Беседы о Православии

Горе от ума...
Виктор П., Православный - 11:32 29.07.2002
Почитал я ниже флейм, затеянный юной Дарьей :-))
Мда.
Вот я подумал - а ведь 90 % бабушек, да и прочих менее искушенных в богословии прихожан деревенских храмов, не смогут принять участие в подобной дискуссии. Они даже и не поймут толком, о чем это народ говорит. Слова какие-то сложные, цитаты, книги какие-то, писатели... "Они образованность хочут показать, и все время говорят о непонятном" (с)
Те бабушки стоят себе в храме, слушают батюшку, сами молятся, все идет своим чередом, своим порядком. Так было вчера, год назад, так будет и завтра, и потом...
Они знают, к какому случаю какую молитву почитать, когда вербу в храм нести, когда кулич печь.
Да, они, возможно, мало образованы. Они может даже не читали М-М, не слушали рок-опер, не думали о "тайном" смысле тех или иных запятых в Евангелии. Начнешь с ними об этом говорить - пожалуй, и послать могут. Не смущай, мол, и так все понятно.
Плохо ли это?
Что-то сдается мне, что все эти наши высшие образования, "жизненный принцип всегда думать" ((с) - Дарья), постоянные заумные философствования и т.д. - не доведут до добра.
В конечном счете попытка анализировать молитву мозгами - искушение.
Искушение подняться на одну ступеньку с Тем, Кто непознаваем в принципе. Попытка обосудить с Ним, как лучше написать в этом месте. Теряется ведь всякий смысл богообщения - остается лишь научный трактат атеиста, разбирающего по косточкам тексты Писания - ибо в момент интеллектуального разбирательства сердце замолкает. Это все равно как устроить диспут о смысле и правомочности приказа старшины дернуть за кольцо парашюта в момент падения.
Возможно, что-то и сумеешь доказать за ту одну минуту, но парашют-то не раскроется.
Ну, возможно, аналогия не очень точная, но не стирать же :-))

Вот и получается - горе нам от ума нашего.
Если в той, старой России основная беда верующих была пьянство (или еще что - теперь уж и не разберешь), то сейчас, в нашем новом православном веке, главный вред, как ни странно, исходит из "излишней" образованности и "общечеловеческого" принципа приоритета интеллекта над духом.
Такие мои невеселые мысли...

Виктор,
дважды высше-образован :-))

Простите, если что не так.

                


Горе от ума... СОГЛАСЕН
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 16:24 30.07.2002
Ребята, многократно согласен с этим мнением.
Богословы из нас смешные, не наше это.
Что своё имеем спросить, то и нужно спрашивать.
Излагать же надо без замахов на ........ на то, что не знаем хорошо. Скромнее надо быть в умствованиях, я бы сказал стыдиться этого.
Приведу чуть позже дословно из Аввы Дорофея "Душеполезные поучения" где он пишет о целях, которые послушник монастыря (монах) должен приследовать при общении с братией. Там точнёхонько можно научиться уму и приложить эти цели и на этот форум. А лишнее всё забыть и не позориться.
Разумно не казать свой радум.

                


Не рассуждать... (с)
Дарья, христианка - 02:51 30.07.2002
(садясь, скрестив ноги, на землю и задумчиво подпирая голову обеими руками) Эх, Виктор... Ну зачем так сразу на мой возраст-то... Даже не знаю теперь, как и подступиться к Вам - с двумя высшими образованиями против двух же моих неоконченных...

> Слова какие-то сложные, цитаты, книги какие-то, писатели... "Они образованность хочут показать, и все время говорят о непонятном" (с) >

(горестно) Ухожу, ухожу в приватные беседы... "Люди, оставьте бдительность операм, я любил вас - будьте доверчивы!" (с) А.Галич

> Да, они, возможно, мало образованы. Они может даже не читали М-М, не слушали рок-опер, не думали о "тайном" смысле тех или иных запятых в Евангелии. >

Рок-оперы, МиМ - это, простите, из другой оперы... К молитве отношения не имеющей... К ее пониманию - тоже.

> В конечном счете попытка анализировать молитву мозгами - искушение. >

Да я ее не мозгами анализирую! А сердцем! Тем самым, юным... Помилуйте, анализируй я ее мозгами, уж как-нибудь да нашла бы себе выход.

> Искушение подняться на одну ступеньку с Тем, Кто непознаваем в принципе. >

Упаси Господи... Мечта всей моей юной жизни - чувствовать Его длань и покоряться ей.

> Попытка обосудить с Ним, как лучше написать в этом месте. >

Да не как лучше... А понять, что это значит, чтобы Ему же не солгать и себя в грех лжи и лицемерия не ввести. Что в этом такого уж плохого...

> Теряется ведь всякий смысл богообщения - остается лишь научный трактат атеиста, разбирающего по косточкам тексты Писания - ибо в момент интеллектуального разбирательства сердце замолкает. >

Опять же - не интеллектуальное это разбирательство (плавный уход от основной темы в область литературного анализа разные произведений - это не считается, это просто - интересно, но к первоначальной заявке не имеет отношения). Это действительно попытка разобраться, чтобы не солгать Христу.
>
> Вот и получается - горе нам от ума нашего. >

Нет, Виктор, а лучше просто _бездумно_ твердить молитву, не понимая, что именно обещаешь Ему? Вот радости-то Ему с таких отношений!

> ...сейчас, в нашем новом православном веке, главный вред, как ни странно, исходит из "излишней" образованности и "общечеловеческого" принципа приоритета интеллекта над духом. >

А Вы таки уверены, что это "общечеловеческий" принцип? Не знаю, не мне судить... Имхо, все такие разные и каждая душа -потемки.

> Такие мои невеселые мысли...

Да и мои тоже.

                


Молодёжи
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 16:52 30.07.2002
> Слова какие-то сложные, цитаты, книги какие-то, писатели... "Они образованность хочут показать, и все время говорят о непонятном" (с)

(горестно) Ухожу, ухожу в приватные беседы... "Люди, оставьте бдительность операм, я любил вас - будьте доверчивы!" (с) А.Галич
********************************************************
Дарья, раз вы относите себя к молодым, то тем более должны больше слушать, чем говорить (извините, если для Вас эти слова покажутся грубостью). Совсем не все реплики вообще подрузамевают то, что вы должны на них отвечать. Не отвечайте, сохраните достоинство, такт, степенность. В молчании многое сокрыто. ".. ответите за КАЖДОЕ праздное слово" - сказана в Евангелии. Вот и учитесь благоразумности молчания. Я для себя лично рассуждаю так:
1. Многое, из того, что я должен исполнять я не знаю.
2. В чём-то из того, что я знаю и исполняю, я ошибаюсь.
3. В чём я ошибаюсь я, понятное дело, не знаю (иначе бы я исправил положение)
Вот и выходит что надо больше СЛУШАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, ИСКАТЬ СПОСОБА ПОНЯТЬ СВОИ ПРОМАХИ.
Наши демократические позиции (демократические в отрицательном смысле слова) ставят на равные права голоса (право высказаться вслух) всех без разбора в ОДИНАКОВОЙ мере: женщин и мужчин, взрослых и детей, разных по чину и званию и т.д. Но ведь это несправедливо!!! В старинные боголюбивые времена попробовали бы Вы например общественном месте в присутствии отца Вашего вообще заговорить без необходимого на то повода. Да затолкали бы в шею и отцу указали, что плохо дочь воспитывает. Подумайте. Пусть слова Ваши не обгоняют мысли. А то не слова получаются, а ...
Вспомните, что оскверняет человека. Не то что входит в уста, а то что выходит из Ваших уст (Евангелие). Можете мне лично ответить на электронную почту. Почту за честь, если напишите через неделю или ещё дальше, а буду рад, если совсем не ответите.

                


Ну вот. Получился слон в посудной лавке...
Виктор П., Православный - 09:15 30.07.2002
Я там ниже прочитал, что я Вас "задел... немного"?
Простите великодушно, не хотел совсем.
Я скорее говорил о тенденциях, а не о Вас лично.
Ваше имя упомянул просто потому, что Ваши сообщения уж очень стройно ложились в эти тенденции :-))
Простите меня.
Я думал, Вы тоже захотите порассуждать на эти темы - приоритет интеллекта над духом, грань, где кончается изучание Писания и начинается критика и т.д. Я писал не о Вас, а о проблеме. Вы, похоже, приняли все на свой счет. Зря.
Так уж получилось, что меня или не поняли, или поняли не совсем правильно. Кстати, в последующих комментариях (с неоценимой помощью Антона) я уточнил, что же имеется в виду.
Впредь постараюсь быть красноречивее ("Простите, кто на ком стоял? Потрудитесь выражаться яснее..."(с) - Ваш любимый Булгаков :-))
Еще раз простите.
А возраст Ваш - самый подходящий. Как говорится, меняю свои 35 на 17 и 18 в разных районах :-))

Простите еще раз.

                


Сама хороша :) (Виктору)
Дарья, христианка - 00:34 31.07.2002
Мир Вам, брат! Я сама виновата: нельзя быть такой обидчивой. Если позволите, мы поговорим на эту тему.

