Беседы о Православии

Об отношении к экуменизму
Николай Л., Православный - 08:46 24.07.2002
К Православию часто предъявляют претензии по поводу обособленности и нежелания участвовать в экуменистических мероприятиях и организациях. Приводятся доводы о едином корне всех религий, о Едином Боге-Творце и т.п. Предлагаю обсудить с разных сторон вопрос:
можно ли и нужно ли (и в коей мере) православному быть экуменистом?

                


К которому из десяти?
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 11:56 24.07.2002
http://www.kuraev.ru/ekuogl.html

                


Re: К которому из десяти?
Николай Л., Православный - 18:10 24.07.2002
Пожалуй, ближе к десятому пониманию экуменизма, то бишь совместные религиозные мероприятия - богослужения, обряды и таинства, возможные объединения и т.п. Причем не на богословском уровне (А. Кураев невозможность сего обосновал, по-моему, в достаточной степени), а больше на бытовом уровне - например, совместная молитва перед обедом или началом какого-то дела, совместные мероприятия, проводимые не просто людьми разных конфессий, а религиозными организациями (например, приходами или епархиями).

                


imho
Anton, Православный, РПЦ МП - 18:35 24.07.2002
Насколько я знаю, подобные совместные моления напрямую запрещены апостольскими правилами ( поправьте, если ошибаюсь ). Для себя объясняю подобные запреты ( а очень сложно повиноваться без понимания ) тем, что если православные будут совместно молиться с неправославными, то у последних может возникнуть ложное ощущение несерьёзности различий, ложное самоуспокоение и, в конечном итоге, границы будут окончательно стёрты. Сейчас же, хоть и бывает нелегко обижать людей своим отказом ( а люди реально обижаются, даже перестают общаться ), есть надежда, что с Божией помощью этот отказ со временем заставит задуматься человека и понять, что только там, где нет компромиссов в вопросах веры, возможно существовать христианину ... задуматься и стать православным.

                


Re: imho
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 21:19 24.07.2002
Anton, Вы писали:
> Насколько я знаю, подобные совместные моления напрямую запрещены апостольскими правилами ( поправьте, если ошибаюсь ).

Соответствующие Апостольские и иже с ними правила составлялись в эпоху христологических споров, когда зачастую получалось так, что люди, называвшие себя христианами, не исповедовали божественность Христа, вот где действительно существовала опасность "потери нюха". Кроме того, Церковь периодически находилась в крайне опасной ситуации, когда тонкая (или не очень) ересь практически полностью вытесняла собою православие (как в случае с арианством). Всё это нельзя не учитывать при разговоре о запретах на молитву с еретиками.
Конечно же, если мы стоим перед необходимостью совершения совместного путешествия, трапезы, собеседования с представителями таких конфессий, как, например, католицизм или лютеранство, не будет грехом прочитать вместе с ними "Отче наш". В данном случае это не только моё мнение, но и мнение свят. Филарета (Дроздова) (да и не только его, просто если нож к горлу приставят, у него мне, или Андрею Лебедеву, как известному почитателю святителя , :) будет легче найти соответственные цитаты). Просто всегда нужно помнить, что кого-то из "малых сих", "не имеющих такого знания", это может соблазнить, и поступать следует исходя из этого.

> Сейчас же, хоть и бывает нелегко обижать людей своим отказом ( а люди реально обижаются, даже перестают общаться ), есть надежда, что с Божией помощью этот отказ со временем заставит задуматься человека и понять, что только там, где нет компромиссов в вопросах веры, возможно существовать христианину ... задуматься и стать православным.

Угу. Или озлобиться. В общем, смотреть надо по ситуации, "быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых".