Окружающий мир: символ или реальность
Тарас, православный, АААПЦ - 20:10 11.07.2002
|
Чего ж сомневаться зря об истинах открытых Самим Господом? Сказано же: "Царство Божие внутрь вас есте." (Лука 17) А это ни имеет ни определенного места и времени. Т.е. есть все внешнее для Царства Божиего не имеет никакого значения кроме символического.
Блаж. Феофилакт так толкует эти Евангелские строки: "Ибо царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутрь себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верою жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: “близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем” (Римл. 10, 8). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутрь нас."
А не дал ли нам Сам Христос всей своей жизнью именно такую веру? Не дал ли нам это в пример, когда отправился на крестные муки и молился за распинающих его, говоря: "Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят?"
Да и не в Таинстве ли Евхаристии мы имеем свидетельство о том, что весь мир - есть только символ духовной реальности, в которую мы реально входим посредством Тела Христова?
Я - грешник. Бог - праведен. Я знаю, что я (т.е. что я из себя представляю). Но знаю и то, что Бог милостив и всемогущ. Он - "Бог мой от чрева матери моея." Он - Бог Вседержитель. Он - Бог любящий меня. Он - Бог спасения моего. Кто против меня, если Бог со мной? Кто причинит мне зло? Бог создал меня. Бог ведет меня. Бог спасает меня.
А во внешнем мире - что там? Все Богом устроено к моему спасению. Блага - по милости Божией. Наказания - от Отца, Который наказует тех, кого любит. Искушения - для духовного возрастания. Испытания - для получения небесных венцов. Все Богом попускается и сотворяется. Но все это суть символы, которые не могут довлеть надо мной, если я реально пребываю с Богом. С Его помощью я отвергну ложь. С Его помощью я не послужу идолам. С Его помощью я преодолею злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления, которые из моего же сердца исходят. А внешнее происходящее не суть ли символы духовного мира, в котором еще оставлен "супостат наш диавол, яко лев рыкающий, ходящий ища, кого поглотити?"
Вот в этом суть писанного мною, а не в том, что мне "кажется", что окружающий меня мир есть некое видение, мираж созданный моим воображением и зависящим от моего духовного настроя. Я - это ничто в творении Божием. Бог - это все.
А разность восприятия очевидности зависит от чистоты нашего духовного ока - ноуса. Это тоже фундаментально святоотеческое учение.
Кстати, по этой теме рекомендую прочитать очень хорошую книгу Архимандрита Романа Браги "Exploring the Inner Universe". Стоит она, кажется $12.50 в SVS bookstore.
|
|