И Вы меня простите, что я оказалась такой... нервной дамочкой. :) К сожалению, заявленная мною проблема - не желание "поговорить о высоком от нечего делать", но настоящий камень преткновения, наверное, поэтому я и огорчилась Вашим словам.
Простите, я постараюсь быть скромнее и не принимать все на свой счет.

> Я думал, Вы тоже захотите порассуждать на эти темы - приоритет интеллекта над духом, грань, где кончается изучание Писания и начинается критика и т.д. >

Порассуждать - это мы завсегда и с нашим вудовольствием, только чисто абстрактно, потому что приоритета интеллекта над духом не признаем, а критику Писания воспринимаем, как личное оскорбление :).

> Так уж получилось, что меня или не поняли, или поняли не совсем правильно. Кстати, в последующих комментариях (с неоценимой помощью Антона) я уточнил, что же имеется в виду. >

Да, я прочитала с удовольствием. Особенно полемику насчет бабушек. :)


> А возраст Ваш - самый подходящий. Как говорится, меняю свои 35 на 17 и 18 в разных районах :-))
>

А, мне все равно немножко побольше... :) Но ненамного, ненамного.

> Простите еще раз.

Ну, давайте, мир, что ли? :)

                


Уф, отлегло :-))
Виктор П., Православный - 09:18 31.07.2002
Спасибо Вам, Дарья, за понимание. На том и порешим.

А про возраст Ваш я знаю - читал ниже в одном из сообщений.
Но не менять же мне мои 35 на 21 и 14 :-))

А вообще - смотрю я на мир, и поражаюсь, насколько каждое последующее поколение (грубо говоря, каждые 10-15 лет - тут можно спорить, но разница в 10 лет - это уже немного другое "поколение") умнее предыдущего, так сказать, "по совокупности".
Чтоб я в 20 с небольшим так рассуждал, как Вы? Да никогда. Впрочем, время было другое, народ в двух институтах тогда учился редко - жизнь была другая.
А сейчас - жажда знаний, народ уже со 2-го курса работать начинает, языки изучает... Короче - прогресс.
Интересно, насколько плохо буду думать обо мне мои дети, когда подрастут :-)))

Ну, это я уже на другую тему.

Вы молодец, Дарья.
Помогай Вам Бог!

                


Скорей карету мне, карету ! А, впрочем, подойдёт и квас :)
Anton, Православный, РПЦ МП - 13:35 29.07.2002
> Те бабушки стоят себе в храме, слушают батюшку, сами молятся, все идет своим чередом, своим порядком. Так было вчера, год назад, так будет и завтра, и потом...
> Они знают, к какому случаю какую молитву почитать, когда вербу в храм нести, когда кулич печь.

Мне кажется, Виктор, что у этих абстрактных ( чтоб не осудить невзначай ) бабушек может быть просто переключение разума с "высоких материй" на обычные житейские. Бабушка ( всё ещё абстрактная ) может не читать ни одной богословской книжки, но при этом подробно рассуждать о том, какой рукой передавать свечку, почему нельзя подавать записку за здравие, если в храме покойник и т.п. Это её богословие. Я не говорю о том, что это плохо - у неё такое богословие, которое ей нужно. Проблема в том, что разум у неё может также являться господином всего человека, может не останавливаться ни на минуту, и, в общем-то, нет никакой разницы, на какую тему она рассуждает - на тему куличей или Божественной Сущности.

Мне кажется, что акцент нужно делать не на том, что развитый разум, хорошее образование - это плохо и мешает. Точно также может мешать и разум неразвитый и необразованный, подчас даже и хуже. Св. Иоанн Златоуст, Св. Василий Великий, Св. Григорий Великий ( список можно продолжить ) - все были блестяще образованы, но это им не только не мешало, но и помогало. С другой стороны, мы знаем множество Святых, которые были простого рода и очень мало образованы. Дерзну предположить, что общимо у них было то, что все они разум ( развитый и не очень ) подчинили Духу.

> сейчас, в нашем новом православном веке, главный вред, как ни странно, исходит из "излишней" образованности "общечеловеческого" принципа приоритета интеллекта над духом.

Впринципе, я, наверное, о том же, о чём и Вы. Но мне хотелось бы сделать упор именно на том, что важным является подчинённость Духу, а уж какой при этом разум и образованность дал тебе Бог - с таким и приходится жить и работать.

