Беседы о Православии

Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Солнцев Александр Николаевич, православный - 10:46 28.05.2002
Пишет человек, не очень сведующих в богословских вопросах.
В Новом Завете есть слова, сказанные категорическим тоном:
(Мф. 23)

8. Вы же не нарицайтесь учителями: един бо есть ваш учитель, Христос; вси же вы братия есть.
9. и отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, иже на небесех.
10. ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш Христос.

Как это согласуется это с тем, как именуются священнослужители?
Согласуются ли функции священников с этой заповедью Господа?

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Мирянин Виктор, Православие - 04:40 17.06.2002
Александр, Николаевич, мир душе твоей!

Совершенно разделяю ваш взгляд на тему, потому что усматриваю в предмете вашей озабоченности семя тщеславия и поклонения не Творцу, но творению.
Однако советую вам воспринимать случившуюся практику, как реализующуюся потребность как-то отличить священника, особенно «пастыря» и «пастыря доброго» от прочего священства и особенно мирян. Так что, для нас с вами это есть проблема термина, но не содержания. Не хотите называть священника термином: - «отец», и не называйте. Ведь он же вас к этому не призывает? И ничто в канонах Церкви вас к этому не обязывает.
Кроме того, не стоит упускать из вида предостережения Иисуса Христа о том, что: «… надобно прийти соблазнам…», поэтому более отношу эту проблему именно к священству, - именно они должны в первую очередь озаботиться тем, чтобы избежать соблазна тщеславия.
Другое дело, когда речь идет о святых отцах Церкви. Надеюсь, вы понимаете, что здесь речь идет не столько о личностях, сколько о свидетельствах печати Духа Святаго на их жизни и творениях. Поэтому слово «отец» относится здесь скорее к Духу Святому, которого "отцы" стяжали в скудельных сосудах сердец их, суть Богу.
Даже если вы и не согласитесь со мной, то ничего в данной практике не изменится. Посудите сами: вы приходите в храм, приступаете к исповеди, просите молитв о вас исповедующего священника, принимаете из его рук Таинства Церкви, суть милость Божию …. И так много раз! Разве не дрогнет однажды ваше сердце благодарственно обратиться к Богу в лице образа Его, - священника: - отец!? Особенно, если священник соответствует определению о Себе Иисуса Христа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан.10:11).
Вы правы в том, что обращаете наше внимание к теме: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоан.13:16), где Себя Сын Человеческий называет лишь пастырем и пастырем добрым. Кроме того, употребляет Он термин: - «наемник»: - там вижу корни вашего беспокойства. Вот почему, приглашаю согласиться с апостолом: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться…» (Фил.1:18).
Потому приглашаю, что написано также: «да будете сынами Отца вашего Небесного…», есть и молитва о взявших крест свой и пошедших за Иисусом Христом: «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино …» (Матф.5:45; Иоан.17:21).
Станем ли, заостряя вопрос, мешать мирянам поощрять священство быть сынами Отца нашего Небесного? Ведь некоторые из них, так и воспринимают обращение к ним термином «отец»: - как аванс, как поощрение к трудам праведным и возлагают тем на себя еще большее усердие.
Забудем ли, что всё в Церкви, суть плоти Христовой, живет Духом Святым? Станем ли устанавливать строгие правила? Не обратимся ли тем в поклонников не сути, но правил?
Не находите ли, что это еще опаснее?

С уважением, Виктор.

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Андрей Лебедев, Православный, РПЦ - 15:33 29.05.2002
Здравствуйте, Александр!

Эва. как Вы человека "припечатали" :(((

Я полностью согласен с Тарасом *), и, фактически, мне добавить к его ответу нечего. Единственно, как дополнение, могу предложить Вам статью о.А.Кураева на эту тему: "Почему священника зовут "батюшкой"?" http://www.kuraev.ru/bat.html

*) Могу посоветовать, прежде чем задавать вопрос по Евангелию и, в общем, по Св. Писанию, первоначально ознакомиться с толкованиями на те или иные стихи Писания. Например, толкования на Евангелия Феофилакта Болгарского, которые есть в библиотеке форума

С любовью

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Солнцев Александр Николаевич, православный - 10:58 30.05.2002
Здравствуйте, Андрей!

Указанные Вами публикации мне знакомы. Обращаюсь на форум именно потому, что они далеко не все объясняют. Не думаю, что такие первичные понятия, как послушание, священство, отцовство можно было сколько-нибудь полно вместить в какие-либо схемы и штампы. Именно поэтому они нуждаются в постоянном обсуждении. Не думаю также, что обсуждение подобных вопросов на форуме является неуместным.

Сожалею...

