Родительский форум
Архив форума
Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол. 4, 6), да даст благодать слышащим; всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29)
Иоанн Кронштадтский, св.

 Мастер и Маргарита жили в Москве былой...
Марина З. - 21:00 13.06.2008
Если обсуждение этой темы уже было, дайте, пожалуйста, ссылку.
Сын в этом году будет проходить «Мастер и Маргарита» по литературе. Прочитал недавно (он любит читать, но не очень любит рассуждать о прочитанном), говорит: «Бред» и больше ничего. Сын сознательно исповедуется и причащается, это я к тому, что он воцерковлен.
Подскажите, пожалуйста, о чем на самом деле это произведение, обсуждение которого уже набило оскомину?
В мае на последнем собрании один православный папа (правда, несколько скандальный) что-то стал выступать против, хотя против чего, так все и не поняли. Учительница по литературе на это очень «вздыбилась», мол, хорошее произведение о добре и зле, она даже со священником советовалась по этому вопросу. Честно говоря, учительница мне не очень внушает доверие, она и Катерину («Гроза») и «Бедную Лизу» представила как сильные натуры.
Я понимаю, что роман и не «бред» и не всего лишь «о добре и зле», но о чем сама четко не понимаю. Помогите.

 Re: Мастер и Маргарита жили в Москве былой...
Анна - 00:45 14.06.2008
Марина З., Вы писали:
>

> она и Катерину («Гроза») и «Бедную Лизу» представила как сильные натуры.


потому что у ней в методичке так написано ;)

МиМ, действительно, очень хороший роман; но читать его надо умеючи. Там одновременно разыгрывается несколько историй, искусно сплетенных воедино: Москва тридцатых (плутовской роман+социальная сатира), линия Маргариты (любовный роман) и подследственный из Галилеи (типо мистика с элементами социальной сатиры). Любовный роман для мальчика в 12 лет никакой привлекательности не имеет; Ершалаим - не подойдет воцерковленному человеку. Остается Москва тридцатых. Если ему не смешно (а там ужасно смешно), то никакими разговорами о добре и зле дело поправить нельзя. Если все же смешно - то можно попытаться кое-что объяснить, исходя из этой линии.

Вообще, литература прежде всего должна просто нравиться; она не должна служить заменой морально-нравственному воспитанию. Бессмысленно обсуждать моральную компоненту МиМ, если кот, пытающийся заплатить в трамвае, не смешон; если не жалко Никанора Ивановича Босого, хапугу, грубияна и взяточника, если не сочуствуешь Воланду, разоблачающему Семлеярова; если не мерзок Алоизий Могарыч.

Но для коллекции -
http://www.fictionbook.ru/author/kuraev_andreyi/master_i_margarita_za_hrista_ili_protiv/kuraev_master_i_margarita_za_hrista_ili_protiv.html

А вообще-то мне кажется, что моральная компонента романа очень проста:
не надо быть трусом, не надо продавать ни друзей, ни просто невинных; будь верен в людви и дружбе; не прислуживайся; не гоняйся за выгодой; думай своей головой. В сущности, не так уж и мало...

 Re: Мастер и Маргарита жили в Москве былой...
Alexandre - 14:54 14.06.2008
> Ершалаим - не подойдет воцерковленному человеку.


Просьба пояснить.

 князь Андрей тот еще дуб был
Анна - 16:49 14.06.2008
Alexandre, Вы писали:

> Просьба пояснить.


так скажем: не подойдет воцерковленному, но достаточно наивному в плане литературы человеку. Такому читателю, который может начать читать, думая "что вот так оно и было", обнаружить расхождения с текстом Евангелия и потом начать обижаться на автора: дескать, ересь понаписал.

Поясню на примере. У меня есть 16 летний сын Андрей. Прочел он "Войну и мир". Не понравилось. Почему: неверно изображены Наполеон и Кутузов, и к тому же в Бородинском сражении какие-то полки двигались не так, как у Толстого написано. Налицо сознательная дезинформация читателя! А к тому же Наташа стала самкой. Словом, садитесь, Лев Николаич, два.

Кстати, "Мастер" прошел у обоих моих детей на ура: все же какую-то рефлексию мне удалось воспитать. Похвалите мои педагогические усилия!

 Re: князь Андрей тот еще дуб был
Alexandre - 21:06 14.06.2008
Хвалим!

Редкое нынешнее дитя может читать такие крупные тексты, проще наскорую руку Summary или кино поглядеть.