                


Да, согласен
Виктор П., Православный - 14:07 29.07.2002
Я вовсе не имел в виду, что надо "собрать все книги бы, да сжечь" (если уж мы цитируем тут Грибоедова :-) )

Обидно, если меня так прямолинейнно поняли. Ценность образования я как раз не подвергаю сомнению - просто думал, что это уж само собой разумеется. Ан нет, тут народ дотошный, надо высказываться юридически точно, иначе виртуальными камнями закидают :-))

Спасибо за уточнение моих мыслей! :-))

                


Апология бабулькизьма
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 13:10 29.07.2002
> Те бабушки стоят себе в храме,

Благо, коли стоят! Более половины ходють-бродють, утсраивая их храма просто клуб "кому за 60"...

> все идет своим чередом

Точно! Служба - своим чередом, бабулькина тусовка - своим (однова, ничего не понятно, шо там поють).
Не один год наблюдал все это с клироса традиционно многолюдного, никогда не закрывавшегося храма. Подавляющая часть заполненного бабульками "зала" церкви бОльшую часть живет абсолютно своей, по-своему интересной жизнью на фоне службы...

> Они знают, к какому случаю какую молитву почитать, когда вербу в храм нести, когда кулич печь.

Ну, подобные-то дела у представителей племени Мумбо-Юбмо не хуже разработаны :)

> Да, они, возможно, мало образованы ... не думали о "тайном" смысле тех или иных запятых в Евангелии.

Каких запятых??? О каких запятых речь, коли многие свято уверены, что Евангелие только баптисты читають?

> Начнешь с ними об этом говорить - пожалуй, и послать могут.

Вот это могут. Это бесспорно. Это хлебом не корми.

> Не смущай, мол, и так все понятно.

Один архиерей в простой рясе с крестом в храм зашел. Не утерпел и сделал замечание одной бабульке у кануна, ведшей себя непотребно... Ну, она его и шуганула - мол, мы лучше вас, попов, знаем тут, что делать...
Конечно, "понятно"

> Плохо ли это?

Да шо вы, лучше просто некуда

> Искушение подняться на одну ступеньку с Тем, Кто непознаваем в принципе.

"Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его"

> Теряется ведь всякий смысл богообщения - остается лишь научный трактат атеиста

Наряду с "непрестанно молитесь" сказано и "исследуйте писания"... Или Вы хотите маленько подсократить Писание под свои взгляды?

> Вот и получается - горе нам от ума нашего.

М-да, тут Творец, по-вашему, ошибочку допустил... Столько хороших зверушек было, пушистых и пернатых. Нет ведь, разумную тварь в рай пустил - и сколько от этого всяких бед пошло! Так?

> Такие мои невеселые мысли...

точно

                


стыдитесь
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 16:34 30.07.2002
стыдитесь

                


Да не о том я...
Виктор П., Православный - 13:30 29.07.2002
Знаю я, что бабульки далеко не всегда сплошь воплощение духовности :-))
Я говорил лишь о том, что излишнее копание в Писании не является его изучением. Ну неужели Вы не видите разницы между чтением Евангелия (без его обсуждения, без оценки качества текста и т.д.) и "подходом редактора" - а ведь там к каждой фразе можно докопаться, если желание иметь. Дескать, "а вот скажите мне, шо тут в виду имеется" и т.д.
Это ведь именно то, чем постоянно занимаются воинствующие атеисты - выдергивают цитату, проводят пару ассоциаций, доводят идею до абсурда, и вот пжалста - "неувязочка у вас тут". "Я, мол, только раз прочитал, и сразу увидел неувязочку, а вы тут годами читаете - не видите..."
Народ-то нынче грамотный, начитанный - куда там Жванецкому - из одного слова можно КВН устроить... :-))
Вам нравится такой подход?
Нет, если хочется размять мозги, поупражняться в красноречии - вопросов нет, почему б не поприседать мозгами :-))
Но беда, когда этот процесс так увлекает, что на другое, "нормальное" чтение, уже не остается ни времени, ни желания.
Об этом-то я и писал. Возможно, не очень умело...

Кстати, насчет бабулек.
Что бы они там ни делали - не наше это дело. Если чего они не так сказали - им за это и отвечать.
А нам бы с нашими грехами разобраться...

Простите.

Виктор.