С любовью

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Андрей Лебедев, Православный, РПЦ - 11:53 30.05.2002
Здравствуйте, Александр!

Солнцев Александр Николаевич, Вы писали:
> Указанные Вами публикации мне знакомы. Обращаюсь на форум именно потому, что они далеко не все объясняют. Не думаю, что такие первичные понятия, как послушание, священство, отцовство можно было сколько-нибудь полно вместить в какие-либо схемы и штампы. Именно поэтому они нуждаются в постоянном обсуждении. Не думаю также, что обсуждение подобных вопросов на форуме является неуместным.

Вообще-то, не думаю, что подобные вопросы нуждаются в обсуждении, т.к. на эти вопросы давным давно ответили собственными примерами св.отцы. К примеру, отцы говорят: "если увижу Ангела и священника, то прежде поклонюсь священнику", или "...молитвами отца моего и вашего" и проч.

Имхо, для подвизающегося возможны лишь два пути: или считать отцов ничего не понимающими в Св.Писании и Предании, или же считать себя ничего не понимающим.

А обсуждать те или иные вопросы можно до Второго Пришествия :)))

Теперь на Ваши вопросы:
> Как это согласуется это с тем, как именуются священнослужители?
> Согласуются ли функции священников с этой заповедью Господа?

В Евангелиях есть много мест где Господь употребляет слова "отец", "отцы" в отношении простых людей, а Госполь Сам Себе не противоречит, имхо.

Чуть ниже приведенного Вами отрывка, приводятся и такие слова Господа "и никого не называйте Наставником", а Ап. Павел (Евр.13,17) пишет "повинуйтесь наставникам вашим". Думаю, что и Ап. Павел не нарушил заповедь Спасителя.

Священнослужители сами себя именуют "священник", "иерей", "епископ" и проч. Ни один священник себя "отцом" не называет, разве что по недоразумению, следовательно, священники заповедь Господню не нарушают.

С любовью.

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Солнцев Александр Николаевич, православный - 11:21 31.05.2002
Здраствуйте Андрей!

Понимание функций сваященства и духовного отцовства среди людей, считающих церковными вовсе не однозначно (особенно, в связи с проблемой послушания). Эти люди хорошо знакомы с теми источниками, на которые вы ссылаетесь. Нельзя также считать их недоумками или упертыми гордецами. Так дела обстоят в жизни, а не в литературно-библиотечных представлениях о религии. Пренебрежительное отношение ко все возобновляющемуся интересу к проблеме послушания, священства, духовного отцовства является одной из выжных причин сектантства, младостарчества , расколов (не единственной причиной, но очень важной). Ставлю эти вопросы (не только на этом форуме, разумеется) не из праздного любопытства, а из из их жизненной и конкретной актуальности. (Из за конкретных людей, судьба которых, для меня не безразлична.) А в ответ получаю "отмазки" (извините за резкость, но это еще мягкое слово для характеристики типичного отношения к проблеме послушания, отцовства...). Утверждать, что таких проблем не существует значит способствовать ересям, расколам, трагическим заблуждениям людей ... Хотелось бы обсудить проблемы именно под этим углом зрения. (Еще хотелось бы заметить, что я с недоверием отношусь к людям, которым "все ясно". В связи с этим (и не только) прошу не рекомендовать мне книги дьякона Кураева).

С любовью

                


Re: Как понимать
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 14:11 31.05.2002
Хоть Вы и подписываете свои послания "С любовью", я пока этой любви в них не обнаружил. Сначала Вы походя задели одного участника форума, теперь недовольны какими-то людьми, "которым всё ясно" (я, правда, не понял, о ком речь: Андрей Лебедев, вроде, такого повода не давал, а о. Андрей Кураев так вообще неизменно подчёркивает, что "всё ясно" только семинаристу-первокурснику).
Конкретнее, пожалуйста, выражайте свои мысли, в т.ч. и по вопросу, который Вы так хотите обсудить, и который Вы так и не сформулировали.
Инфо к размышлению:
Послушание является одним из основных обетов иночества. Уходя в затвор или пустыню, где нет человека-наставника, снимает ли с себя монах этот обет? Вопрос риторический: наставника нет, Наставник остаётся. Посему, наверное, и митр. Антоний (Блум) любит повторять, что послушание есть прежде всего "вслушивание в волю Бога". На мой же взгляд, нынешние гонки за старцами есть просто выражение массового духовного инфантилизма. Слишком люди привыкли, чтобы всё решали за них.

                


Анахорету . (Столп и утверждение истины)
Солнцев Александр Николаевич, православный - 10:47 04.06.2002
1) > Хоть Вы и подписываете свои послания "С любовью", я пока этой любви в них не обнаружил.