 тренироваться надо на кошках
Анна - 03:19 15.06.2008
Alexandre, Вы писали:

> Редкое нынешнее дитя может читать такие крупные тексты, проще наскорую руку Summary или кино поглядеть.


Не столько большой (Гарри Поттер куда длиннее, но все асиливают), сколько трудный - один из самых трудных текстов в школьной программе. В сущности, такую вещь в школе понять невозможно; нужно жениться, родить ребенка, пережить смерть близкого человека для того, чтобы начать вникать хоть сколько-нибудь. Достоевский с его требованием "мысль разрешить" в юности понятнее, а стиль Толстого слишком формален для любителей романтики, слишком традиционен для фанатов формальной школы. Девочки часто любят ВМ потому, что могут по-бабски идентифицироваться с Наташей, а мальчикам совсем трудно, даже литературно продвинутым (а мое чадо еще и не продвинутое). Это потрясающий роман для тех, кому за тридцать. Менее уместным произведением школьной программы была бы только "Смерть Ивана Ильича".

Кстати, если что выкидывать из школьной программы, то именно такую махину. В конце концом Толстой писал и менее объемные, более приемлемые для детей произведения, хоть тот же "Живой труп".
А высвободившееся время потратить на античку - на Плутарха и всякое такое, воспитание юношества. А "мысль разрешать" и на Софокле с Эсхилом можно, и ничуть не хуже выйдет.

 Плутарх, Эсхил и Максудов...
Снарский Александр - 06:44 15.06.2008
А русскую литературу в топку?

 Re: Плутарх, Эсхил и Максудов...
Анна - 02:57 16.06.2008
Снарский Александр, Вы писали:
> А русскую литературу в топку?


почему в топку? просто немного потеснить.
Бессмысленно проходить мимо шедевров; пускай дети лучше читают что-то, что они могут усвоить. Но не Гарри Поттера, как предлагают некоторые горячие головы, и не Трех Мушкетеров, а все же нечто более классическое.

Кстати, Белая Гвардия в школе была бы уместнее, чем Мастер и Маргарита. А рассказ про морфий - это вообще the must.

 Re: Плутарх, Эсхил и Максудов...
Снарский Александр - 08:09 16.06.2008
Да у Булгакова полным-полно вещей, которыми можно было бы заменить "Мастера..." - это и названная Вами "Белая гвардия", и отличный "Бег" и христианская по сути повесть "Собачье сердце". В последних двух случаях и кино можно поглядеть. А можно и вовсе вымарать Михал Афанасича из школьной программы - "уверен, что пьеса от этого только выиграет" (М.А. Булгаков) :-)

Но античную литературу, мню, надо пробегать ознакомительно, равно как и иностранную. Нехай потом уж сами читают. Дело отечественной школы - всё-таки дать ясные представления о русской литературе.

 Re: Плутарх, Эсхил и Максудов...
Вера Свистунова - 10:05 13.10.2008
Ну уж нет, заменять "Войну и мир" Толстого и "Мастера и Маргариту" Булгаков на античную литературу и "Белую гвардию" в школьной программе - все равно что на болоте снимать сапоги и одевать тапочки - только проблем больше... Как раз с этими произведениями детям будет сложннее. У нас многие ВиМ и МиМ прочитали, а ту же гвардию в них кувалдой не вобьешь. Уж если и убирать что - так Тихий Дон Шолохова - вот уж действительно муть...

 Re: тренироваться надо на кошках
Марина З. - 16:05 15.06.2008
Анна, Вы писали:
> Девочки часто любят ВМ потому, что могут по-бабски идентифицироваться с Наташей, а мальчикам совсем трудно, даже литературно продвинутым (а мое чадо еще и не продвинутое). >


Как раз в свое время мне Наташа-то и не понравилась совсем. Как это, будучи помолвленной с одним (приличным дядей), пытаться сбежать с другим (сомнительного поведения)? :( Еще ею и восхищаться?! ;) Зато как раз то, что она «обабилась», мне было больше по душе. Я всегда ценила в первую очередь верность, а уж потом женственность и «возвышенность». :)

 Re: тренироваться надо на кошках
Alexandre - 18:59 15.06.2008
Я так себе понимаю, что литература в школе (должна быть) не для того, чтобы учить детишек жизни, а для того, чтобы предъявить деткам образцы, как пишут тексты и как излагают мысли и мнения.

