о рок-музыке
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:40 09.08.2002
|
Я уже как-то пытался начать дискуссию на тему рок-музыки, но она заглохла. Для меня эта тема очень близка и актуальна, как бывшего "неформала-панкохиппи" Во несколько сумбурные мысли :
1. Среда неформальной молодёжи - среда бунтарей против "попсы", т.е., фактически, против мiроустройства и мiродержцев, является очень хорошей почвой для православной проповеди Евангелия. В большинстве своём эти ребята реально ищут что-то настоящее но, к сожалению, очень часто попадают совсем не туда. Представление о православии у них совершенно искаженное, этакая жуткая пародия на "религию вообще", вбиваемая мiром в их головы. С их точки зрения, нормальный, честный, искренний и умный человек совершенно никак не может быть православным христианином. Поэтому, прекрасно помню своё потрясение, когда я узнал, что уважаемый мной музыкант Сергей Калугин серьёзно говорит о себе - "Я - православный". Одно это разбивает вдребезги все стереотипы, что, мол, "в церковь только дураки ходят и умные карьеристы, желающие покомандовать дураками". Поэтому с миссионерской точки зрения Церкви просто необходимо говорить с новым поколением на понятном ему языке, а ведь мiровоззрение подростков чрезвычайно сильно зависит от мiровоззрения тех музыкантов, песни которых он слушает.
2. Как телу необходима пища физическая, а духу духовная, так и душе нужна душевная пища, и музыка - довольно важное составляющее нашего меню. И как в обычной пище очень много зависит от воспитания и состояния человеческого тела, так и с музыкой - то, что тебе в данный момент хочется слушать - в какой-то степени это привычка души. Можно ли проводить однозначную оценку, что, классику слушать полезнее, чем, допустим, Jethro Tull ? Может быть и можно, но тогда, вне всякого сомнения, в первую очередь нужно накинуться на всю безвкусную попсу, весь "блатняк" и прочий ширпотреб, который по качеству на порядки хуже приличной рок-музыки. Так что и нехристианская, но качественная рок-музыка, по-моему также "имеет право на жизнь", и в этом смысле позиция Церкви, активно выступающей против рок-музыки вообще ( но не упоминающей о низкосортном ширпотребе ) очень вредит той же проповеди среди молодёжи. Выступать, наверное, нужно против складывающихся порой культов рок-кумиров, но сама музыка ( тип музыки ) тут совсем не при чём.
3. Сами по себе аргументы ( почти всё, что я видел ), используемые некоторыми батюшками для осуждения рок-музыки, могут, к сожалению, вызвать у всех, хоть сколько-нибудь разбирающихся в ней, лишь один вывод - о некомпетентности батюшки в этом вопросе. И очень часто, к сожалению, проекцию этой некомпетентности на всё остальное.
4. Есть один, имхо, серьёзный минус ( точнее опасность ) для православного музыканта. То, что вопросы внутренней духовной жизни, всё же, глубоко интимны и вытаскивание их наружу может вызвать подозрение в неискренности, показушности и даже умственном помешательсве ( все эти подозрения, например, я слышал от поклонников Константина Кинчева ( группа Алиса ), который, быть может, действительно слишком прямо поёт о многих вещах ). Не слышал вышеупомянутых греков, к сожалению, но надеюсь, что их песни отличаются от многих слышанных мной до того протестантских христианских групп, у которых сильный крен в сторону показушности imho.
5. Для уже верующего православного, как мне кажется, отношение к рок-музыке должно быть такое же, как к вину или мясу В посты воздерживаемся и постепенно, если есть возможность, уменьшаем количество потребляемого Тут, конечно же, всё дело в молитве, которой любая слушаемая музыка ( особенно навязчиваемая ) всё-таки мешает ( привяжется, бывает, мелодия - и вот уже всё внимание от молитвы рассеивается в никуда ). Но, как мне кажется, отказ от музыки должен обязательно происходить эволюционно, а не революционно, соответствовать мере человека, иначе любое перегибание палки ( будь то чрезмерный пост и другие не по своей мере взятые подвиги ) приведёт к тому, что палка треснет и треск сей будет велик
|
|