Беседы о Православии

Развод
Лидия, православная - 15:33 29.04.2002
Братья и сестры, помогите советом! Два года назад я венчалась по большой любви, жили - в Господе, с Богом в сердце. И всё изменилось за один день. Муж мой - с тюремным прошлым, сидел в общей сложности 12 лет. Ко мне он попал сразу после освробождения, к Господу пришел в тюрьме. Сперва он често трудился (штамповщиком на предприятии) и был очень доволен, мы были действительно счастливы,хотя жили очень бедно, уповали на Бога, молились, и пребывали в духовной радости. Я безмерно благодарна Господу за это время. А потом всё кончилось за один день: появился его приятель по отсидке, с деньгами, муж, не советуясь со мной уволился и последние 2 месяца я лишь изредка его видела. Сказал, что поститься не будет, не молится, делает деньги, покупает себе дорогие вещи и одежду... Я НЕ с этим человекм венчалась. Я молюсь за него постоянно, и ночами, и на работе. Временами у него наступают краткие просветления а потом уезжает и - все сначала... Я устала, я очень больной человек. Я не могу продолжать жить с чужим человеком из-за денег (грязных и непонятных к тому же. Мы были едины - в Господе. А сейчас мы - по разные стороны... Он хочет развестись, "чтобы мне было лучше"... Он сказал: "Теперь я ни на кого уповать не буду" Будет ли грехом развестись? Или я несу за него ответственность до конца? Мне очень тяжело...

                


Re: Развод
Лидия, православная - 15:36 06.05.2002
Дорогие братья и сестры! Спасибо вам всем большое, что откликнулись! Мне не с кем посоветоваться, т.к. настоящего духовника у меня нет, батюшка, которому я постоянно исповедуюсь едва ли находит 2-3 минуты на разговоры со мной. При последнем нашем разговоре (на исповеди) он сказал: "Продолжай жить, как живешь, молись, ходи в церковь. За мужа молись, как за больного, Господь всё усмотрит". Я НЕ хочу разводиться. Если муж уйдет, я все равно буду молиться за него, как молюсь сейчас, я не собираюсь более выходить замуж, т.к. муж перед Богом может быть только один. Я не знаю, как принять то, что он хочет уйти, или, если жить вместе, то не божьими заповедями - как? Вполне возможно, что это испытание - мне, для меня, и я благодарна Господу за него. Мне кажется, муж просто УСТАЛ быть "правильным". В тюрьме он пришел к Богу, после освобождения сильно не хотел попасть обратно, очень хотел измениться, и, похоже, его благих намерений хватило до первого серьезного искушения. Я же не из тех женщин, которые встают на пороге "Не пущу" и пр., я считаю, что каждый имеет свободу выбора и уважаю в каждом - личность. Потому и не знаю, как быть и что делать. Господь всё усмотрит и вразумит, я уповаю на Него. Спасибо вам!!!!

                


Re: Развод
Дмитрий, православный христианин - 16:45 07.05.2002
Христос Воскресе, сестра!

Прости, ради Бога, что отрываю от более важных занятий, но уж очень тронуло твое сообщение на форуме "Православная Беседа". Самонадеянно полагаю, что немного понимаю тебя. Ни в коем случае не пытаюсь научить, однако знаю, как иногда может помочь стороннее слово. В любом случае, нижайше прошу, прости мне.