Не обнаружили так не обнаружили. Впрочем, возможно, Вам, как христианину, известно, что необходимо отличать отношение к человеку от отношения к его высказываниям и делам (и даже грехам.)

2) >Сначала Вы походя задели одного участника форума,

см. п. 1

3) >теперь недовольны какими-то людьми, "которым всё ясно"

Не "не недоволен" , а не доверяю.

4) >(я, правда, не понял, о ком речь: Андрей Лебедев, вроде, такого повода не давал, а о. Андрей Кураев так вообще неизменно подчёркивает, что "всё ясно" только семинаристу-первокурснику).

Важно не то, что он "подчеркивает", а то, что несет его деятельность (впрочем, я не очень люблю обсуждение конкретных лиц , см. п. 1).

5) >Конкретнее, пожалуйста, выражайте свои мысли, в т.ч. и по вопросу

Вам, видимо, некогда вникать в суть проблемы по причине занятости "штатных отвечальщиков". Но если найдете время, ознакомьтесь с подробным текстом по теме "Что такое послушание" от 11:22 24.05 2002 (два образа послушания), где подробно изложена суть проблемы (Лебедев считает, что такой проблемы нет, так как все ясно из писаний Отцов Церкви, а я считаю, что проблема есть, и она из самых лавных в настоящее время). Но по вашему настоянию формулирую ее в огрубленной форме (по необходимости, раз иначе вы не понимаете)

Конкретное выражение мысли:

Модно ли считать, что ЦЕРКОВЬ, В КОТОРОЙ и "ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ДУХОВНИКИ НЫНЕ РЕДКОСТЬ (свт.Игнатий Брянчанинов)" ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ?
(возможно, Вы не будете возражать, что это весьма конкретный вопрос, относящийся к церковной жизни )

6) >вопрос...который Вы так хотите обсудить

Да, хотел бы обсудить. Вместе с тем, не буду огорчен, если Вы не примете участия в обсуждении.

7) >Инфо к размышлению.

Эта "Инфо" носит риторический характер.

                


Ключ к проблеме
Тарас, православный, АААПЦ - 00:51 05.06.2002
Тянулись долгие утренние часы работы в прохладном офисе. На дворе уже свирепствовало летнее солнце. Хотелось скорее отправиться на обед, чтобы на сытый желудок поразмыслить о том, в какой связи находится наличие духовных отцов с утверждением о том, чем является наша Церковь. Было ясно, что связь существует, но какая: прямопропорциональная или линейно-пропорциональная, мистическая или харизматическая? Длительное вчитывание в сообщение Александра Николаевича поначалу ни к чему не приводило. И вдруг, придя с обеда, я неожиданно (видимо из-за того, что уже не нужно было больше думать о голодном желудке) понял, что ключ к ответу кроется в одном слове. Слово это даже и не заметить, если бы в нем не было ошибки.

Дело в том, что я долго ломал голову, что же это за "лавные проблемы", которые окружают нас в настоящее время, просмотрел все словари. Но кроме геологических пластов и горизонтов ничего в этой связи не нашел. "Лавная, лавная, лавная..." - лихорадочно думал я. И вдруг я понял, что в слове была допущена ошибка. Вместо "лавная проблема", читать нужно было: "главная проблема". И тут я уже по стечению обстоятельств понял, что проблема-то действительно главная. Куда уж главней.

Александр Николаевич хочет ее разрешить для всех раз и навсегда. И если бы он ее разрешил, то представляете, что произошло бы на свете? Представляете себе, как все было бы чудотворно, если бы придя в церковь каждый из нас подойдя к столику спросил: "Мне бы духовника надо. Такого, знаете ли, подобросовестнее." А ему с огромной улыбкой в ответ: "Конечно-конечно, у нас все добросовестные. Разве вы не знаете еще, что у нас Церковь - столп и утверждение истины. Недобросовестных духовников мы сразу гоним. У нас им делать нечего. Ну а для вас мы самого добросовестного дадим, раз уж специально спрашиваете. Вот тут только подпишитесь пожалуйста, что получили добросовестного духовника в количестве 1 шт. со сроком обмена 30 дней с даты приобретения. Спасение гарантируем. Спасибо."

Но Александр Николаевич видимо пока еще сомневаеться в том, что Церковь - это столп и утверждение истины. И проблему эту не торопиться решать, хотя она и главная для всех. Что ж придется подождать. Придется нам пока пользоваться такими духовниками, какие есть. Может они и недобросовестные, и даже неказистые на вид, но с ними все как-то спокойнее на душе. Придешь, поговоришь, поплачешь в рясу, глядишь, и легче на душе. Исполнишь совет - еще благодатнее. Ну а если уж неотходя от него жизнь проведешь, то может и за грехи свои отчитываться легче будет. Кто его знает. Хоть не самому всю ответственность нести. Ну а если наконец и с дефицитом добросовестных проблему решат, так тогда вообще заживем, и уж точно знать будем - Церковь действительно есть столп и утверждение истины!

