Беседы о Православии

Что за чудный рассказ?
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 17:24 04.09.2002
Один глубокий старец, живший в уединённой пустыне, впал в уныние, и тьма помышлений начала сокрушать душу его, внушая ему недоумение, правильно ли идёт он, есть ли надежда, что труды его увенчаются наконец успехом?
Старец сидел, поникши головою. Сердце ныло, но очи не давали слёз. Сухая скорбь томила его. Между тем, как он так убивался горем, предстал ему ангел и сказал: "Что смущаешься, и зачем помышления входят в сердце твоё?
Не ты первый и не ты последний идёшь путём сим. Многие уже прошли им, многие идут и многие пройдут в светлые обители райские. Ступай за мной, я покажу тебе разные пути, какими ходят сыны человеческие, равно как и то, куда приводят эти пути.
Смотри и вразумляйся". Повинуясь мановению ангела, старец встал и пошел; но едва сделала несколько шагов вперёд, как стал вне себя и погрузился в созерцание дивного видения, которое открылось умным очам его. Он видел, по левую от себя сторону, густой мрак, как стену непроницаемую, внутри которого слышал шум, тревогу и смятение.
Всматриваясь внимательно в мрак, увидел он широкую реку, по которой волны ходили взад и вперёд, вправо и влево, и как-то всякий раз, как мелькала пред очами его волна, как бы на ухо внятно кто произносил старцу: это - волна неверия, беспечности и холодности; это - немилосердия, разврата, взяточничества; это- неги, забавы, зависти; это - пьянства, нечистоты, лености, неверности супругов и проч.
И всякая волна поворачивала на себя пред ним несметное множество людей, поднимала их из реки и снова погружала в глубь её. В ужасе старец воскликнул: "Господи! Неужели все они погибнут, и нет им надежды на спасение?" Ангел сказал ему: "Смотри дальше, и увидишь милость и правду Божию".
Старец взглянул ещё на реку, и увидел ее по всей широте и по всеё долготе своей покрытою малыми ладьями, в которых сидели светлые юноши, со всякого рода орудиями для спасения утопающих. Они всех призывали к себе, и некоторым подавали руки, другим спускали жерди и доски, тем бросали верёвки, а иногда погружали вглубь багры и крюки - не ухватится ли и там кто?
И что же? Редкий-редкий откликался откликался на призывный голос их, и ещё менее было таких, которые пользовались как следует подаваемыми им орудиями спасения. Наибольшая же часть с презрением отвергали их и с каким-то диким услаждением погружались в реку, издававшую чад, смрад и гарь. Старец простёр взор свой вдоль реки и вконце её увидел бездну, в которую низвергалась эта река.
Юноши в большем количестве стремительно плавали в ладьях туда и сюда у самого края бездны, заботливо подавая помощь всякому; но несмотря на это, в каждую минуту в каждой точке реки целые тысячи людей вместе с рекой низвергались в бездну, - оттуда были слышны одни стоны отчаяния и скрежет зубов.
Старец закрыл лицо своё и зарыдал. И был ему голос с неба; "Горько, но кто виноват? Скажи, чтобы ещё мог Я сделать для спасения их чего бы не сделал? Но они с ожесточеннием отвергают всякую подаваемую им помощь Они отвергнут и меня, если Я снизойду на помощь к ним в самые безотрадные места их страданий."
Успокоившись несколько, старец обратил очи свои на правую сторону, к светлому востоку, и утешен был отрадным видением. Те, кто внимая зову светлых юношей, подавили им руку и хватались за какое-нибудь спасительное орудие, были извлекаемы ими на правый берег. Здесь принимали их другие лица, вводили в неборльшие стройные здания, рассеяные в большем количестве по всему протяжению берега,
где обмывали их чистою водою, облекали в чистые одежды, опоясывали, обували, давали посох и, подкрепивши пищею, отсылали в путь далее к востоку, заповедав им не озираться вспять, идти без оставновки, смотреть под ноги и не пропускать не одного подобного здания без того, чтобы не зайти и не подкрепить себя в нём пищею и советом от тех, чьему попечению вверены эти здания, также как и все заходящие в них.
Старец провёл глазами по берегу и увидел, что на всём протяжении иго готовятся в путь эти избавленные. На лицах всех их запечатлевалась радость и воодушевление. Видно было, что все они чуствовали особенную лёгкость и силу, и с некоторой неудержимостью устремлялись в путь, первые стадии которого были усеяны приятными цветами.
(продолжение следует)

                


