О романтизме, психологии, аффекте и грехе...
Дарья, христианка - 02:03 30.07.2002
|
anna_z, Вы писали:
Анна, если хотите и Вам интересно - тема становится узковатой и специфичной, не находите? - можем для продолжения ее перебраться в почту или в аську. Просто, чтобы не заслужить неодобрения модератора.
> Даша, а ведь вы правы - нет в Иуде ничего романтического. Я, правда, не специалист в этом вопросе, но, к примеру, у Л.Андреева он не вызывает никакого восхищения или даже уважения, только жалость, может быть. Кстати о Л.Андрееве. Имхо, он пытается дать именно психологическое объяснение поведению Иуды - и что мы получаем? Фантазирование, которое ни на что не опирается. Просто версию - "а могло быть так". >
Имхо, имхо... У Андреева Иуда вызывает сначала неприязнь, затем - жалость через силу. Но Леонид Андреев сам не мог похвастаться душевным здоровьем, насколько мне известно. Поэтому его "психологическое объяснение" вызывает лично у меня чувство легкого недоумения и твердого "так быть не могло". Об Андрееве давайте, если хотите, подробнее почтой, потому что им - как раз в связи с этим произведением - я занималась в свое время пристально.
О романтизме в изображении Искариота... Ну-ка, припомню-ка я навскидочку... (все, разумеется - мое личное мнение) Берджесс с "Человеком из Назарета" - там попытка обромантизировать Иуду закончилась тем, что он стал похож на несмышленого щенка. У Гедберга - какая-то болезненная надрывность и психологические навороты, от которых побледнел бы сам дедушка Фрейд. У Юрия Нагибина та же беда, что у Берджесса - в попытке оправдать Иуду он лишает его взрослости. Я, честно говоря, косо посматриваю и на Иуду у Булгакова - но тут Бог его разберет, что мне не нравится, то ли его та же "невзрослость", то ли то, что его ножом в спину убивают...
Странная картина: попытка романтизировать Иуду заканчивается либо приданием ему типично детских черт: он ни в чем не виноват! он ничего не понимал! (Берджесс) ему так приказали! (Нагибин), либо невнятным психологическим надрывом (Гедберг, Андреев).
Давайте просто пока констатируем этот факт, а разбирать его, если Бог даст, будем не здесь, все ж - не литературный форум.
> Тогда скажите - ваше мнение - чем всё-таки привлекает образ Иуды? Ведь многих писателей привлекает?
Результатом будет лишь очередная фантазия - потому что мы не знаем почти ничего! Может, в этом и причина писательского интереса (это мне сейчас пришло в голову): Иуда - один из самых загадочных "персонажей" Евангелия. Известны только факты - что он делал; но что думал, чувствовал, etc. - это тайна, поэтому открывается простор для всевозможных интерпретаций. >
Вы абсолютно правы! И каждый писатель (сама такая) старается в "непрочерченный" образ Иуды вложить какие-то подходящие мысли, которые бы гармонично объясняли его поступок. Кстати, заметьте, очень редко встречается евангельское объяснение: почему-то все писатели нос воротят от пресловутых 30 сребренников. То ли слишком прямолинейное и приземленное объяснение, то ли недостоверно выглядит как-то... Кстати, а мотива "обуяния дьяволом" я вообще не встречала. Как Вы думаете, отчего? Тоже было бы красиво - борение души с грехом и ее поражение. Однако, отчего-то не берется...
> Впрочем, попробую тоже пофантазировать. Опять-таки об аффекте. Вы считаете, он был, когда И. пошёл и удавился? >
Нет, не так... Я так не считаю , я просто делаю выводы на основе прочитанного, а считаю я и вовсе иначе. Опять же, если Вам интересно - об этом не здесь.
> Но посмотрите на все его поступки. Участвовать в Тайной Вечери, уже задумав предательство - зачем? Быть обличённым Господом - и не раскаяться. >
А действительно, ЗАЧЕМ?
> Предать за 30 сребренников - может, это тоже результат не отсутствия коммерческой жилки, а состояния аффекта? >
Ну нет, когда он брал деньги, аффекта там не было, здраво рассуждает, здраво... Денег, правда, на самом деле взял мало.
> Целовать своего Учителя, чтобы предать его на смерть? Неужели это поступки человека, осознающего, что он делает? >
И в самом деле! Просто рукой указать из-за дерева не мог? Что за странность: идет предавать, а лезет на первый план, будто желает быть запечатленным на века. Вот уж воистину, лавры Герострата спать не давали.
> Уж не знаю, может ли быть такой длительный аффект. Но я бы это назвала по-другому - помрачение ума и души грехом. >
А я бы еще назвала это мазохизмом. Натворить дел, знать, что уже разоблачен - и тут же крутиться напоказ "нате, глядите, какая я сволочь, осудите меня при всех!"
> Помрачение до такой степени, что наступает гибель души и раскаяние уже невозможно - не потому, что Господь не простит и Церковь осудит, а потому, что душа приходит в "окончательную негодность". Нет уже пути назад, и самоубийство - естественное следствие такого помрачения. >
Анна, позвольте из человеколюбия не согласиться с Вами! То, что Вы описываете, может довести впечатлительного человека до отчаяния. Согрешит, вздумается ему, что "душа пришла в окончательную негодность", и привет - петля, яд, или полет из окошка строго вниз. Давайте все-таки думать и надеяться, что душа, вопреки сказанному Воландом, может быть и второй, и третьей свежести, но все же не совсем тухлой.