                


Re: Да не о том я...
Панас, христианин православный - 20:29 29.07.2002
Видите ли, смотрю я на все Ваши реплики и одно на ум напрашивается: "Называя себя мудрыми - обезумели...." (простите, но это Библия - Римлянам 1:22)
Вам никогда не приходила в голову мысль что Слово Божье, Евангелия и Ветхий Завет - это Слово Божье!...Это слово не "дяди Васи с третьего подьезда", ни "бабушки Люси с Кастромы". ЭТО - Слово Самого Бога! И ОН есть автор Евангелия (хотя его и писали люди, апостолы) И этот автор - не Ленин, котрый уже 80 лет как умер, не кто-то из Святых Отцев Церкви - которых тоже нет уже давно, но СЛОВО САМОГО БОГА, КОТОРЫЙ ЖИВОЙ ПРЯМО СЕЙЧАС И КОТОРЫЙ ХОЧЕТ ОТКРЫТЬ СЕБЯ ТЕМ, КТО ИЩЕТ ЕГО!...Зачем искать смысл в запятых и понимать умом то, что Бог сокрыл о мудрых этого мира. Евангелие - это юродство проповеди! За каждым словом в нем - стоит его Автор, Господь ! Может быть имеет смысл начать искать Автора, а не пытаться быть "умным" и рассуждать о непонятно чем...?
Простите если что не так...
С любовью в Господе.
Панас

                


А это Вы кому ? (-)
Anton, Православный, РПЦ МП - 20:37 29.07.2002

                


Re: for you
Алёна, православное христианство - 20:40 29.07.2002
Но - чу!
У меня вообще такое ощущение, что есть пророк в нашем отечестве.
"Уготовайте пути...". Не напоминает, нет?

                


ох, не осудить бы ... :( (-)
Anton, Православный, РПЦ МП - 20:45 29.07.2002

                


Re: Ты считаешь?
Алёна, православное христианство - 00:17 30.07.2002

                


Re: Да не о том я...
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:15 29.07.2002
> Знаю я, что бабульки далеко не всегда сплошь воплощение духовности :-))

Тоды прошу прощения.
Но своим панегириком "предстоящим, молящимся и посылающим подальше" Вы сами подставились - или точнее искусили меня свыше сил над этим маленько посмеяться... :)

> Я говорил лишь о том, что излишнее копание в Писании не является его изучением.

А излишнее изучение не является копанием? Пардон, это просто игра эмоциональными терминами: один думает, что изучает, а другому кажется, что тот "копается".

> Ну неужели Вы не видите разницы между чтением Евангелия и "подходом редактора"

Ессесьно, вижу. Но тут дело не в уме, а цели, на которую я его употребляю - изучить, чтобы глубже понять, или изучить, чтобы лучше "докопаться". От ума не горе, а ИЛИ горе ИЛИ счастье.

> Кстати, насчет бабулек.
> Что бы они там ни делали - не наше это дело. Если чего они не так сказали - им за это и отвечать.

Вы имеете право говорить, что это не _Ваше_ дело, а не _наше_ - неправомерное обобщение. Или все люди, занимающиеся христианским просвещением, зря воздух сотрясают? Конечно, Вы так не думаете.

                


Однако тут у вас палец в рот не клади :-))
Виктор П., Православный - 17:47 29.07.2002
++++ Прям к каждой букве придираются :-))

> Но своим панегириком "предстоящим, молящимся и посылающим подальше" Вы сами подставились - или точнее искусили меня свыше сил над этим маленько посмеяться... :)

++++ Я-то, по простоте душевной, думал, что тут народ собрался спокойный, не как в других, "светских" форумах. Думал, тут можно расслабиться... Ан нет! Оказалось, надо держать ухо востро - ловят на слове, только успевай уворачиваться! :-)))

>
> Вы имеете право говорить, что это не _Ваше_ дело, а не _наше_ - неправомерное обобщение. Или все люди, занимающиеся христианским просвещением, зря воздух сотрясают? Конечно, Вы так не думаете.


++++ Разумеется, не думаю. У Вас по прочтении моих посланий может даже сложиться впечатление, что я вообще редко думаю. Впрочем, я не думаю, что Вы так думаете. Брр-р, я запутался. :-))
Короче.
Насчет "не наше - на ваше дело" упрек принимаю. Осознал, буду осторожнее :-))

И еще насчет бабулек.
Огорчает, конечно, что "бабульки" зачастую отпугивают новичков своим строгим шиканием (а иногда и просто внешним видом).
Но и в этом мне видится немалый смысл. :-)
Это, так сказать, первый тест на гордыню.
Можно повернуться и уйти навсегда. А можно остаться. Вот и получается, что бабульки эти даны нам как испытание (на этот раз именно "нам", ибо бабульки - не виртуальные суслики, не плод моего воображения, а вполне осязаемая материя, данная _нам всем_ в ощущении). :-))
Впрочем, это уже другая тема.

                


Ага - всю руку откусим (если день не постный) :-)
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 11:48 30.07.2002
> ++++ Прям к каждой букве придираются :-))

Дык, тут же не живая устная речь или чат какой-нибудь. "Что написано компОм, не выкосишь серпом" :)

> ++++ Я-то, по простоте душевной, думал, что тут народ собрался спокойный, не как в других, "светских" форумах.

