откуда есть пошла...
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 03:00 07.06.2002
|
fabbri, Вы писали:
> Прошу прояснить - видел в гостях икону новозаветной Троицы, где Первое Лицо было изображено в виде почтенного старца, а сверху - голубь. До этого считал, что Его изображать вообще нельзя, ну, максимум, в виде Неопалимой Купины.
> Ответьте - так можно, или это самодеятельность?
Устоявшаяся самодеятельность (или )
Изображать Бога-Отца, как уже заметила Анна, действительно запрещено одним из Соборов (и решение это, насколько мне помнится, никто не отменял). Выход же изначально был весьма безобидный. Вспомните Евангелие от Иоанна: Ин.10:30,38; 12:45, 14:7, 9... "Я и Отец одно", "Отец во Мне и Я в Нем", "видящий Меня видит Пославшего Меня"... На основании этих слов сложился иконографический тип "Ветхий Деньми". Если обратите внимание, его одежды - традиционны для иконографии Христа, в руке - свиток, нимб - кресчатый. На некоторых изображениях еще и надпись "ИС ХС" заметите. Мы можем изображать Христа, поскольку он воплотился, но "Я и Отец одно", "Видевший Меня видит Пославшего Меня", следовательно мы можем изображать и Отца, но в виде все того же Христа. Примерно так. Века с 11 на коленях у Ветхого Деньми появляется Еммануил (отрок-Христос). На ранних иконах, опять-таки, "ИС ХС" мы видим над каждой фигурой, т.е., иконописец показывает нам тождество Ветхого Деньми и Еммануила.
По поводу католического влияния. Кто на кого - это еще большой вопрос. В 11 веке у католиков изображался Бог-Отец, держащий в руках распятие. Голубь появляется лишь веке в 12-13. В то время, как в Византии все трое замечены века с 11. Но! Помним, что на Востоке мы видим Отца только потому, что видим Сына. Как у католиков - честно говоря, в подробности не вдавалась, с удовольствием услышу от Вас
Что происходит дальше. А дальше в один "прекрасный" момент кресчатый нимб превращается в треугольный. Видимо, высокое богословье народу становится чуждо. Гораздо проще и нагляднее: Отец, Сын и Дух-голубь. В результате - имеем то, что имеем: абсолютно неканоническую икону, запрещенную Собором, но оччень популярную в народе, встречающуюся даже под куполами иных храмов... Вот такая вот история...
|
|