Re: Андрею Лебедеву
Солнцев Александр Николаевич, православный - 11:22 24.05.2002
|
Уважаемый Андрей Лебедев!
Ваши обстоятельные и доброжелательные ответы на мои вопросы вызывают чувство благодарности, и вполне соответствуют моему пониманию роли духовного наставничества и послушания. Вместе с тем, хотелось бы сделать некоторые уточнения и высказать те сомнения, которые побудили меня поставить вопрос: "Что такое послушание" на этом уважаемом форуме. Разрешите остановиться на этом подробнее.
Два образа послушания
Сомнения в ясности понимания что есть послушание возникают при чтении некоторых весьма известных произведений канонизированных святых Православной Церкви. (возможно, из за отсутствия богословской подготовки и духовной неопытности). При чтении сочинений древних Отцов Церкви, например, преподобного Иоанна Лествичника, складывается образ послушания, как безраздельного и полного вверения верующего конкретному лицу - священнику или старцу. Этот путь спасения, представленный в старинных писаниях, выглядит не просто одним из возможных, но едва ли не единственным для подвижников, церковным путем. Такое же впечатление оставляет чтение книги "Старец Силуан". (Разумеется, что во всех случаях говорится о первостепенной важности послушания Богу, но это состояние представляется почти недостижимым без послушания духовному наставнику.)
Однако из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Иоанна Кронштадского и некоторых других авторитетных церковных деятелей складывается существенно иная картина. Утверждая великое значение послушания Богу, они не только не настаивают на крайней желательности послушания конкретному лицу, но и призывают к особой осмотрительности и даже настороженности к советам наставников и братьев.
Представляется, что между этими двумя позициями есть серьезный диссонанс, который не следует сглаживать. Его можно было бы объяснить тем, что роль Церкви (как земной организации) претерпела серьезные изменения в понимании значения церковного послушания. Это было бы, на мой взгляд, очень серьезным обстоятельством, ставящим под вопрос полноту духовной преемственности. Кроме того, способ понимания послушания не может не влиять на принципы строительства Церкви, как земной организации, а также на понимание функций священства..
Из Вашего письма следует, что традиция всегда оставалась и остается неизменной. Это отрадно слышать, но, тем не менее, вопрос остается не вполне ясным. Для того, чтобы еще более обозначить проблему, приведу два небольших набора цитат, которые, дают некоторую иллюстрацию двух способов понимания послушания.
1. "Ортодоксальное" послушание, как полное и безоговорочное вверение духовному отцу.
"Если ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись перед учителем, да накажет тебя милостью, и без совета ничего не делай. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин"
"Все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнять, как Божие повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают об их исполнимости. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин"
"Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот (духовный отец), кто благочестиво умертвил душу его (духовного сына). (Преподобный Иоанн Лесвичник)"
"Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку." (ст. Силуан)
"...послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца..." (ст. Силуан)
"С доверием, с готовностью, с любовью, с радостью отдавая свою волю и всякий суд над собой духовному отцу. (ст. Силуан)"
2. "Смягченное" послушание, с учетом изменений в духовной атмосфере церковного общества.
"Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными (Свт. Игнатий)."
"Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Постарайся найти хорошего добросовестного духовника. Если найдешь его, - и тем будь доволен, ныне добросовестны духовники - великая редкость." (Свт. Игнатий)
"... духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании заимствуемых от современных отцов и братий." (Свт. Игнатий)
"Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием" (преп. Иоанн Кронштадский)
Статьи иеромонаха Игнатия (Душеина) и архимандрита Лазаря, ссылки на которых Вам любезно предоставлены, представляют собой аргументацию в пользу второй точки зрения. Статья иеромонаха Игнатия начинается с фактически прямого утверждения о том, что духовная традиция была так или иначе прервана. Цитирую: "Не секрет, что для церковной жизни настоящего времени характерна утрата живой преемственности подлинного духовного опыта, правильных духовных ориентиров. " Однако, степень важности этого факта для церковной жизни в этой работе четко не обозначена. Последующий текст, в основном, содержит рекомендации, как нужно себя вести в церковном обществе в изменившихся условиях. Разделение послушания на административное и духовное резонно, но мало проясняет проблему.
В этой проблеме есть еще один аспект, который представляется весьма важным. Нечеткость концепции послушания (извините за бездуховную терминологию) может служить (и, возможно, служит) теоретической базой для псевдоцерковных образований ("тоталитарных сект"). Такие образования вполне могут ссылаться, например, на Лествицу, и на этом основании (при "ортодоксальном" отношении к ней) требовать авторитарных отношений в своих общинах. При этом они могут еще и утверждать, что свято блюдут святоотеческую традицию.
Еще раз акцентирую внимание на том, что Ваши предыдущие разъяснения меня вполне психологически устраивают, но не снимают вопроса.
Был бы весьма признателен, если бы обсуждение этой темы продолжилось с Вашим участием.
С любовью, А.С.
|
|