> И ещё: вам не кажется, что осуждаем мы, потому что необъективны, а Церковь не может осуждать, потому что она знает, кто грешник и кто праведник. Она просто констатирует факт - "злочестивый Иуда". >
Хорошо, но отконстатировав данный факт, можно - в рамках собственной личности - как-то по-своему отнестись к этому или другому "злочестивому"? Там, пожалеть, или еще чего?
> Мне кажется, вам (как православному психологу!) нужно учитывать не только психологические законы, но и законы духовной жизни - ведь они объективно существуют. Почему самоубийц не хоронят за церковной оградой? Ведь большинство из них убивают себя в состоянии аффекта? >
Ммм, кстати, не совсем так... Самоубийства в состоянии аффекта или состоянии, близком к нему, не так уж часты. Обычно они - следствие длительной депрессии или - бывает и такое - молниеносного решения, когда человек единосекундно решает, что жизнь отвратительна и не удалась, и так же единосекундно - лезвием по венам, но при этом отдавая себе отчет, ЧТО он делает.
> Не замечали вы такую закономерность (у меня перед глазами много примеров): верующие, порядочные люди умирают тихо, мирно, в полном рассудке. А атеисты или много грешившие тяжело страдают, проклинают Бога и даже своих близких. Перестают владеть своим сознанием. >
Анна, я верю Вам на слово, потому что не могу ничего сказать по этому поводу... Я не видела примеров смерти, Бог пока миловал меня... Но доверяю Вам. Думаю, что это закономерно, ведь смерть - переход в жизнь вечную, и душа уже предчувствует, что ждет ее там. Но то, что Вы сказали, подразумевает какое-то время перед смертью, а самоубийство - ведь смерть мгновенная, внезапная. Понимаете, что я хочу сказать?
> Вам не кажется, что Господь нередко посылает такую смерть, какую человек заслужил своей жизнью? >
Ох... Я надеюсь, Он слишком милосерден для этого...
> Не бывает в жизни ничего случайного - ни аффекта, ни равнодушия окружающих, никто не может быть "случайно" доведён до самоубийства. >
Вопрос тяжкий и сложный: все ли в нашей жизни совершается по воле Божьей или по Его попустительству? Как Вы думаете, есть ли разница между этими понятиями, и если есть, то что вернее?
> Насчёт молитвы. Молиться за людей, поражённых тяжёлыми грехами - это большой труд. А мы все, наверное, ещё новоначальные. Так что нам молиться за Иуду - это всё равно что выпускник школы будет делать операцию на сердце. И больной умрёт, и врача посадят
>
Ну, если принять обычную точку зрения на Иуду, то хуже ему уже не будет , потому что хуже некуда . Не очень мне хочется это писать, но безнадежно больного ведь в последней надежде можно отдать в руки выпускника? а вдруг свершится чудо?
Да и не от нас же зависит его спасение... мы ж не рискуем его жизнью или душой. Я так вижу, наши молитвы за него сродни такому, знаете, детскому дерганью Христа за рукав. За что ж тут наказывать Искариота или нас?
> Всех жалеть надо, но начинать нужно с ближних - а, положа руку на сердце, испытываете ли вы жалость к окружающим всегда и ко всем из них? Конечно, каждый судит по себе... Я вот чаще испытываю раздражение или другие негативные эмоции. >
У меня, грешной, ближние на редкость хорошие... я их люблю и они редко заставляют меня злиться или раздражаться. А кто ближний мой? Иисус, говоря притчу о ближних, упомянул самаритянина и иудея, кажется так? то есть, каждый - ближний мой.
> [Может, нам и не надо понимать? А просто видеть и склониться перед Его волей? Может, специально для нас показательный пример "как низззя", а сам Иуда знал отлично, что за гранью физической смерти его ждет жизнь вечная и счастливая. Кто ж разберет, ибо неисповедимы... Сомневаться не будем. Судить не будем. Станем просто принимать, как есть - и верить. Как Вы думаете?]
> Вы же, наверное, это пишете с иронией? >
Что Вы, Анна... Говорю Вам честно, я писала без иронии. Мне бы очень хотелось, чтобы так оно и было. Чтобы показательное предательство-передательство и показательное самоубийство были нам в урок, а на самом деле не было бы Искариоту ни вечного проклятия, ни вечного отлучения от Господа, а была жизнь счастливая и вечная. Не с иронией, а с глубокой надеждой писала, поверьте... И действительно, не хочется ни сомневаться, ни судить, ни слушать осуждения, а просто принимать, как есть, и склоняться перед Его волей. С любовью склоняться и доверять беззаветно.
> А мне кажется - да, нужно склониться. Не зпрещать себе думать, чувствовать - просто попробовать воспринимать всё, что Церковь предлагает, с открытым сердцем, наивно, как дети, доверчиво: раз сказано, значит, так оно и есть. Тогда, может, мы поймём больше, что-то нам откроется? >
Анна, Анна, золотые слова Ваши. "Будьте как дети"... принимать доверчиво и наивно, и - на веру. Но только не судить, ради Бога - не судить... Слова "казни его, казни" произносили вовсе не сторонники Иисуса...
> Что-то ещё хотелось вам сказать - уже не помню... Очень интересный вопрос вы подняли. >
В общем, вспомните - пишите. Сюда или лучше на почту. Как Вам лучше. Мир Вам, Анна, храни Господь.
|
|