Беседы о Православии

Апостол Иаков - Брат Господень?
Шитов Юрий, христианин - 05:24 27.04.2002
Новый Завет упоминает о четырех последователях Христа, живших в его время, носивших имя Иаков: 1). Сын Зеведея и брат Иоанна (Мар.1:19); 2).Сын Алфея (Мар.3:18); 3) Отец Иуды не Искариота (Лук.6:16); 4). Брат Господень (Гал.1:19).Книга, известная как "Соборное Послание" Иакова ,по - видимому написана кем -то из них , но кем именно? И еще . Разве у Христа были Братья по плоти? С Уважением - Шитов Юрий.

                


Re: Апостол Иаков - Брат Господень?
Дмитрий, православный христианин - 07:03 27.04.2002
Прости, брат Юрий
«Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла (I Кор. 15, 7). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: возвестите, говорит, Иакову и братиям сия (Деян. 12, 17). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.
Св. брат Господень не предпринимал трудных шествий апостольских для проповеди евангельской; однако ж, ему достался жребий едва ли не самого трудного служения апостольского. Из всех народов, современных апостолам, самый упорный и злой народ был иудеи, из всех городов был Иерусалим. Чернь, книжники и фарисеи, архиереи и старцы, – все дышало ненавистью и враждою против апостолов и евангелия. И здесь-то, в этом городе и народе, оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Можно себе представить, какой великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие дарования духовные, но и видимые знаки власти и важности иерархической. Посему он возведен в сан епископа или Самим Господом Иисусом, как думает св. Златоуст, или собором и избранием апостолов, – что все равно в таком обществе, которое, видимо, управлялось Духом Святым. Его Церковь называлась матерью всех церквей. Его иерусалимская кафедра апостольская сделалась точкою соединения для правителей юной Церкви. К нему, как мы видели прежде, относились или же лично приходили посланники Божии из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди евангельской, и для решения встречавшихся недоумений. Он первый положил основание благочинию и порядку церковно-богослужебному, по внушению Св. Духа составив божественную литургию. Это та самая литургия, которую мы доныне слушаем в храмах Божиих, только сокращенная св. Василием Великим и Златоустом немощи ради человеческой. Но ее и доселе вполне совершают сирийские христиане. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское; и можно сказать, что он был первым вселенским патриархом нового завета.
Общественная и частная жизнь св. Иакова, его чудеса и способ учения были так славны, что им удивлялись не только христиане, но и самые враги христианства. Талмудисты, эти неистовые враги и лжецы на христиан, говорят о св. Иакове, как о чудотворце, и даже указывают на виллу или мызу Шеханию, из которой, будто бы, происходил он. Вот их свидетельство. Одно: "Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника". Другое: "Приступил Иаков, из мызы Шехании, исцелить его во имя учителя своего Иисуса". Знаменитый писатель иудейских древностей, Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако же, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня, и, по мнению многих древних писателей, почитает эту кончину причиною разрушения Иерусалима.
Христианская древность единогласно прозвала св. брата Господня праведником и справедливейшим из людей. Епифаний, Егезипп, Никифор, Иероним и другие изображают св. апостола величайшим подвижником. Он был во всю жизнь девственником, почему имел особенное общение и дружбу с Иоанном Богословом. Ходил босыми ногами; вина и сикера не пил; не умазался елеем и не мыл тела своего в бане; бритва не восходила на голову его: носил одежду льняную. Пища его была – один хлеб, питие – простая вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях его сделалась тверда, как верблюжья. Подобно древнейшему