Пишешь, что "не с кем посоветоваться..." - Не это беда и не в этом беда, сестра. Все мы подвержены этому "не с кем". От этого "не с кем" некоторые темы даже в Православном обществе, многие иные разговоры. Возьму на себя смелость сказать, подавляющее большинство людей ежедневно, ежесекундно обращаются друг ко другу от этого, как им кажется, "не с кем". Кто-то, именующий себя православным, с гневом вопрошает: "когда, наконец, МП признает украинский раскол?", кто-то озабочен "свободой" неправильно славить Христа и нарушать церковные правила, кого-то интересует как вести себя с геями и с ушедшей женой. Всё это надводная часть айсберга. Гораздо страшнее, что от этого "не с кем" люди уходят в самоубийства, в пьянство, в наркотики, в ересь, в секты, да хватит ли места перечислить... Дорогой мой человек! Спросим себя: что бы делал Господь, окажись Он на нашем месте и что бы делали мы, окажись на месте Христа? Не правда ли, многих вопросов не стало, ибо «нет у Него никакого другого дела, кроме одного - спасти человека»(Климент Александрийский)
Так что же это за "не с кем" такой? Если задумаемся, то поймем, что знакомы нам и другие его имена - не единожды приходилось встречать его в самых разных обличьях с самого раннего детства, с тех самых пор, как помним себя. Раньше этого "не с кем" звали "хочу", затем "ты плохой/ая", затем "это моё" и, в конце концов, через "карьера", "деньги", "удовольствие", его начинают звать просто "я". И если в детстве нам случалось иногда совершенно чётко увидеть его и, отвернувшись, заплакав, позвать родителей, то со временем он становился всё более изворотливым, незаметным и, что греха таить, частенько казался нам совершенно незаменимым. Не правда ли, потрясающее соседство - незаметность и незаменимость? он стал незаменим, потому что прибегнуть к его услугам очень просто - достаточно пожелать пойти по простому пути; незаметен, потому что постоянно менял имена и лица, и чем дольше мы прибегали к его услугам, тем менее замечали его.
К чему таиться, наверняка не раз приходилось слышать это, сестра: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Это - грустная и жестокая правда. Мы - христиане, находимся в состоянии войны с диаволом. «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч»,- говорит нам Господь. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры как змии, и просты, как голуби». Мы воюем за человеков и «брань наша не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Силен и коварен враг наш, и нет у нас сил, чтобы справиться с ним без помощи Господа нашего. В Нем наша сила, главные наши сила и оружие - Иисус Христос и Любовь, которой Он учит нас. И это тоже правда - Светлая и радостная. Так что не "не с кем", сестра, а есть с Кем! Слава, Тебе, Господи, есть с Кем.

Говоришь, что батюшка едва-едва уделяет тебе минуту-другую? Это хорошо - значит видит он в тебе силы, которые помогут выстоять в жизненном испытании. Поверь, как учителя, что бы ни читали, автоматически проверяют правописание, так и священники неустанно и безошибочно вылавливают бесовские козни. Очень часто у них нет ни минуты свободного времени и не надо обижаться на них за это. При всей занятости, батюшка дал тебе единственно верный и действенный совет, сестра, - "Продолжай жить, как живешь, молись, ходи в церковь. За мужа молись, как за больного, Господь всё усмотрит" - повторю каждое слово. Добавлю лишь, не забывай просить Господа о милости, о вере, о даровании сил и себе самой.

Прости, сестра, за долгое и бестолковое письмо. Хотелось сказать много важного, а получилось нечто едва вразумительное. Попытаюсь в одной строке:
Господь любит тебя. Мы - все православные - любим тебя, молимся и болеем за тебя.

С любовию и молитвой, брат Димитрий

Спаси Господи

                


Re: Развод
Лидия, православная - 13:02 14.05.2002
Воистину воскресе! Спасибо тебе, брат! Я поняла, что это испытание мне - не случайно, ибо нет ничего случайного. А также Господь не дает непосильного, значит, я в состоянии справиться и преодолеть всё. Я безмерно благодарна Ему, потому что многое поняла. Уповаю на Него, да будет по воле Его.
Храни тебя Господь!

                


Re: Развод
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 23:37 06.05.2002
Попробуйте связаться с кем-нибудь из священников, регулярно служащих в тюрьмах - они, наверно, и отнесутся внимательнее, и советом смогут помочь (я, к сожалению, не в России и помочь в этом не могу). Кроме того, есть замечательная книжка покойного о. Глеба Каледы о его собственном тюремном служении ( вот кто Вам был бы нужен, но увы...).

Всего смого лучшего,
Анна

Христос Воскресе!