Продолжение
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 09:29 05.09.2002
Продолжение
Старец обратил потом взор свой далее к востоку, и вот что ему открылось. Приятный луг оканчивался невдали от берега; далее начинались горы, лежащие хребтами в разных направлениях. Они шли - то голые и утёсистые, то покрытие кустарником и лесами, поднимаясь всё выше и выше и пересекаясь пропастями. По всюду видны были путники-труженники. Иной карабкался на крутизну, другой сидел в утомлении или стоял в раздумии,
иной боролся со зверем или змеёю, один шел прямо к востоку, а другой по косвенному направлению. а иной перерезывал поперечно пути другим; только все были в труде и поте, в борьбе и напряжении сил, душевных и телесных. Редкий путник всегда видел дорогу; часто она совсем пропадала или раздроблялась на распутия, в ином месте скрывали её туман и мрак, ; в ином пересекала пропасть или крутой утёс; там переграждали её звери из дубравы или ядовитые гады из ущелий.
Но вот что дивно! Повсюду по горам рассеяны были красивые здания, подобные тем, в которые прининимаемы были в первый раз спасённые от воды. Коль скоро путник заходил в них, как ему заповедано в начале, - то, как бы он не был измождён до того времени, выходил оттуда бодрым и полным сил. Тогда звери и гады не могли выносить взора его и бежали от него, - никакие препоны надолго не останавливали его;
и он легко и скоро отыскивал скрывавшийся каким-нибудь образом путь, по тем указаниям, какие получал в тех зданиях. Всякий раз, как преодолевал кто препятствие или одолевал врага, - становился крепче, выше и статнее. Чем кто выше восходил, тем более хорошел и светлел. К вершине горы местность вновь становилась гладкою, цветистою; но ступившие на неё скоро входили в светлый облак или туман, из которого более уже не показывались.
Старец приподнял очи выше сего облака, и из-за него или из-за горы увидел чудный, неописанной красоты свет, из которого доносились к нему сладостные звуки: Свят, Свят, Свят, Господь Савоаф! Старец в умилении пал ниц, и над ним звучно пронеслось слово Господне: тако тецыте, да постигнете(1 Кор. 9,24).
Поднявшись снова на ноги, Старец увидел, что с разных высот не малое число путников, в разных местах, стремительно снова бежали к реке, то молча, то скриками и разными хульными и бранными словами. К каждому из них, и сверху и сбоку и снизу обращаемо было воззвание: "остановись! остановись!" Но, гонимые какими-то малорослыми муринами, они не внимали остережению и снова погружались в смердящую реку.
Тогда старец воззвал:" Господи, что сие?" и усляшал в ответ:"плод самочиния и непокорливости богоучреждённому порядку!" Тем видение кончилось. Ангел, показывавший его старцу, спросил его наконец: "утеше ли?" И старец поклонился ему до земли.
Видение старца, взятое из одного древнего "Отечника", понятно само сабою. Река есть мир; погруженные в ней - люди, живущие по духу мира, в страстях, пороках и грехах; светлые юноши в ладьях суть ангелы и вообще призывающая к спасению благодать; бездна, в которую незвергалась река с людми есть пагуба, красивое на правом берегу здания - церкви, где через таинство покаяния или крещения обратившиеся грешники омываются от грехов, облекаются в одежду оправдания, препоясываются силою свыше, и поставляются на путь ко спасению; восход на гору с разными затруднениями - разные труды в очищение сердца от страстей;
звери и гады - враги спасения; гладкая к вершине местность - умиротворение сердца; светлое облако, скрывающее путников - покойная смерть; свет из-за горы - рай блаженный; здания , рассеянные по горе - храмы Божии. Кто заходит в эти здания на пути, то есть - принимает таинства и участует в священнодействиях и молитвословиях церкви, пользуется советом и руководством пастырей, - тот легко преодолевает все препятствия и скоро приходит к совершенству; а кто самочинно отвергает их,не подчиняясь указаниям и советам пастырей, тот скоро падает, и дух мира снова увлекает его.

Взято из "НАКАНУНЕ ИСПОВЕДИ"
Священник Григорий Дъяченко
1897 год.

                


Автор
Олеговна, православная, РПЦ - 10:28 05.09.2002
Андрей Владимирович, Вы писали:
> Взято из "НАКАНУНЕ ИСПОВЕДИ"
> Священник Григорий Дъяченко
> 1897 год.


Не святитель ли Феофан истинный автор этого прекрасного рассказа?

(см. "Видение старцу" http://www.ioannrus.orthodoxy.ru/feofan.htm)

                


О да!
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 15:22 05.09.2002
Признаю, что первоисточник именно то, что Вы указываете, Ольга. Просто я с книжки набрал. Это (открытие для меня этого материала) было событием дня. Вот и поместил его в Беседу.
Почитать да подумать. . . .

                


Может кто и задумается, кто раньше не...
Олеговна, православная, РПЦ - 16:04 05.09.2002
Все равно - хорошо, что предложили вниманию, рассказ очень полезный - наглядно дает представление о спасении , как оно понимается в Православии

Обычно так и делают составители отечников, и спасибо им. И Вам, Андрей!

Наталия :)