Стандартная ошибка приходящего в храм и ожидающего увидеть там совсем других людей - добрых, ласковых, спокойных... :)

> Вот и получается, что бабульки эти даны нам как испытание

Есть, имхо, три взгляда на людей:
1. Обычно-эгоистический - люди как средство или препятствие достижения моих телесно-душевных потребностей и желаний.
2. Церковно-эгоистический - люди как средство или препятствие достижения моих высокодуховных целей.
3. Неэгоистический - см. ап. Павла об отношениях членов единого тела.

"Даны нам как испытание" (искушение, утешение и т.п.) - имхо, относится ко второму пункту...
Ведь не только они нам даны, но и мы им.

                


Re: Ага - всю руку откусим (если день не постный) :-)
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 17:39 30.07.2002
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > ++++ Прям к каждой букве придираются :-))
>
> Дык, тут же не живая устная речь или чат какой-нибудь. "Что написано компОм, не выкосишь серпом" :)

... не выкосишь админОм" вернее пожалуй будет. :)

                


Караул! Каннибалы! :-))
Виктор П., Православный - 12:10 30.07.2002

>
> "Даны нам как испытание" (искушение, утешение и т.п.) - имхо, относится ко второму пункту...
> Ведь не только они нам даны, но и мы им.

Так-то оно так. Мы им тоже даны. Но я почему-то не хочу вести мысль дальше, так как сразу же создается иллюзия собственной значимости, а кроме того - становятся очевидными чужие ошибки. А это "не наш метод" :-))
Опять же - прошу понять меня правильно.
Я не говорю, что надо "наплевать" на бабулек. Я лишь говорю о том, что надо стараться не оценивать их поведение. Просто не оценивать, а более заботиться о своей душе - не возникло ли там осуждения, гнева?
Или я что-то не так понимаю?

                


Re: Да кладите, кладите - ну чуток покусают :)) Даже приятно
Олеговна, православная, РПЦ - 18:37 29.07.2002
Читала в электричке по пути на свой "лужок" православную газету, и в статье о проблемах воскресных школ встретила перекликающееся с мыслями Виктора. Речь идет там о детях, правда.
==========
В большинстве воскресных школ происходит чисто интеллектуальная познавательная деятельность. Учащиеся в них могут с легкостью воспроизвести рассуждения на сложные богословские темы, но в результате из них получаются своеобразные интеллектуальные "головастики", которые в делании добродетели и жизни по Евангелию являются маленькими карликами. Этим опасным путем, к сожалению, пошло очень большое число воскресных школ. Это путь, когда культивируется интеллектуальное богословие... (Из интервью с о.Киприаном (Ященко), деканом педагогического ф-та Свято-Тихоновского богословского ин-та, к.п.н. 1999 г.)
==========

Дискутировать о вреде и пользе образованности для духовного роста... Антон уже сказал, все с этим ясно, и Виктор с ним конечно согласен. Надо чтобы и знания не подавляли духовность, и "темноту" надо развеивать. (Вообще, это наверное отдельная и интересная тема - о приходе к вере интеллектуалов, и в наше время , и раньше).

Я тут сказать хочу немножко про "бабулек", достается им периодически на форуме.
Если представить, когда родились и воспитывались те "бабульки", о которых периодически на форуме вскользь заходит речь и чаще обычно в негативном ключе: все-то всех они одергивают и просто прохода никому не дают... "Бабульки" для юных беседовцев поколения ру - это как правило люди лет начиная с 50 и старше. Ну возьмем возраст от 50 до 70. Это значит с датами рождения от примерно 1930 до 1950. Время красных косынок, барабанного боя и пионерских костров, взорванных храмов и расстрелянных пастырей, тотальные "единые политдни" (попробуй пропусти) и проч и проч. Может кто-то краем уха слышал, что и просто за веру иногда сажали, да уж и просто жить верующему, да еще в отсутствии храма каково было? Образ все знающих бабулек - ИМХО несколько надуман; "знающие" были рождения конца 19 века и самого начала 20-го. В храмах в большинстве - комсомолки военных лет и далее лет. На самом деле они - те же младенцы, младенцы в духовном плане. И помочь им бывает некому. В интернет они никогда уже не зайдут. Денег на покупку обширной сейчас просветительской литературы со своих пенсий много у них не будет, да и теряются они перед выбором, и спросить бывает неудобно - ведь от них самих по возрасту ждут знания церковной жизни! Вот и "учат" друг дружку, а встретиться кроме как в храме им и негде. Нацелка сейчас на воцерковление юных, а бабульки доживают свой век как могут, благо и возраст работает в нужную сторону: задумываются о потустороннем мире даже атеистки.

