Беседы о Православии

Делается ли исключение на Пасху для только что родившей?
Тарас, православный, АААПЦ - 23:07 02.05.2002
Кажется, этот вопрос у нас на старом форуме уже обсуждался. Только архивов пока нет. Помниться Максимъ спрашивал чего-то на эту тему. Одним словом вопрос такой: как называется период, когда женщине не разрешается посещать храм после родов и сколько он длиться? Делаются ли каки-либо исключения, если он попадает на Пасху?

                


Re: Делается ли исключение на Пасху для только что родившей?
Фамарь, христианка, РПЦ - 03:06 03.05.2002
Тарас, такие вещи - на усмотрение конкретного духовника. Родившая женщина может причащаться после 40 дней, когда над ней читаются соответствующие молитвы. Однако, есть батюшки (знаю даже одного иеромонаха), которые читают эти молитвы и раньше 40 дней. Кроме того, есть духовники, которые считают, что данные молитвы - это всего лишь возвращение женщины в лоно Церкви после вынужденного отсутствия (помните, наверное, про 3 недели). У таких духовников попадаются роженицы, которые причащаются накануне родов, а потом через недельку-другую прибегают уже с младенцем в "кенгурятнике" без каких-либо очистительных молитв. Т.е., практики есть разные, порой диаметрально противоположные, поэтому лучше узнавать у своего духовника.
Скажу честно, мне первые 40 дней было не до походов в храм :)

                


Уточнение от Ольги
Фамарь, христианка, РПЦ - 03:31 06.05.2002
У одной из участниц не отправляется сообщение, поэтому выступаю в качестве ретранслятора.

80 правило относится только к тем, кто "не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия", не посещает храм. Разумеется - к роженице это применить не можно:) Кроме всего прочего - одним из препятствий - является церковный запрет на посещение ею храма. Поэтому ссылка на 80 правило выглядит странно, если не сказать - неприлично:)

80-е правило VI Вселенского Собора:

"Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из
сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения."

Лучше ссылаться на мнение св Григория Великого, который в ответе на вопрос Августина Кентерберийского, не видел необходимости держать женщину дома. Согласно свт. Григорию, даже если женщина придет в церковь непосредственно после родов воздать благодарение Богу, она не согрешит. Святитель добавляет однако, что если благочестивый обычай очищения соблюдается христианами в правильном духе, то не нужно его порицать (Gregorii Ep. XI.64).
Ольга.

                


маленький "плюс" к "Уточнению от Ольги" :)
Дмитрий, православный христианин - 04:09 06.05.2002
Прошу прощения.
К сожалению, совершенно не помню происхождение текста, который собираюсь процитировать - прошу прощения. «Согласно установлениям богооткровенной ветхозаветной религии, чистота (духовно-нравственная и физическая) является необходимым условием для приближения ко всему священному. К внутренней нечистоте приводит грех. Физической нечистотой в законоположительных книгах Ветхого Завета считалось: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, (Лев.12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). По религиозным понятиям древних культовая нечистота не является грехом, но генетически связана с ним. Древнееврейское слово "нечистый" первоначально означало нравственную нечистоту. В этом значении употребляют его святые пророки: (Ис.6:5), (Иез.22:5), (Зах.13:2). Слово "чистый" также этимологически связано с нравственным состоянием. Оно означает - светящийся, издающий свет (Иов.17:9; Ис.50:12). Новозаветная Церковь установления о ритуальной нечистоте отменила. Главным условием нашего соединения с Богом считается чистота внутренняя: "Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят"(Мф.5:8). Новозаветная Христова Церковь, отменив ветхозаветные установления о ритуальной чистоте, вместе с тем сохранила ограничения для женщин во время очищения рожениц и находящихся в состоянии месячных. 2-е правило свт. Дионисия Александрийского (3 в.) гласит: "О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой"»
Ангела Хранителя

                


Большой "плюс" от Ольги:
Фамарь, христианка, РПЦ - 23:46 06.05.2002
Ольга попросила меня закинуть еще одно уточнение.

ПРАВИЛО в. (св.Дионисия, Послания канонические)

О женах находящихся в очищении позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, что оне аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии дерзнули или приступити к святой трапезе или коснутися тела и крови Христовых.
Ибо и жена имевшая дванадесятилетенее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися , поминати Господа не возбранно есть.
Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом .

НО :

Правило 1 св.Афанасия Великого. Из послания к Аммуну монаху

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего не полезного или нечистого не сотворило Божие слово. Христово бо благоухание есмы в спасаемых, по апостолу (2 Кор.2,15). Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим.
Для чистых все чисто; нечистых же и совесть осквернится и все.(Тит 1,15).
Удивляюсь же ухищрениям диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, повидимому, помышления чистоты. Но действуемое иместь паче навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлещи подвижников от обычного и спасительного попечения, и в сем, как мнится ему, победити их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение как например, если бы кто восхотел поставити в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст? Можем мы сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по божественному писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оcкверненное?

И если род Божий есть мы, по божественному писанию апостольских Деяний (Деян.17,28), то не имеем в себе ничего нечистого. (!)

