Беседы о Православии

Что означает... (вопрос по иконам апостолов)
Олеговна, православная, РПЦ - 16:52 01.08.2002
На иконах евангелистов, которые на царских вратах, изображены человек, лев, телец и орел. Что это означает?

Сразу благодарю за разъяснение, т.к. прочту уже только в понедельник

Наталия

                


Скромное дополнение...
Дарья, христианка - 05:15 02.08.2002
Скромно скажу следом за братом Дмитрием, хотя лучше его объяснения не объяснишь:

Орел - символ евангелиста Иоанна,
Лев - евангелиста Марка
Телец - евангелиста Луки
Ангел (человек) - евангелиста Матфея, обычно изображается, как диктующий ему.

Прости, сестра, если сказала давно тебе известное...

                


Дополнение к дополнению.
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 12:14 02.08.2002
Для обозначения ентих самых аллегорических образов существует умное слово тетраморф. Изначально, по Иринею Лионскому, трактовка этих символов была несколько иной:
лев - Иоанн,
орел - Марк,
человек - Матфей,
вол - Лука.
Однако, в иконографии прижилось другое соответствие (Блаженного Августина и Иеронима), то самое, о котором написала Даша. Интересно, что старообрядцы в XVII веке вернулись к исходному толкованию.

                


Дополнение к дополнению дополнения
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 19:24 02.08.2002
Меня всегда смущала очевидная надуманность всех известных толкований. В 2000 г. вышла очень толковая книга А.В.Подосинова "Символы четырёх евангелистов", которая предлагала объяснение, наконец показавшееся мне вполне исчерпывающим. Ниже цитата из Введения к упомянутому труду:
"Аллегорические толкования отцов Церкви не могут удовлетворить нас по многим причинам, одна из которых, в частности, - произвольность и множественность аллегорез, одновременно сосуществующих даже в пределах одного сочинения.... В настоящей работе предлагается рассматривать существа, ставшие символами евангелистов, как зооантропоморфные символы стран света, которые имеют глубокие корни в иудейской и - шире - в ближневосточной модели мира..."

                


Re: Что означает...
Дмитрий, православный христианин - 00:33 02.08.2002
Прости сестра
"На иконах евангелистов, которые на царских вратах, изображены человек, лев, телец и орел."

"Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез.1, 4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих в четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвертое - лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди, на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит божественные видения; тут уподобится он лицу орла: ум его тогда будет видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобно тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство."(Добротолюбие)
Спаси Господи

                


Re: Наверное все еще глубже
Олеговна, православная, РПЦ - 11:08 05.08.2002
Спасибо всем высказавшимся!

Множество толкований действительно смущает. И вот еще одно, в книге "Иконы в храме и в вашем доме" Д. и С. Басовых: "При Матфее пишется человек, потому что он преимущественно занимался человеческой генеалогией Мессии, указывая его происхождение от Давида и Авраама. Марк описывал в основном царственную славу и власть Господа над стихиями, людьми, болезнями и демонами, и потому ему сопутствует изображение царя зверей. Евангелие от Луки начинается рассказом о жреце-священнике Захарии, поэтому знак Луки - телец, символ жречества. Иоанн, автор Откровения, пишется с орлом, потому что сам, подобно орлу, воспарил к солнцу и орлиным оком проникнул в бездны Предвечного Бытия."

Я сначала определилась, что вот это - и есть нужное толкование, но, прочитав справку Анахорета, свое мнение, наверное, меняю. Похоже, что самое то - зооантропоморфные символы стран света с их корнями в древних образах мира. Хотя вопрос с приписыванием каждому св. евангелисту конкретного символа остается.

А ведь в пятой главе Откровения - те же животные...
В городе Сарове, где пока не удастся побывать (в ближайшие десятилетия открывать город не собираются), в церкви Всех Святых купол расписан коричневой тушью по сырой штукатурке, как и в храме в с.Выездном (ступинская школа), там как раз эта сцена, и даже Агнец там изображен - натурально, ягненком (что неканонично, конечно); в фотоальбоме "Саров" есть репродукция .


ЗЫ: Кстати, раз уж упомянуто... Ровно через год будет отмечаться 100-летие обретения мощей преподобного, тогда царская семья посетила Саров, теперь ждут президента. Театр из здания храма, построенного над келией прп. Серафима, до сих пор не выведен, там идут представления, и люди, шурша шоколадными обертками, по-прежнему идут мимо келии в зрительный зал. А на месте будущего театра как говорится "конь не валялся", здание только начали строить, хотя название этого перекрестка "Театральная площадь" в народе бытует уже лет 15, не меньше. Зато пугает какими-то острыми выступами здание "ледяного дворца" (наверное кристаллы льда символизируя), построенное очень быстро, и средства нашлись в бюджете города.

                


Re: Спасибо!
Алёна, православное христианство - 00:51 03.08.2002