Моя соседка всегда отмечает годины мужа, собираются ее подружки-сослуживицы, всем примерно около 65, година на Рождественский пост как раз, никто из них похоже и не знает, что идет пост, и Г.И. потихоньку, чтобы не привлекать внимания атеисток, потчует меня селедкой и винегретом. Надо сказать - замечательная женщина, отзывчивая и тактичная. Но неверующая, такое воспитание и такая жизнь вся была. Читать не любитель, типичная заботливая бабушка: внуки, сад... И круг общения соответствующий. Образование высшее, но - советское и техническое.

Как-то была свидетельницей такой сценки: в церкви пожилая женщина тихо, стесняясь, что-то спросила у бабушки-свечницы, похоже - о крестиках: какой лучше купить когда их надевают и т.п. Та громко отвечает, т.к. видимо проблемы со слухом, - что "крестик никогда не снимать, и даже мыться с ним"; та слушает как откровение, согласно кивая головой. Грустная сценка. Одной на вид 70, другой (свечнице) - под 80.

Помнится, встречалось выражение: "платочки вымолили Россию", это о войне. Тогда еще по деревням , да и по городам, которые тогда еще сплошь были малоэтажными и деревянными, молились бабушки, никому не навязывая свою веру, много о ней не говоря (с кем?). Это были те самые бабушки, с детства еще росшие в вере. Их давно уже нет. И приучать к молитвам своих детей, сплошь пионеров и комсомольцев, они могли если только тайком, да и не всякая шла на такой риск, опасаясь за них. Были тайные общины в городах, но их все же было так мало. Батюшек-то повывели в большинстве.

Вот такие мои разбросанные мысли. Не судите строго.
Всем всего доброго!

Наталия

                


Re: Невкусные у вас пальцы. Не хочется кусать, свои бы сберечь.
Алёна, православное христианство - 20:11 29.07.2002
Ребято! расшифруйте мне, темной, что такое ИМХО?
А про баабулек.... Да не все они комсомолки и активистки, а теперь даже и не красавицы. Однако стоят себе, блюдут благочинье, в своем понимании, и спорить с ними ..... Да и надо ли? Видно Богу таак угодно, а нам на смирение. Свечки, крестики, поминки - это что. Вот не в осуждение, а в рассуждение. Моя самолучшая подруга - доктор наук восмидесяти лет. В полном разуме, да таком, что нам так не жить. День свой начинает с молитвословом и свечой. Плюс пару канонов и акафистов. Потом - в полную силу и на полный день на огород (там ее усилиями все пышет и плодоносит обильным плодом). Вечером - молитвослов и все по утренней программе. Плюс - Евангелие, плюс - Библия. Плюс духовная литература, которая читается ею с великой жадностью, делаются выписки и т.д.
Но если вдруг я ей что-либо нечаянно скажу о наследии безбожного прошлого... "Не трогайте Ленина. Это - святое!", - да так схватимся, что у обеих с сердцем плохо. "Вам бы, Леночка, только б Церковь была, а остальное - трава не расти, да?". Слава Богу пришли к соглашению, что подобных тем не затрагиваем. Но у меня это просто в голову не входит.
Впрочем, у каждой овечки свой хвостик, за него и поднимут. Чего о чужих уж думать.

                


AFAIK :)
Anton, Православный, РПЦ МП - 20:32 29.07.2002
> Ребято! расшифруйте мне, темной, что такое ИМХО?
ИМХО=IMHO=In My Humbled Opinion=По моему скромному мнению.

Вот тут : http://www.wenet.ru/irc/sokr можно посмотреть некоторые общепринятые сетевые сокращения.

                


Re: Сами мы не местные....
Алёна, православное христианство - 20:37 29.07.2002
Не смейтесь, а? Я совсем недавно в инете, всего три дня. Ни-це-го не понимаю. Поможите, люди добрые...

                


кликните по ссылке внутри
Anton, Православный, РПЦ МП - 20:39 29.07.2002
http://www.wenet.ru/irc/sokr

                


Re: да и мы не о том
Алёна, православное христианство - 16:27 29.07.2002
Братие! У человека действительно проблема. Или уже кто-то может о себе сказать, что он - сердцеведец? И может отличить желание побакланить от тревог? У кого из нас их нет? А мы тут начинаем горбатых у стен расставлять. У кого ума больше, у кого раазума.... неужели же у самих никогда не было никаких проблем, вопросов и пр.? Получается, что - да. Мои иссскренние поздравления!

