Беседы о Православии

Вопрос о неправославных проповедниках Евангелия.
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:40 06.06.2002
Братья и сестры !

Несколько дней уже мучаюсь вопросом - не является ли наше (официальное) отношение к неправославным проповедникам Евангелия прямым нарушением примера, поданного нам Самим Христом в 9-й главе Евангелия от Марка :

Отвеща Ему Иоанн, глаголя: учителю, видехом некоего именем Твоим изгоняща бесы, иже не ходит по нас: и возбранихом ему, яко не последует нам. Иисус же рече: не браните ему, никтоже бо есть, иже сотворит силу о имени Моем, и возможет вскоре злословити Мя. Иже бо несть на вы, по вас есть.

Толкование блаж. Феофилакта Болгарского, как мне кажется, только подтверждает эту мысль : Не по соревнованию какому-либо и не по зависти сын громов возбраняет тому человеку изгонять бесов: но желает, чтобы все, призывающие имя Христово, и последовали за Христом, и чтобы все ученики составляли одно тело. При начале же (евангельской) проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстию славолюбия, желали совершать знамения: но видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных. Что же Спаситель? Он не позволил Иоанну возбранять совершавшему знамения: не браните, говорит, никтоже бо может вскоре злословити Мя, иже сотворит силу о имени Моем. То есть, как будет злословить Меня тот, кто именем Моим приобретает себе славу, и призыванием Меня совершает чудеса? По-видимому, Господь противоречит Сам Себе: ибо в другом месте говорит: иже несть со Мною, на Мя есть. Но сии слова сказаны о бесах, которые стараются отвлечь сущих от Бога и рассевают Божие достояние. А здесь говорится о людях, которые чрез других, делающих чудеса, приводятся к Богу.

Понимаю, что вся история борьбы Церкви с ересями говорит против этого мнения. Но ведь практически все еретики всё же проповедовали именно Иисуса Христа - и это всё не укладывается как-то в голове. Хотелось бы услышать вашего мнения.

Антон

                


Re: Вопрос о неправославных проповедниках Евангелия.
Андрей Л., православный - 12:11 13.06.2002
Дорогой Anton,

покуда проповедуют имя Христа и текст Евангелия - все наши союзники, но как только начинают толковать Евангелие споря с Апостолами - отойди от них.

Так думаю.

С любовью.

                


Что проповедуют неправославные проповедники?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:25 07.06.2002
Что проповедуют неправославные проповедники? Если мы попытаемся ответить на этот вопрос, то все станет на свои места. Христианства вне Церкви не существует, об этом хорошо писал сщмч. Иларион (Троицкий), см. нашу библиотеку. Неправославные проповедники проповедуют неправославное христианство, т.е. христианство, зараженное ложью. Конечно, мера заражения у разных сект разная, но меняет ли это суть? Еретики проповедуют ложное понимание Евангелия, ложный образ Христа. Одного этого достаточно, чтобы не относить процитированный выше отрывок Евангелия к ним, ведь апостол не пишет, что проповедь того "некоего" чем-то отличалась от апостольской.

                


Re:
Anton, Православный, РПЦ МП - 23:51 10.06.2002
> Еретики проповедуют ложное понимание Евангелия, ложный образ Христа. Одного этого достаточно, чтобы не относить процитированный выше отрывок Евангелия к ним, ведь апостол не пишет, что проповедь того "некоего" чем-то отличалась от апостольской.

Александр, не ради спора замечу, что тот "некий" и не проповедовал в общем-то, а "просто" :-) творил чудеса именем Христовым. А может и говорил что при этом - но тогда, видимо, его проповедь всё же отличалась от апостольской, ибо как он мог бы проповедовать то же, что и апостолы, если он не ходил с ними ? И если не о еретиках, то о ком этот отрывок и для чего евангелист его поместил ?

                


В главном - единство, в остальном - любовь
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:53 11.06.2002
> Александр, не ради спора замечу, что тот "некий" и не проповедовал в общем-то, а "просто" :-) творил чудеса именем Христовым. А может и говорил что при этом - но тогда, видимо, его проповедь всё же отличалась от апостольской, ибо как он мог бы проповедовать то же, что и апостолы, если он не ходил с ними ?