подвижнику, св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи. "За высоту жизни, философии и благочестия", он так был уважаем в Иерусалиме и любим от народа, что не только верующие, но и неверные за великое благо почитали хоть прикоснуться к одежде его. Во время общественных смут и бедствий народ видел в нем оплот для себя, почему он и называл его обли или офли – оплот, убежище народа. Только эта любовь народная и высшая степень праведности, дающей мудрецу способность примирять самые враждебные партии в состоянии объяснить, как св. Иаков в мятежном городе-Христоубийце мог удерживаться на епископском престоле около 24-х лет и управлять Церковью почти спокойно. В книге Деяний апостольских видим возмущение иерусалимлян против Стефана первомученика, против Иакова Заведеева, против Петра и Павла, – и ничего не находим против праведного брата Господня. Петр и Павел временно появились в Иерусалиме, – и народ с яростью восстает на них. Св. Иаков постоянно пребывает в Иерусалиме, управляет тою самою Церковью, которую преследуют в лице других апостолов, – и народ не касается его, более двадцати лет не только терпим, но и глубоко уважает предстоятеля Церкви. Иерусалим повседневно видит, как проповедь христианского епископа похищает детей его и пленяет их в Христову веру, – и не возбраняет проповеднику.
Особенными временами проповеди Иаковлевой были великие праздники иудейские – Пасха, Пятидесятница и Кущей. На эти праздники стекались в Иерусалим, в бесчисленном множестве, из разных земель и городов, иудеи природные, язычники, обратившиеся к иудейству, и даже язычники никуда не обращенные. В эти-то времена епископская кафедра Иакова превращалась в кафедру всемирную; брат Господень являлся учителем вселенной и был апостолом в собственном смысле, посольствуя по Христе к людям из всякого народа, иже под небесем. Богодухновенная мудрость учения его видна из послания, написанного им верующим из всего израильского народа. Успех же проповеди был и причиною мученической кончины Иаковлевой. Св. брат Господень пострадал при иудейском первосвященнике Анане, на девяносто шестом году своей богоугодной жизни, и около двадцать четвертого года по вознесении Спасителя. Иудейский историк Флавий пишет о смерти св. Иакова так: "Анан, вообразивши, что теперь-то настало для него удобное время (ибо правитель Фест умер, а Альбин был еще в дороге), созывает синедрион судей, приводит в оный брата Иисуса, называемого Христом, – Иаков имя ему, и некоторых других, взводит на них вины, как будто на преступников закона, и предает на побиение камнями" (Древн. кн. 20, гл. I).
Анан, кажется, для того и появился в сане великого архиерея, чтобы доставить св. Иакову мученический венец. Он был первосвященником всего три месяца, и низвержен Альбином именно за смерть Иакова и некоторых других (см. у Флав. там же).
Христианские историки гораздо подробнее изображают мученичество св. Иакова. Они говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим стеклись народы со всех краев света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и умоляли его, чтобы он, как человек всеми уважаемый, поучил народ отступлению от Христа. Возвели апостола на крило Соломонова храма, – и апостол вслух всего народа началпроповедовать о Христе Спасителе, как об истинном Мессии. Обманутые фарисеи и книжники свергнули св. благовестника с высокого крила церковного. Изнемогающий от падения Иаков стал на колена и молился; буйная толпа изуверов бросила на него тучу камней. Некто из сынов Рихавовых хотел защитить праведника; но из толпы ринулся ремесленник и белильным деревом (валек, которым сукно валяют) нанес апостолу смертельный удар в голову. Он скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: "Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят".»(Георгий Орлов. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА Рассказы из истории христианской Церкви)
Ангела Хранителя