                


Алене-Еленочке
Дарья, христианка - 03:05 30.07.2002

Пить хочу, губы иссохли, горло жжет... Дайте воды... Не гоните туда, где требуют, чтобы я эту воду себе вообразила - и с того напилась...

                


Re: Алене-Еленочке
Алёна, православное христианство - 03:12 30.07.2002
прости, не поняла. Я тебя обидела чем-то? Не хотела, правда не хотела.

                


Re: Алене-Еленочке
Дарья, христианка - 03:15 30.07.2002
Ты? Господь с тобой, ты - нет, ты - ничем и никогда. Меня Виктор задел... немного. Видишь, к тебе под крыло прячусь, дорогая... :) у тебя убежища прошу.

                


Re: Рада.
Алёна, православное христианство - 03:23 30.07.2002
Уж я тебя насижууу под крылом-то. Уж насижууу.
Даша, я тут заморочилась с бытовухой противной и уде просто вы-ру-ба-юсь. Но ты, если еще чуть посидишь, нашрайбай про Панаса, я с утра прочту.
Я вот что все думаю: може я злая кака-я, може чё не понимаю, но, как говорит сынуша, когда приходит с прогулок с местной детворой, меня позиция означенного г-на "плющит и колбасит".
Вот я и думаю, може...
А ты что думаешь?
Пока?

                


Re: Рада.
Дарья, христианка - 03:27 30.07.2002
Сейчас прочитаю (ты имеешь в виду про Каина и Авеля?) и со всем христианским смирением, собранным в кулак, прокомментирую :).

Ничего ты не злая, хорош наговаривать на себя! Помнишь слова Апокалипсиса о том, что лучше быть горячим или холодным, чем теплым? Так уж пусть лучше чувства П. пробуждают у тебя эмоции, чем оставляют равнодушным. Зачем-то ж нам эмоции были дарованы? :) Надо использовать по назначению. Равнодушие и смирение, имхо - суть разные вещи. :)

                


О том ли, не о том ли
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:00 29.07.2002
> А мы тут начинаем горбатых у стен расставлять.

Хде ? :-) Товарищи горбатые, вы свободны - можете отойти от стен !

> неужели же у самих никогда не было никаких проблем, вопросов и пр.?

А что - тут кто-то был против ответов на вопросы ? По-моему нет ... вон, давно на форуме такой активности не наблюдалось. Другое дело, что иногда, по-моему, вполне нормальным является ответ : "не полезно думать на эту тему" ... у Святых Отцов часто можно видеть некую форму такого ответа. Впрочем, в любом случае - ведь это всё частные мнения собеседников, разве не так ?

                


Re: О том ли, не о том ли
Алёна, православное христианство - 17:41 29.07.2002
yes.

                


Не очень понял Ваш пафос
Виктор П., Православный - 16:54 29.07.2002
Вы о ком сейчас говорили? :-))
Вы имели в виду, что Дарья хочет разобраться, а я ей рот затыкаю?
Это совсем не так!
Скорее наоборот - пытаюсь помочь ей разобраться. Просто подойти к проблеме с другой стороны.
Не получается осознать - пойдем по-другому. Попытаемся поменьше думать, а "неувязочки" воспринимать просто на веру, наивно, по-детски (кстати, тут ниже кто-то писал уже почти те же слова).
Это и есть "мой рецепт" (разумеется, не мной изобретенный, но мной высказанный) - быть проще, и хоть на минуту забыть о своих высших образованиях, о своей светлой голове и остром пере.
Тексты Писания столь информативны и многогранны, что если пытаться дискутировать над каждой фразой - жизни не хватит.
Да и нужно ли?
Возможно, кто-то назовет такой подход поверхностным, но лично мне это часто помогало.
Так и думаю про себя - мол, "пока я этого понять не могу, но значит так надо. Потом пойму, когда время придет". Часто, кстати, впоследствии так и происходит - проблема в одночасье разрешается прямо в сердце, просто вдруг начинаю чувствовать, в чем тут соль. И все становится таким простым и ясным, что диву даешься - что ж, мол, раньше-то...
Было бы лучше, если б я тогда мучал себя вопросами? Понял бы я это быстрее? Успокоили бы меня многодневные рассуждения и философствования?
Не уверен.
Впрочем, мозги у всех по-разному устроены. Возможно, для кого-то важно именно понять, снабдив аргументами. Тоже вариант.
Я просто попытался сказать, что есть и другие варианты.
Прошу прощения - если я кого-то задел своими словами, то исключительно по неосторожности, а не из злого умысла.
Языками не владею :-))