оказался активным учатсником "замешанным" в этой дискуссии.
Жаль конечно (это всегда жаль), что сам автор ветки устранился.
Тут же продолжается привычный разговор обычных завсегдатаев.
Конечно ссылки, приведённые Александром Ивановым, проливают некоторый свет на всё поле творчества священника Анатолия. Предостережения теперь более чем аргументированы.
Вообще страшное дело - эта духовная жизнь, стремнины и пропасти даже священника (в первообразе даже апостола Иуду Искариотского) могут низвергнуть в тар-тарары.
Уповаю только на то, что разрешение на печать и распространение рекомендуемой книги "Пути и ошибки новоначальных" сохранено, несмотря на возможную ошибочность других книг автора.
Хотя критика конечно жесточайшая и впечатление оставляет тяжелое.
Однако поостынув можно рассудить, что на то она и критика, чтобы поощрять доброе и обличать злое. Мне лично бросилось в глаза неправость самой критики. Непростительно например (даже в пылу критического запала) мирскому человеку писать не "о.Анатолий", а "о.Гармаев" . Написано 11 раз неким человеком Евгением Мавродиевым. ("о.Анатолий" написано 8 раз) http://iriney.vinchi.ru/polemic/g005.htm
К тому же такие вопросы, в которых явно нужно помогать, вставлены в вину о. Анатолию. То, что училище не имеет государтсвенного статуса учебного заведения, не обличает некомпетентность его руководителя по моему мнению. А то, что учащиеся коллективом терпят одного, пусть и руководителя, пусть и священника - так в этом, на мой взгляд, вина тех же учащихся. Так же, как учащиеся нашей Православной Тобольской Духовной семинарии терпят владыку Димитрия и тоже подчас выглядят со стороны "одинаковыми", с характерными признаками "пониженной интонации голоса" и чего-то там ещё. На то и существуем все мы, чтобы дать своё суждение и поправить ошибающихся. Есть редакция книжного издательства, которая выпускает труды о.Анатолия, есть правящий архиерей в епархии, есть церковные органы Патриархии, всё это не происходит в пустом пространстве. К тому же Церковь в крайних случаях должна идти на широкое оглашение неправости священника, ибо "сначала с глазу на глаз, потом при свидетелях обличи".
Повторюсь, что в рамках того, что я прочёл в "Путях и ошибках" ничего душевредного мною не обнаружено.

 Re: Ссылка на книгу.
Александр Павлов - 22:06 21.03.2006
Андрей Владимирович, Вы писали:
>

> Отсюда эту книгу можно просто скачать себе на компьютер:

> http://www.wco.ru/biblio/books/ways/Main.htm


Спаси Бог за ссылку, Андрей. Книга - понравилась.

 Re: Воспитание
Иван Николаевич - 11:41 22.03.2006
Дорогая Наталья!
Если Вы все еще заинтересованы в общении на эту тему, не могли бы Вы сбросить мне на е-мэйл адрес своего е-мэйла?
Мой адрес - в моем профайле.

С любовью,
Иван

 Re: Воспитание
Татьяна К. - 16:12 22.05.2006
Уважаемая Наталья! Мне очень жаль, что у Вас так сложились дела. Удивляет, что обсуждается книга Гармаева, вместо того, чтобы дать человеку срочный и нужный ответ. Я сама вряд ли компетентна, чтобы Вам помочь. Мне кажется здесь нужна помощь подросткового психолога, желательно православного.
Однако, у меня есть несколько мыслей, которые я не могу не высказать. Виноваты в ситуации Вы сами. разве можно давить на взрослого ребенка?! Вспомните себя в 12-15 лет. Вы имеете дело с личностью, которую принуждением и насилием можно только озлобить. Мне кажется Вы должны попросить прощения у сына, показать ему Ваше страдание, сказать, чтобы он вернулся, т.к. Вы без него жить не можете. И конечно же необходимо наладить отношения с бабушкой и дедушкой. Похоже они не доверяют Вам внука. Как Вы это допустили?! В семье должны царить мирные полюбовные отношения, доверие. С сыном пора общаться на равных, предоставить ему право выбора. Однако он должен знать, что нужен Вам. Попросите его вернуться и поговорить с Вами. Выслушайте его претензии, постарайтесь измениться. Переезд в другой город ничего не изменит, если Вы не измените свои отношения с сыном.
Из Вашего текста чуть ли не следует, что Вы свое дитя ненавидите, озлобились на него. Ведь он маленький, хотя уже и большой. Его душа намного ранимее, чем даже Ваше измученное материнское сердце. Если Вы разрулите эту ситуацию (приложите все усилия) - обретете сына и помощника в старости. А что если останитесь одна?


Архив форума