                


Re: Апостол Иаков - Брат Господень?
Шитов Юрий, христианин - 00:59 03.05.2002
Прошу прощения,но хотелось уточнить.Утверждения о том,что Апостол Иаков был либо сыном Иосифа от первого брака ,либо двоюродным братом Господа (сыном Алфея и Марии Клеопы,сестры Марии,матери Христа) не совсем устраивают. Имелось ввиду следующее: Писание говорит о том, что Иисус был у Марии первенцем (от Луки 2:7).Возможно этим подчеркивается тот факт,что только до рождения Младенца Иисуса Иосиф не жил с Мариею как с женой(Мат.1:25).Хотя Иаков рос вместе с Иисусом в одной семье,он,по всей видимости не верил в Него вплоть до Его воскресения из мертвых - судя по словам евангелиста Иоанна:"...Ибо и братья Его не веровали в Него"(Иоан.7:5). Встреча с воскресшим Христом вселила в Иакова спасительную веру, и об этом пишет Павел:"...потом явился Иакову, также всем апостолам"(1Кор.15:7). Именно этой точки зрения придерживались такие видные раннехристианские деятели,как Ориген,Кирилл Иерусалимский,Афанасий,Августин и другие. С уважением.

                


Re: Апостол Иаков - Брат Господень?
Тарас, православный, АААПЦ - 01:35 03.05.2002
Дорогой Юрий,

Вы готовы прислушаться к ответам всерьез? :) Если да, то давайте воздержимся от выражений типа "меня это или то не устраивает" и проч. Есть Церковная Традиция и на основе Ее составлена Священная Библия. Мы не в праве подвергать сомнению эти вещи, если они нас чем-то вдруг "не устраивают".

Так вот Апостол Иаков, сын праведного Иосифа не "рос" вместе с Христом, т.к. в момент рождения Иисуса Христа ему было уже 40 лет. Из жития Святого Иосифа Обручника мы видим следущее: "Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет."

В отношении родственных связей (в данном случае братства) и их законного определения посмотрите иудейскую традицию.

А в отношении того, когда именно Св. Апостол Иосиф, брат Господень по плоти, уверовал во Христа, и Ориген, и Св. Кирилл Иерусалимский, и Св. Афанасий, и Блаж. Августин, по всей видимости, были правы.

                


Это традиционный протестантский вопрос
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 20:41 03.05.2002
Однако, почему "первенца" ( в смысле, почему упоминание) - разница в жертвоприношении

                


недоумение
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:16 27.04.2002
>Св. брат Господень пострадал при иудейском первосвященнике Анане, на девяносто шестом году своей богоугодной жизни, и около двадцать четвертого года по вознесении Спасителя.

96 - 24 = 72. Как это может быть ?

                


Re: недоумение
Тарас, православный, АААПЦ - 23:21 28.04.2002
> 96 - 24 = 72. Как это может быть ?

Антон, а почему смущает, что Иаков, сын праведного Иосифа был гораздо старше Христа? Во время Рождества Христова сколько там лет было Иосифу?

                


Фамарь уже развеяла недоумение :) (-)
Anton, Православный, РПЦ МП - 13:42 29.04.2002

                


Cсылки
Александр С., православный - 10:16 27.04.2002
Дмитрий, Вы писали:
>... (Древн. кн. 20, гл. I).
> ...(см. у Флав. там же).
> ...(Георгий Орлов. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА Рассказы из истории христианской Церкви)

Нельзя ли подробнее, Дмитрий, что это за источники? Особенно последний, и что это за "ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА", которая нас просвещает через г-на Орлова?

Кроме того, Дмитрий, я понял заданный вопрос так : был ли св.ап.Иаков родным братом Христа по плоти? Может имелось в виду непрямое родство?

С уважением

А.

                


Re: Cсылки
Дмитрий, православный христианин - 07:04 28.04.2002
Прости, брат Александр
Иосиф Флавий (Иосиф бен Маттиас)(Josephus Flavius) (ок. 37 – ок. 100) ( http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000847/1000847a1.htm )
книга ( 94-95 г. по Р.Хр.) «Иудейские древности» (С-Пб, 1900г. пер.Генкель Г.Г.) ( http://www.mistral.ru/content/13060.shtml )
Георгий Орлов "ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА" ( http://www.orthodox.spb.ru/history/short/Title.htm или http://www.wco.ru/biblio/books/orlov1/Main.htm )
Помощи Божией

                


О родственных связях
Фамарь, христианка, РПЦ - 17:19 27.04.2002
> был ли св.ап.Иаков родным братом Христа по плоти? Может имелось в виду непрямое родство?

Все предельно просто: Иосиф, насколько все помнят, был уже в летах. До обручения с Марией он успел жениться и овдоветь. Так что, братья Христа, которые упоминаются в Евангелии - это дети Иосифа от первого брака.