О нецелевом использовании церковно-славянских шрифтов
Буквариус, Православный, РПЦ МП - 22:46 05.08.2002
|
Здравствуйте.
У меня вопрос к, вероятно, искушенным в юридической сфере, а также к тем, кто имеет опыт по распространению программных продуктов.
Предположим ситуацию. Некий шрифтовой дизайнер создает ряд церковно-славянских компьютерных шрифтов. Свою работу он предполагает распространять безвозмездно, и с этой целью выкладывает шрифты в Сети. Понятно, что ситуация вполне реальна, ибо единолично пользоваться плодами этой непростой работы в наше время несколько расточительно, но и приходы наши от лишних средств ломятся нечасто.
Теперь некое второе лицо скачивает эти шрифты и использует их в оформлении, скажем, водочных этикеток. Или в вывеске престижного борделя. Короче, использует их неподобающим, нецелевым образом. Такие гарнитуры, как «Ижица» или «Евангелие», подобным образом используются давно.
Ситуация усугубляется тем, что дизайнер мог использовать для основы своих шрифтов гарнитуры, которыми набраны привычные нам богослужебные издания. Ну, например, ту, что в патриархийных Триодях и Часослове. Или оцифровал изображения буквиц из них. Как передать их именно тем, кому нужно? Мы же не заворачиваем в листы Библии бутерброды, равно как не употребляем церковно-славянский для брани и ругани. Думаю, есть что-то от метания бисера свиньям и в беспрепятственном доступе к... ну, не знаю, освященным долговременным использованием в богослужебных целях гарнитурам. Приятно ли будет вам увидеть привычные по богослужебным изданиям буквицы на каком-нибудь казино «Русская рулетка»?
Поэтому вопроса у меня два. Прежде всего, к юристам: нет ли какой-то легальной возможности сделать подобный продукт свободно распространяемым, но, скажем, с условиями его использования, оговоренными в лицензионном соглашении? Или какой-то иной механизм защиты, работающий на действующем законодательстве? Понятно, что в лицензионном соглашении я могу написать любые грозные прещения, но, если они будут противоречить законодательству, то так и останутся просто словами.
Второй вопрос к тем, кто имеет опыт распространения программных продуктов. Какие можно предложить механизмы по предотвращению нецелевого использования, если действовать программными методами? Чтобы продукт беспрепятственно был доступен церковным нуждам, но имел защиту против нецелевого использования?
Я, например, не делаю в своих церковно-славянских шрифтах букв, которых нет в русском языке («э», «ё», привычных начертаний «у» и «я») и, кроме того, слегка «перемешиваю» кодировку. Это спасает от «ленивых» оформителей. Человек видит неудобный шрифт, махает на него рукой и берет более привычный, вроде «Ижицы». К сожалению, это не всегда спасает. Если шрифт буквичный (то есть, сложный красивый рисунок), оформитель просто выдирает нужную букву из шрифта и использует. Ее красота и «незатертость» частым употреблением все окупают. Прецеденты, увы, имеются, так что вопрос вовсе не праздный.
Что еще можно придумать?
|
|