Братцу Дыку: о франчайзинге в РПЦ
Евгений Кадосов, православный - 08:42 20.03.2002
|
Поскольку предыдущая тема сильно разрослась, то предлагаю начать новую и обсудить один из поднятых вопросов, указанных в заголовке (тем более, что вопрос о количестве православных в России можно продолжать обсуждать в новой теме Владимира Ковальджи).
В той теме Братец Дык обвинил игумена Иннокентия (а косвенно - и меня) в невежестве относительно сферы бизнеса. Напомню, что игумен Иннокентий сообщил, что в современной РПЦ приходы являются фактически коммерическими структурами, построенными по принципу фрайчайзинга (в отличие от "общинной" модели). На что Братец Дык заявил, что все наоборот, и что как раз та модель, которая предлагается мной (и игуменом Иннокентием) является типично фрайчайзинговой, а вот нынешние приходы РПЦ фрайчайзингами не являются.
Поэтому предлагаю выяснить, что являет из себя принцип фрайчайзинга. Сначала дефиниция:
"A franchise is an agreement in which one business grants another business the right to distribute its products or services. Typically, the company that grans the franchise has developed a successful and proven business model that is easily replicated by others".
"Franchisor: The company that owns the franchise trademarks, trade secrets and the successful business model
Franchisee: The individual or other entity who pays the franchisor for use of trademarks, trade secrets, and the successful business model"
("Home-Based Business for Dummies" by Paul and Sara Edwards and Peter Economy, 2000, p. 30).
Для примера: типичным франчайзингом является Макдональдс. То есть: есть главная компания, и есть частные ее отделения (кафе) по всему миру, которые используют ее аттрибутику, рецепты и проч; платят за это головной компании деньги и делают бизнес на продаже товаров и услуг с использовании данной аттрибутики, торговой марки, рецептов и проч.
Теперь разберемся с ситуацией в Церкви, когда ее доход (доход приходов) построен на торговле требами и сугубо церковной аттрибутикой (свечами, крестами, книгами и проч), и сравним его с общинным устроением, когда доход прихода складывается из "десятины" его членов (условной десятины), а требы и свечи предоставляются бесплатно (или за добровольные, но необязательные пожертвования).
В первом случае приход является явно <b>коммерческой</b> организацией. То есть, его доход складывается за счет предоставления за деньги определенных товаров и услуг (и поэтому, кстати, его доход должен облагаться государственным налогом наряду с коммерческими организациями). Далее: приход является "отделением" некоей головной организации (Московского Патриархата в данном случае), с использованием всей ее аттрибутики (обрядов, икон, крестов, свечей). Вне Церкви (не здания, а именно организации) использование всего этого запрещено: так, если человек нецерковный или неверующий начнет использовать обряды или таинства Православия в каких-то своих личных целях, его сразу объявят кощунником, раскольником, еретиком, колдуном и проч (совершенно справедливо). То есть, использовать все это могут только те, кому разрешила Церковь (крещеные люди, правильно рукоположенные священники и проч - в зависимости от того, что используется ) (Вспомним высказывание, что даже Библия не может толковаться вне Церкви).
Любой же приход регулярно платит "головной организации" (епархии, патриархии) определенную сумму - все, как и полагается franchisee.
Так что все верно, и прав был игумен Иннокентий и я: это чистейший вариант франчайзинга.
А вот если приход существует на пожертвования его членов (вне привязки к предоставлению каких-либо определенных товаров и услуг - в данном случае свечей, книг, крестиков, треб), то
1) он становится из коммерческой организации <b>некоммерческой</b> , и суммы, которые на него жертвуются, должны по закону изыматься из-под налога;
2) соответветственно, он и не может быть назван франчайзинговой коммерческой организацией.
Вот такие пироги
|
|