:)

                


Анекдот
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 21:46 04.06.2002
> Да, хотел бы обсудить. Вместе с тем, не буду огорчен, если Вы не примете участия в обсуждении.

Приходит пациент к врачу: "Доктор, со мной никто не хочет общаться.. Может быть, ты мне поможешь, противный лысый старикашка?"

                


Re: Анекдот
Солнцев Александр Николаевич, православный - 09:19 06.06.2002
Не следует ли Вам вместо тезиса "всех люби, от всех беги" использовать изречение другого церковного авторитета: "всех людей следует считать ангелами, но обращаться с ними нужно, как с разбойниками"?

                


"Ну и что это? Что это за народное творчество?" (с) кот Матроскин
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:29 06.06.2002
Солнцев Александр Николаевич, Вы писали:
> Не следует ли Вам вместо тезиса "всех люби, от всех беги" использовать изречение другого церковного авторитета: "всех людей следует считать ангелами, но обращаться с ними нужно, как с разбойниками"?

И какой же авторитет это сказал? Дайте ссылку на авторский текст, пожалуйста.

Александр, Вы уже который раз съезжаете на личные выпады в адрес собеседников, что противоречит правилам форума. Личности на форуме не обсуждаются, только точки зрения. Прошу Вас внимательнее относиться к содержанию своих сообщений. Если есть ко мне вопросы - пишите по е-мейл.

                


Если мне понадобятся Ваши указания и выговоры, я скажу об этом.
Солнцев Александр Николаевич, православный - 12:46 17.06.2002
Если мне понадобятся Ваши указания и выговоры, я скажу об этом.
Что касается приведенного изречения, при минимальной образованности таких вопаросов не возникает.

                


Когда Вам понадобятся мои советы...
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:16 17.06.2002
Когда Вам понадобятся мои советы, напишите мне по е-мейл, поговорим. А пока я приостанавливаю Ваше участие в работе форума за отказ соблюдать его правила.

                


о столбах ...
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:54 04.06.2002
> Модно ли считать, что ЦЕРКОВЬ, В КОТОРОЙ и "ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ДУХОВНИКИ НЫНЕ РЕДКОСТЬ (свт.Игнатий Брянчанинов)" ЕСТЬ СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ?

Давайте считать, что нельзя считать ! Предлагаю собрать самых правильных и лучших вокруг себя ( ведь не может быть, чтобы мы одни такие были ) и организовать Настоящую Истинную Православную Церковь ... А ещё модно сейчас : открыть, скажем, газету, посвященную борьбе с РПЦ, которая почему-то претендует на то, чтобы быть столпом, хоть, как всем очевидно, никакой она не столб !

                


Прошу считать тему закрытой
Солнцев Александр Николаевич, православный - 09:22 06.06.2002
Прошу считать тему закрытой, поскольку вместо серьезного обсуждения участники предпочитают высказывать собственные конфессиональные предпочтения, на которые никто не покушается, и приписывать автору темы такие мысли и намерения, которых он не высказывал и не имеет.

                


Re: Как понимать...
Андрей Лебедев, Православный, РПЦ - 12:02 31.05.2002
Здравия!

Извините, но я не обсуждаю вопросов, на которые четко и ясно ответили отцы, как и не обсуждаю вопросов глобальных, т.с., "вообще". Повторюсь, никакая формулировка, концепция, доктрина и проч. не остановит появления сект, расколов и ересей, так как причина последних в коренится в суемудрии.

А.

                


Re: Как понимать евангельские слова: отцом себе не называй никого на земле?
Тарас, православный, АААПЦ - 00:31 29.05.2002
> Как это согласуется это с тем, как именуются священнослужители?

Согласуется это примерно также как то, что мы называем своих биологических пап "отцами", а школьных преподавателей "наставниками" - по факту. По толкованию же Блаж. Феофилакта, "Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми способами стараться о приобретении его. Ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу. И словами: отца не зовите..., не возбраняет почтения к родителям; ибо желает, чтоб мы почитали родителей, особенно же духовных отцев, но возводит нас этими словами к познанию истинного отца, то есть Бога, поелику отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, а только содействователи и слуги (Божии). - Показывая пользу смирения, Господь говорит, что больший из вас должен быть слугою и последним между вами, ибо кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-нибудь, тот будет оставлен Богом и смирится."

> Согласуются ли функции священников с этой заповедью Господа?

Да, функции священников согласуются со всеми без исключения заповедями Господа, т.к. само священство установлено Им.