Проповедь ведь бывает не только словесная. О причине "нехождения с апостолами" евангелист умалчивает, но нет оснований считать именно разномыслие этой причиной. Слова "кто не против вас", как мне думается, говорят именно о единомышленниках. Под разномыслием в данном случае я разумею разичие именно в существенных вопросах. Как помним, несогласие бывало и между апостолами, и ему "надлежит быть".

> И если не о еретиках, то о ком этот отрывок и для чего евангелист его поместил ?

Антон, этот отрывок не о еретиках, это очевидно. Утверждать обратное, значит отрицать богодухновенность Священного Предания, отрицать двухтысячелетнюю историю борьбы Церкви с ересями и лжеучениями. Я думаю, эти слова направлены против "партийности" в Православии: "Я Павлов, а я Кифов". Не секрет, что нередко члены одного прихода (форума, учебного заведения) свысока посматривают на членов другого и несогласие в мелочах порой возводят до взаимных "анафем". Тут, на мой взгляд, необходимы рассуждение и правильная расстановка приоритетов, чтобы с одной стороны не уничижить брата за соломинку в глазу, а с другой - не погубить брата и себя, согласившись с ним в существенном заблуждении. Я так понимаю эти евангельские слова. Буду рад, если знающие меня поправят, в чем ошибся.

                


IMHO
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 00:17 07.06.2002
В "Основных принципах отношения..." есть золотые слова о дифференцированном подходе (1.17), т.е. действительно важно, кто говорит о Христе, и о том, что не за счёт переманивания (6.2) из православия в инославие может осуществляться инославная проповедь.
К каждой возникающей ситуации нужно, на мой взгляд, применяться исходя из этого.

Не для протокола:
На практике в 99,9% случаев "проповеднику" лучше, как говорил дед Щукарь, "дать отлуп".

                


О неправославных проповедниках Евангелия.
Тарас, православный, АААПЦ - 23:55 06.06.2002
Антон, как ты знаешь, для нас тут этот вопрос всегда очень актуальный. Ничего не поделаешь, следуя заповеди Христа нам и правда приходится "не бранить ему", т.е. не ругать на чем свет стоит всех протестантов. Живем мирно и дружим со многими крепко. Но вот только деноминаций их признавать-непризнаем. Я лично их "церкви" обычно клубами величаю - церквями их называть язык не поворачивается. А Талса наша богата пестрыми сектами на любой вкус. Недаром центр пятидесятников.

А вот по поводу слов Спасителя прошу тебя обратить особое внимание на слова: "и возможет вскоре злословити Мя." Т.е. тем Он как бы говорит, что призыванием имени Его таковой сразу Его не злословит, но в то же время Спаситель и не говорит, что вообще не будет Его злословить. Т.е. слово "вскоре" в речи Спасителя имеет, на мой взгляд, особое значение, и использовано, как и все прочее, не случайно.

Исторически значение это заключается в том, что протестанское движение изначально (т.е. как бы вскоре после своего начала) тоже несло весьма хорошие намерения, ибо протестовало против извращений христианства насаждаемых Римской церковью. Но пути достижения этих благих целей были неправильными, неправославными, и это в итоге привело к тому, что на сегодня уже вполне формально существуют уже около девяти тысяч христианских сект, чьи взгляды весьма ощутимо не совпадают между собой зачастую в самых главных аспектах исповедания веры и жизни. Количество губительных сект продолжает расти в арифметической прогрессии. А к чему это ведет в конце концов должно быть вполне очевидно.

Хочу заметить, что и бесы тоже исповедовали Христа как "сына Бога Всевышняго" (Лука 8:28), однако суть их от этого не менялась. Различные секты, как например популярная секта пятидесятников (или харизматиков), своим учением и практикой открывают человеческие сердца перед бесовским миром и делают их как бы беззащитными перед ними. Сначала исповедуя Христа как Бога только одними устами эти несчастные люди и незамечают, что постепенно фокусом их жизни становиться совсем не христоподражательная жизнь, а погружение в бесовские страсти. Но происходит это иногда и не скоро.