Ибо тогда только мы оскверняемся, — когда грех, всякого смрада худший соделываем
(!)
А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. —- —
Может быть и врачи… в защищение сего скажут, что животному даны некие необходимые исходы для отложения излишества влаги, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы, и влажности из главы отделяющиеся и исходящие из чрева, также и оный избыток в семенных сосудах. Итак, боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, кагда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены имели таковые исходы? (конец цитаты)

То есть - пытаясь приписать женщинам нечистоту души по нечистоте телесной, с учетом того, что мужчинам такая нечистота ни в коем случае не приписывается ( см правила - они должны испытывать свою совесть), получаем: женщины не есть род Божий в отличие от мужчин:)

                


Вопросы модератору
Фамарь, христианка, РПЦ - 13:12 07.05.2002
А ссылка, которую я давала, не отправилась, или ее потерли?
И почему Ольга не может отправить сама - она в режиме только чтения или просто глюк ее компьютера?

                


Вопросы модератору лучше задавать мылом
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:34 07.05.2002
> А ссылка, которую я давала, не отправилась, или ее потерли?

Стер. Потому как у нас нет дип. отношений с поисковиком Федоровского.

> И почему Ольга не может отправить сама - она в режиме только чтения или просто глюк ее компьютера?

Слова я ее не лишал, но просил ограничить свои выступления постановкой вопросов, а не ответами, с чем она, помнится, согласилась. Прошу Вас не перепечатывать ее тенденциозные подборки цитат, ее уже ловили за руку на, мягко говоря, неточном цитировании.

Если Ольга захочет, пусть напишет мылом, попробуем разобраться, что у нее не получается. При условии, конечно, что она выполнит мою вышеуказанную просьбу.

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 06:08 07.05.2002
Прости сестра

«По нужде и другим побуждениям человека, многое происходило в древнее время не по правилам Церкви, но впредь ничего такого не должно быть» (Перв. 2.)
Очень тяжелый "плюс" у Ольги. Нижайше прошу ее обратиться с этой и подобными филиппиками к духовнику, поскольку «для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание...»(Свт. Игнатий (Брянчанинов)), ознакомившись предварительно с тем, какие качества предполагает Святититель Афанасий Великий в чистых девах( http://www.pagez.ru/lsn/0154.php - "Наставления деве"), обратив внимание на слова: «жены во время Божественной Литургии должны молчать, а о учении дома спрашивать мужей.»(Шест. 70), и учитывая, наконец, что в Каноне записано: «Жене, находящейся в очищении, входить в храм Божий не позволяется, ни причащаться»(Дионис. 2)[ http://www.krotov.org/acts/canons/0000_ukaz.html - статья "Храм Божий"]

Полное название послания Свт. Афанасия Великого к Аммуну монаху: "Послание к монаху Аммуну против порицающих супружество и о ночных нечистотах" - ни слова о женах и об очищении и вполне единословно с тем же Каноническим посланием св.Дионисия (4)

По поводу «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие Слово»(свт. Афанасий Великий), пожалуйста, выдержка из "Беседы о благословенном рождении детей. 1828 год" митр.Филарета(Дроздова):
«Но дабы не поставить истину в зависимость от помышлений человеческих, которые все без исключения суть суетны пред ведением Господним, призываю вас пред суд сего вечно непреложного ведения и вопрошаю: кому дано сие благословение Божие: раститеся и множитеся, телу ли человека, которое без души и не понимает сего благословения, и не может исполнить оного, или целому человеку, и особенно душе его? К телу ли относятся слова Писания: Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт.1:27)? Бог безтелесен, следовательно, человек сотворен по образу Божию в душе. После сего еще один вопрос, и мы получим разрешение на многое. Что значит написанное о Адаме: Роди сына по виду своему и по образу своему (Быт.5:3). То ли, что между Адамом и Сифом было сходство в чертах лица и в строении тела? Стоило ли труда вносить столь мелочное замечание в повествование столь священное и, притом, столь краткое? И сличение представляемого теперь "образа Адамова" с недавно указанным "образом Божиим" не ясно ли дает разуметь, что Священный писатель говорит о внутреннем образе, духовном и нравственном? Творческое слово: раститеся и множитеся, насадило в Адаме способность рождать благословенных чад и передавать им в наследие образ Божий, по которому он сам сотворен. Но когда грехом поврежден сей образ в нем, тогда, хотя по силе первоначального творческого слова и мог он родить сына, но не мог сообщить ему более того, что в самом оставалось; роди сына не по образу Божию полному и совершенному, но по виду своему и по образу своему, то есть, с некими чертами образа Божия и с неким примешением греха и повреждения Адамова. Вот и первоначальный Божественный, и последовательный естественный закон рождения человеческого! Будучи внесен в книгу Бытия по случаю рождения Сифова, он никогда не уничтожен. И теперь естественно, чтобы родители рождали детей по виду своему и по образу своему, - чтобы от грешников рождались грешники, подобно как от чахотных родятся чахотные, но чтобы от тех, которые свободным упражнением в покаянии, молитве и делании добра, при помощи благодати Божией, ослабили в себе греховные и усилили добрые склонности, рождались и дети с некоей предварительной помощью к добру против силы греха, впрочем, всегда преодолимой свободой и наипаче благодатию.»

Спаси Господи