О Св. Троице и художественных произведениях... Как-то длинно получилось.
Дарья, христианка - 02:14 26.07.2002
|
Анахоретъ, Вы писали:
> Вы не знаете, о чём просите. Ну, давайте пока так: Бог троичен, троичность состоит в том, что в Боге - Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а единое Божественное сущство, отличающиеся между собой личностными (ипостасными) свойствами. Вообще на уровне рассудка этот догмат непостижим.
А-ъ (правильно? ), можно я так тихонько замечу, что обсуждаемый предмет не совсем мне далек (мне, конечно, всего 21, но теологией я уже занимаюсь 6 лет, а этим летом, решив, что предназначенное Богом не изменить, поступила в Библейско-Богословский институт апостола Андрея). Это не в смысле погордиться, а в смысле, что я азы немножко - по возможностям домашнего обучения - знаю.
Благодарю, что напомнили мне определение Св. Троицы, давайте начнем с этого. Скажите, правильно ли воспринимать Иисуса, Сына, как воплощение Отца? то есть, как Бога-Отца, но явившего себя в человеческой плоти? потому и связанных неразрывно... связанных, как... как связаны автор книги и один из ее героев, в котором автор воплощает себя? И если оно возможно, то можно ли воспринимать Св. Дух, как прямое и непосредственное явление Воли Господа (если считать, что все творящееся на Земле творится по Его попущению, не прямой воле)?
> Возникнут дополнительные вопросы (должны возникнуть) -спрашивайте, но вообще, если захотите получше разобраться, приготовьтесь много читать. Здесь, кстати, при форуме библиотека неплохая.
>
Спасибо, брат во Христе, библиотека действительно замечательная. Я вчера всю ночь в ней сидела, думаю, и сегодня ночь проведу там же.
> > И еще: неужели литературный (и иные) произведения по Священному Писанию могут вызвать лишь укор?
>
> Плохие - пожалуй. Я Вам по почте отослал подборку стихотворных произведений на эту тему, укора не вызывающих.
Ой, правда... а я не сразу заметила аттачмент в Вашем письме. Непременно почитаю, спасибо большое. Кстати, как Вы относитесь к поэтическим сборникам "Святая земля" и "Христос в русской поззии"?
>
> > Кстати, а какие бытуют мнения по поводу Jesus Christ Superstar?
>
> В основном как о весьма добротном, профессионально сделанном мюзикле. Разумеется, адекватному восприятию Евангелия он не способствует. Парадокс в том, что сие произведение (равно как и булгаковский М&М) для многих из нынешних воцерковлённых людей явилось одним из первых толчков, заставивших заинтересоваться библейской тематикой.
Парадокс, говорите... Интересно, что же у нас получается... Чтобы заинтересовать людей Евангелием, нужно сделать из Евангелие нечто, очень мало на него похожее? Ибо, при всей моей нежной любви к "Суперзвезде", я понимаю, что изучать по опере Евангелие - ммм... неудачное решение. Можно, например, проникнуться искренней симпатией к Иуде Искариоту в силу прекрасного вокала Карла Андерсона и вообще обаяния персонажа (Мюррей Хэд мне лично нравится меньше, а вот Rik Mayall в фильме версии 2000 года - просто блеск, ка-ак он играет...), а потом наткнуться на него же в Евангелии, где симпатизировать будет трудновато. Ка-акая досада! Но опустим частности. "Суперзвезда" еще не худший вариант, мне приходилось видеть людей, взявшихся за Евангелие по прочтении... Лео Таксиля! Помилуйте, на фоне остряка-француза "Мастер и Маргарита" покажутся просто списком с Евангелия.
Так какой у меня вопрос: почему так получается? Почему телега впереди лошади, сначала знакомятся с написанным/снятым "по сюжету", а уже потом - с самим, собственно, сюжетом? И стоит ли гневно обрушиваться с критикой на "М&M", если книга толкает людей к Богу? Кстати, а кто-нибудь знаком хоть с одним сатанистом, который заделался бы таковым после прочтения "Мастера..." и восхищения Воландом? Мне не попадались такие, зато встречалось очень много тех, кто уверовал во Христа, да не булгаковского Иешуа, а истинного Господа нашего Иисуса Христа.
(Кстати, замечу тихонько, Воланд у Булгакова - не такой уж противник Христа, у них своеобразные отношения, мало общего имеющие с общепризнанными; ну да, Сатана не любит людей - спрашивается, за что бы ему нас любить? - но по Булгакову он совершенно точно тепло относится к Господу. В ранних редакциях романа это заметно еще сильнее, в каноническом тексте линия Иешуа-Воланд выражена менее отчетливо. В общем, сейчас это немного не в тему, но если речь зайдет, есть там один тако-ой замечательный пример...)
Мне так сдается, дело в пленительности художественного изображения, и парадокса, о котором Вы говорили, тут нет. Евангелия - особенно три, про Иоанна особый разговор - суховато излагают событий. Это ведь не сразу понимаешь, что нет ничего дороже подлинных слов Христа (уму непостижимо, Он их произносил! сам!). Хочется... атмосферы тамошней. Хочется... видеть происходящее. Образа Христа очень хочется, разве нет? Евангелисты не потрудились дать нам Его портрет... Согласитесь, читая "Мастера..." вполне можно окунуться именно в атмосферу Ершалаима и увидеть Иешуа. Детали важны безумно, кстати, всегда озадачивалась: Иоанн сам это понимал или писал по наитию, просто в силу своего безусловного литературного таланта? Потому что одно коротенькое "...а была ночь" в 13:31, сразу же создает пространство, ощущаешь разницу между освещенной горницей, где остаются апостолы и ночью, куда уходит Иуда... кроме того, такая мелкая, кажется, деталь, всего лишь обозначение времени, а сколько в ней достоверности (в смысле, если уж уточняется даже время, то подразумевается, что изложенное - безусловная истина). Не находите? Впрочем, Тайная Вечеря у Иоанна подана и без того ярко. Но у Иоанна таких примеров - на каждой странице, талантливый он.
А сколько же таких примеров в обычном романе о Христе! Я уж не говорю про фильмы, где даже представлять себе ничего не надо - вот тебе картинка ожившая. Вспомните, еще сам Иисус говорил, что настанет время, и захотят увидеть хоть один из дней Сына Человеческого, да не увидят. Истину сказал: очень хочется увидеть. До невозможности хочется.
Вот и получается, что еще-не-христиан художественные произведения об Иисусе привлекают яркостью и живостью образов (потом, уже проникнувшись теплыми чувствами (пока только ими) к Иисусу хватаются за Священное Писание и истинные Его слова, и влюбляются в Него по-настоящему), а уже-христиан - возможностью "увидеть воочию" Христа, увидеть детали, мелкие, но столь дорогие любящему сердцу.
Скажите, А-ъ, много глупостей я сказала? Буду рада, если укажете на мои ошибки. И простите, ради Бога, что так длинно...
|
|