 Re: тренироваться надо на кошках
Марина З. - 20:16 15.06.2008
Alexandre, Вы писали:
> Я так себе понимаю, что литература в школе (должна быть) не для того, чтобы учить детишек жизни, а для того, чтобы предъявить деткам образцы, как пишут тексты и как излагают мысли и мнения.


Это я Анне ответила, на то, почему девочки могут любить ВМ.;)
Хотя "образец написания текста" неотделим от самого текста (чисто мое мнение). Иначе бы не обсуждали на уроке поступок Лизы, а обсуждали бы необыкновенное описание, например, природы в произведении.("Бедная Лиза"). И частенько мнение, излагаемое учеником, желательно (почти в обязательно порядке) должно совпадать с мнением учителя, которое в свою очередь вовсе и не его (учителя) личное мнение, а именно что "методички".

Отдельно Анне спасибо за ссылку. Сыну понравилось, даже гораздо больше, чем роман "МиМ".:)

 Re: тренироваться надо на кошках
Анна - 22:29 15.06.2008
Alexandre, Вы писали:
> Я так себе понимаю, что литература в школе (должна быть) не для того, чтобы учить детишек жизни, а для того, чтобы предъявить деткам образцы, как пишут тексты и как излагают мысли и мнения.


так было бы в идеальном мире; но в том, в котором мы живем, все совсем по-другому.

 Re: тренироваться надо на кошках
Вера Свистунова - 10:08 13.10.2008
Для этой цели есть уроки русского языка, а литература как раз воспитывать должна... Это вообще в школе чуть ли не последнее осталось, с помощью чего детей воспитывать можно.

 А может мальчик прав?
Снарский Александр - 05:28 14.06.2008
Не буду врать в годы этого мальчика (когда еще не додумались преподавать этот роман в школе) мне "Мастер и Маргарита" очень и очень понравился. Я и сейчас нередко цитирую разные дивные фразы от туда. Действительно очень смешно, очень остроумно. Но...

Чего ради натаскивать уже готового православного пацана на это произведение (не самое лучшее у Михаила Афанасьевича)?! Что за фетиш из него сделали? С какого перепуга он у Вас должен именно "Мастеру и Маргарите" уделять сугубое внимание? Давайте не будем экстраполировать увлечения молодости на наших чад. Мы живем в другой стране, нам не надо отыскивать упоминания о Христе в "Плахе" и "Мастере...". Он же у Вас прочел роман, который должен был прочесть по школьной программе? - прочёл, так "чего ж Вам более"?

А вообще, я подумал... может быть он и прав, говоря, что роман - бред. Я только представил себе: вот мальчик ходит в храм, сознательно исповедуется, причащается, Евангелие читает (настоящее, а не от Воланда в гармонизации М. А. Булгакова) и тут вдруг этот мальчик прочтет: "в белом плаще с кровавым подбоем..." и весь последующий стеб по мотивам Евангелия... Конечно бред! И слава Богу, что бред! По-моему, отлично, что реакция именно такова.

 Re: Всем большое спасибо!!!
Марина З. - 16:24 15.06.2008
Не стоит, действительно, зацикливаться (у меня это есть :( ).
На мой взгляд, зря проходят этот роман в школе. Совсем не с современыми учителями, которые вряд ли читали подлинное Евангелие, обсуждать такие серьезные темы.

 Помогай, Господи!
Снарский Александр - 10:43 16.06.2008
Да вообще никакой работы по современной русской литературе не проводилось давно. Я еще в школе негодовал - как можно проходить какого-то Ч. Айтматова и не проходить при этом Рубцова?! Очень мало внимания Распутину, Астафьеву. Никакого внимания Белову. Зато Александр Исаич у нас - гений, и матерщинную "Черную свечу" мы проходим.

 Re: Помогай, Господи!
Марина З. - 22:09 16.06.2008
Снарский Александр, Вы писали:
> Да вообще никакой работы по современной русской литературе не проводилось давно. Я еще в школе негодовал - как можно проходить какого-то Ч. Айтматова и не проходить при этом Рубцова?! Очень мало внимания Распутину, Астафьеву. Никакого внимания Белову. Зато Александр Исаич у нас - гений, и матерщинную "Черную свечу" мы проходим.


Поддерживаю! Может быть это потому, что составители школьной программы сами ничего подобного не читали :).
Или может быть они просто не русские люди ;).


Архив форума