Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Мирянин Виктор, Православие - 04:40 17.06.2002
|
Александр, Николаевич, мир душе твоей!
Совершенно разделяю ваш взгляд на тему, потому что усматриваю в предмете вашей озабоченности семя тщеславия и поклонения не Творцу, но творению.
Однако советую вам воспринимать случившуюся практику, как реализующуюся потребность как-то отличить священника, особенно «пастыря» и «пастыря доброго» от прочего священства и особенно мирян. Так что, для нас с вами это есть проблема термина, но не содержания. Не хотите называть священника термином: - «отец», и не называйте. Ведь он же вас к этому не призывает? И ничто в канонах Церкви вас к этому не обязывает.
Кроме того, не стоит упускать из вида предостережения Иисуса Христа о том, что: «… надобно прийти соблазнам…», поэтому более отношу эту проблему именно к священству, - именно они должны в первую очередь озаботиться тем, чтобы избежать соблазна тщеславия.
Другое дело, когда речь идет о святых отцах Церкви. Надеюсь, вы понимаете, что здесь речь идет не столько о личностях, сколько о свидетельствах печати Духа Святаго на их жизни и творениях. Поэтому слово «отец» относится здесь скорее к Духу Святому, которого "отцы" стяжали в скудельных сосудах сердец их, суть Богу.
Даже если вы и не согласитесь со мной, то ничего в данной практике не изменится. Посудите сами: вы приходите в храм, приступаете к исповеди, просите молитв о вас исповедующего священника, принимаете из его рук Таинства Церкви, суть милость Божию …. И так много раз! Разве не дрогнет однажды ваше сердце благодарственно обратиться к Богу в лице образа Его, - священника: - отец!? Особенно, если священник соответствует определению о Себе Иисуса Христа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11).
Вы правы в том, что обращаете наше внимание к теме: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоан.13:16), где Себя Сын Человеческий называет лишь пастырем и пастырем добрым. Кроме того, употребляет Он термин: - «наемник»: - там вижу корни вашего беспокойства. Вот почему, приглашаю согласиться с апостолом: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться…» (Фил.1:18).
Потому приглашаю, что написано также: «да будете сынами Отца вашего Небесного…», есть и молитва о взявших крест свой и пошедших за Иисусом Христом: «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино …» (Матф.5:45; Иоан.17:21).
Станем ли, заостряя вопрос, мешать мирянам поощрять священство быть сынами Отца нашего Небесного? Ведь некоторые из них, так и воспринимают обращение к ним термином «отец»: - как аванс, как поощрение к трудам праведным и возлагают тем на себя еще большее усердие.
Забудем ли, что всё в Церкви, суть плоти Христовой, живет Духом Святым? Станем ли устанавливать строгие правила? Не обратимся ли тем в поклонников не сути, но правил?
Не находите ли, что это еще опаснее?
С уважением, Виктор.
|
|