                


ссылка
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 23:51 06.05.2002
http://www.synergia.itn.ru/kerigma/katehiz/kaleda/zona/zona.htm

А вообще, там у них на сайте его текстов много (про все, и все-всем-всем советую)!!!! Я его лично знала - он был исключительнный батюшка - посчастливилось.
Александр, м.б. что-то даже в Библиотеку нашу можно? Напимер, о Туринской Плащанице?
http://www.koinonia.orthodoxy.ru/Shroud.html
Анна

                


Совет
Александр С., православный - 21:03 30.04.2002
Не знаю, Лидия, есть ли у Вас духовник - если нет, постарайтесь, чтобы появился, и чтобы это не был доктор богословия, в противном случае доброго житейского совета от него не дождётесь, это всё равно, что советоваться с Рамблером (кроме списка ссылок - ничего не получите). Не о всех 100 процентах речь, конечно, но о значительной части.

Другой совет : не грузите батюшку необходимостью принятия решения по своему случаю. Это решение должны принять только Вы, и больше никто. Духовнику своему сообщите о своём принятом решении и послушайте, что он Вам скажет.

Понимаете, не может священник советовать развестись (даже если всё говорит за это). Мне странно, когда у духовников просят разрешения, скажем, на ослабление или отмену поста (по здоровью или как-то ещё). Есть Идеал христианской жизни, и к нему, и только к нему священники могут призывать и благословлять. Благословение на развод они не дают, а в Вашем случае это может оказаться необходимым. Вам решать, и я бы с такой лёгкостью не советовал Вам сохранять брак, потому что кто знает, в какой грязи Вас может искупать брак с преступником, разлюбившим Вас. Не пришлось бы Вам когда-нибудь отстирывать окровавленные шмотки или прятать чей-нибудь пахнущий дымом ствол.

Я ничего Вам не советую и даже не намекаю и не направляю - ещё раз, только Вы всё решаете. Покайтесь, что не смогли сохранить любовь мужа в трудной ситуации - но что делать? - и решите.
Венчаться Вы больше не сможете, но Церковь наша благословляет и вторые браки, правда, уже без венцов и по упрощенному обряду.

Всего Вам доброго, да подскажет Вам Господь правильный выбор.

С уважением

А.

                


Впрочем...
Александр С., православный - 23:46 03.05.2002
... Наверное я всё же не в своё дело вмешиваюсь. Получается, что советую развод, можно принять как намёк.

Между тем, может быть как всегда и так и эдак. Мне кажется : если Ваш муж будет иногда Вас пытаться использовать для каких-нибудь надобностей (даже не обязательно для таких жутких, как я описал выше) - значит разлюбил, дело кончено скорее всего. Если избегает - значит пытается "придушить" свои прежние чувства к Вам, а значит всё-таки любит.

С наступающим Праздником

А.

                


Re: Развод
Фамарь, христианка, РПЦ - 19:29 30.04.2002
Конечно, никто не в силах, да и не в праве заставить Вас жить с нелюбимым человеком. Однако, действительно ли нет любви? Подумайте, любите ли Вы все еще того человека, за которого выходили замуж? А теперь представьте себе, что он тяжело заболел, а Вы просто решили бросить его вместо того, чтобы помочь, исцелить. Мне, как и Анахорету, сразу вспомнилось католическое "...в богатстве и в бедности, в здравии и в болезни, пока смерть не разлучит нас..." Жаль, что подобных обетов нет и у нас. Пока все хорошо - мы любим, как только сталкиваемся с первыми препятствиями - прячем голову в песок.
Впрочем, как и большинство здесь присутствующих, думаю все же, что такие вопросы нужно решать не на форуме (пусть даже и православном), а со своим духовником, который знает все Ваши обстоятельства и может хоть как-то оценить, что Вам по силам, а что - нет.

                


Re: Развод
Андрей Л., православный - 11:42 30.04.2002
Дорогая Лидия,

не впадайте в отчаяние, не теряйте благодать любви к человеку, как к мужу, и как к ближнему своему.

Видимо Вам уготована такая судьба, - полюбить заключенного, и спасать его своей любовью. Кто еще кроме Вас вспомнит об этой заблудшей душе? Может быть, Бог именно в Вас видит того, кто выстоит перед тяготами, пронесет свой Крест по жизни, своими молитвами спасет душу своего ближнего, и конечно, себя саму.

Пусть он в бегах или опять за решеткой, но, что Вам может помешать любить его, не обращая внимания на непонятного происхождения деньги, т.е. попросту не пользуясь ими? Разве православная любовь зависит от того - здоров человек или нет?

"Богатые милостыней спасутся, убогие терпением, весь мир любовью" - великий древне-русский проповедник преп.Феодосий

Тут, думаю, можно не разделять людей на материально обеспеченных и бедных. Так сегодня себе толкую, что богатые и убогие - это о каждом из нас. Все мы чем-то богаты (таланты, способности, выносливость, здоровье, стойкость, честность, сила, и пр., и пр.), и чем-то обязательно бедны - убоги. Вот и должен каждый из нас помогать ближнему своему чем только может, чем "богат" - т.е. проявлять свое внимание и милосердие, и при этом набираться великого терпения, потому что, отдавая часть своего "богатства", нам всегда приходится бороться с искушениями и скорбями. Очень это трудное дело - отдавать часть себя, часть своих сил, своего времени, своего достатка. Нужно, как убогим, смиренно терпеть то, в чем мы слабы или то, что нам достается от нашей жизни.

Но невозможно быть бесконечно милостивым и терпеливым, не имея Христовой любви в сердце. И даже наша убогость может быть нашим богатством, если в нас есть Любовь. Поэтому весь мир, все мы, - убогие и богатые, и те, ради которых терпят и жертвуют, - спасемся, когда найдем Любовь к Богу и к ближнему.

Наша любовь к супругу - есть часть этой вселенской любви, часть любви к ближним. Если сможете, если хватит сил, то не теряйте свою любовь к мужу, - любите его таким, какой есть, помогайте ему здесь своим богатством, какое имеете - например, молитвой, терпением и смирением с обстоятельствами жизни, для того, чтобы в будущем веке соединиться с ним в вечном счастье.

"Терписмиряйсявсехлюби"

С любовью.

                


Re: Развод
Дмитрий, православный христианин - 07:47 30.04.2002
Прости, сестра
«Не унывать, а смиряться - подвиг. И Господь призрит на смирение паче подвигов великих, но не смиренных... Кого мы обязаны и неотложно обязаны искать? - Иисуса, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! Молитву к Нему делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и привьется она, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвать от нее. Потому что она сладка и радостотворна. Но будь готов встретить и скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, а уж пакостей непременно натворит. Вот тебя на крест повесили (скoрби). А может быть это велел сделать Сам Господь Иисус Христос, чтобы ты уподобился Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении, и в вознесении на Небо. Это верно. "А потому не жди, - восклицает оптинский Старец, - чтобы я тебе сказал: "Сниди со креста". Ибо и Господь, когда Ему это говорили, не послушал..."»(БОГОСОЗНАНИЕ Протоиерей Николай Депутатов)

«Говори сердцу: что ты рвешься, ведь гневом других не исправишь, а только себе повредишь. Не рвись, сердце, потерпи; завтра сделаем что нужно, завтра поговорим, с кем нужно. Спокойно сказанным словом скорее убедишь, усовестишь, чем гневливостью. Так убеждай свое сердце. Так поступай, и при помощи Божией победишь демона гневливости»(Троиц. Сл. № 366)

«Один старец богомудрый говорил: "Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле..." "И если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщился Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения" ... "какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при Нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его!"»(Иг. Антоний)

«на Вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна Вас не коснется; никакой дряни не опасайтесь, дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило и послушайтесь: читайте утром и вечером перед Вашей молитвой оба эти псалма: 26 и 90, а перед ними великое архангельское обрадование: "Богородице Дево, радуйся..." Будете так делать, ни огонь Вас не возьмет, ни вода не потопит... Бомбой не разорвет»(Старец о. Иоанн Оптинский. Тр. Сл. № 305)

Спаси, Господи

                


Вот ещё...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 23:10 29.04.2002
Мне, простите, совершенно непонятно, зачем Вам нужен развод. Вы знаете, как выглядит "положительная" резолюция архиерея на прошении о разводе? "Благословляется вступить в новый брак". Вам это нужно? А если нет, то, наверное, стоит терпеть и продолжать молиться о человеке, с которым Вы соединились в плоть едину "по большой любви". Хорошенькое дело: первые трудности, пусть серьёзные, и тут же "графиня изменившимся лицом бежит пруду..." Ваши слова "Я НЕ с этим человеком венчалась" мне напоминают философию потребителя, всегда могущего сдать или обменять бракованный :\ или чем-то не устраивающий товар на другой.
Брак, всё же - это крест, а с креста не сходят, с него снимают. Когда на вас надевали венцы и обводили вокруг аналоя, то "забыли" сказать, что венцы эти - мученические (хор в это время поёт: "Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим" и "Слава Тебе, Христе Боже, ..мучеников радование...").

А-ъ

P.S. Всё ниже сказанное - моё личное мнение, просто мысли вслух:
Это наша беда, что у нас по содержанию (по форме-то они очень даже ничего) весьма несовершенные чинопоследования таинств брака и священства. Пространные молитвы (на венчании, кстати, зачастую сокращаемые, если не опускаемые, в силу не только своей длительности и непонятности для присутствующих, но и малосодержательности), где упоминается много ветхозаветных и новозаветных праведников, присутствуют многократные призывы благодати, и испрашивания благословений, благие пожелания вступающим в новую для себя жизнь, но при всём при этом -- никаких обетов, ни слова об ответственности пред Богом и людьми... На мой взгляд, это провоцирует как безответственность, так и духовную инфантильность. Как знать, не оказывают ли такие вещи, воспроизводящиеся в веках, влияния на "менталитет нации"? (Монашество, например, имеет обеты, и как же этот народ резко отличается от своего светского окружения! Правда, оно по определению должно отличаться...)

А вот для сравнения:
Then shall the Priest say unto the Woman:
"Wilt thou have this Man to thy wedded husband, to live together after God's ordinance in the holy estate of Matrimony?
Wilt thou obey him, and serve him, love, honour, and keep him in sickness and in health; and, forsaking all other, keep thee only unto him, so long as ye both shall live?"
The Woman shall answer:
"I will."
.....
..and the Woman, with her right hand taking the Man by his right hand, shall likewise say after the Minister:
"I N. take thee M. to my wedded husband, to have and to hold from this day forward, for better for worse, for richer for poorer, in sickness and in health, to love, cherish, and to obey, till death us do part, according to God's holy ordinance; and thereto I give thee my troth."

                


Re: Вот ещё...
Татьяна Г, Православная христианка - 06:18 21.05.2002
У меня подобная ситуация - я на грани развода. Муж стал пить. Согласна, что через эти искушения надо пройти, чего я и прошу у Господа! Но как быть, если в семье растет ребенок, сын, и он с малого возраста видит происходящее. Не получится ли, что он примет грех пьянства за норму? Как оградить ребенка от этого греха?

                


Re: Развод
Тарас, православный, АААПЦ - 18:41 29.04.2002
Церковь по сути дела не признает развода, как такового. Нет в Церкви и каких-либо специальных благословений, молитв или других действий, как-либо одобряющих развод.

Тем не менее, Церковь может констатировать факт распадения брака, и тогда повинна в этом будет только, так сказать, повинная сторона. Например, если муж изменяет своей жене, то при разводе повинен в грехе будет муж, а не жена, если муж не покается. В наше время Церковь признает факт распадения брака по ряду причин, которые не являются непосредственным грехом того или иного супруга. Например болезнь одного из супругов таким заболеванием как СПИД может быть достаточной причиной для распадения брака.

Все это конечно печально. Но вам наверное следует оценить свои силы и основательно посоветоваться с опытным духовным наставником перед тем как совершать какие-либо окончательные действия. Господь никогда не дает искушений выше наших сил. Сможете ли своей преданностью и смирением вытащить мужа из водоворота, в который он попал, или нет, известно только Богу. Надо много молиться. Бог творит чудеса.

                


Re: Развод
Евгений, православный - 16:34 29.04.2002
Вы можете равзестись, но венчаться до смерти мужа больше не можете. В описанных Вами обстоятельствах, по-видимому, лучше развестись. Вообще, бракоразводные дела -- это прерогатива архиереев. Выясните, когда приемный день у Вашего архиерея, обратитесь к нему, и он Вам что-нибудь посоветует.

                


???
Фамарь, христианка, РПЦ - 19:32 30.04.2002
> Вы можете равзестись, но венчаться до смерти мужа больше не можете.

Разве? Мне казалось, что можно.