Усопшие, не только святые, но и все остальные, поминаемые молящимися на земле, соприсутствуют им
Олеговна, православная, РПЦ - 10:22 10.09.2002
|
Из книги еп. Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви" http://www.pravbeseda.org/library/books/afsah02.html
В самом начале книги, гл.I, с.11:
"Молитва о всех является долгом каждого православного христианина (...) Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых (...), - но и об умерших, (...) и которые вообще, НЕ ТОЛЬКО ПРАВЕДНЫЕ, НО И ГРЕШНЫЕ [10] ПРОДОЛЖАЮТ МОЛИТВУ СВОЮ О СОБРАТИЯХ, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОБНАРУЖЕНИЯ СИЛЫ ЗАГРОБНЫХ МОЛИТВ О ЖИВЫХ делают последних еще большими должниками первых."
[10] Евангельское подтверждение той истины, что НЕ ТОЛЬКО УМЕРШИЕ ПРАВЕДНИКИ, НО И ВООБЩЕ ВСЕ УСОПШИЕ ПОМНЯТ О СВОИХ, ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ СОБРАТИЯХ И МОЛЯТСЯ О НИХ, мы имеем в притче о богатом и Лазаре (Лк.16,20-31), где и грешный богач молит Авраама о своих живущих на земле братьях. Молитва его не может быть исполнена только потому, что те, о ком она возносится сами не захотят воспользоваться плодами ее. И ветхозаветная Церковь верила в силу молитвы всех усопших. Пророк Варух взывает: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля" (Варух3,4), очевидно разумея не одних умерших праведников. Оптинский старец схиигумен Антоний (+7авг.1865г.) в одном из писем своих говорит: "Имена всех родных ваших вписал я в келейный свой синодичек для вседневного поминовения на келейном псалтирном чтении и на канонах заупокойных; ибо и святой апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по евангельской притче просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь Лазаря, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да убежим мучений" (Письма к разным лицам игумена Антония. М.,1869, стр.408-409).
Гл.2, раздел "Утреннее богослужение", с.33:
"...живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают всех рабов Господних, каковыми православные остаются и по смерти, благословлять Господа [13]. Так как бы предначинается общая радость, которою уже и теперь вкупе радуются [14]..."
[14] Не только душам мученическим от Бога дается зде (на земле, особенно в храме) бываемая разумно зрети и веселитсь и ликовать, вместе с живыми, собравшимися в храме (15 ноября, свв. мчч. Гурию. Самону и Авиву на Господи воззвах, стихира 1-я), не только святые сами невидимо приходят в среду молящихся, запечатан пение и предначиная торжество (Навечерие Богоявления, великие часы, стихира гл. 6: "руку твою") и в лике церковном поют песни с поющими (4 апр. преп. Иосифу песнописцу, канон п. 7, тр. 1, сравни житие его), но и вообще ВСЕ УСОПШИЕ, ПО ВЕРОВАНИЮ ЦЕРКВИ, ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ СОПРИСУТСТВУЮТ МОЛЯЩИМСЯ, НЕВИДИМО ЛИШЬ ДЛЯ ТЕЛЕСНЫХ ОЧЕЙ. ПОЭТОМУ В НАШЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ НЕ ТОЛЬКО НЕРЕДКИ ОБРАЩЕНИЯ К НЕБОЖИТЕЛЯМ С ПРИГЛАШЕНИЕМ ПРИЙТИ В СРЕДУ МОЛЯЩИХСЯ (напр. "Посреде нас, Дево, прииди в час сей", Октоих гл. 7, Среда, утр. канон 2, п. 3, тр. 4. "Начальный воеводо, в час сей посреде нас прииди". - Нед. расслабленного, канон п. 4, тр. 6; там же п. 6, тр. 5: "Крестителю... прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество". Навечерие Просвещения, на 9 часе стихира: "Руку твою"... "Богоприимче Иосифе, прииди, стани с нами". Нед. Мироносиц, канон п.3, тр.9; "Спраздновати нам... яко Христов раб прииди". 23апр. на литии ст.1: "Отче Феодосие, боголепно песнь предначни". 11янв. канон, п.1, тр.1: "Прииди, блажение (обращение к Златоусту), посреди совершающих память твою" (27 янв. ст. 2): "Общий составившие лик, в радости ныне сликовствтуют нам страстотерпцы и свеселятся", 15 ноября, на Господи воззвах стихира 1), НО И ЧАСТНОЕ, ПОЧТИ ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К УСОПШИМ, КАК К НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИСУТСТВУЮЩИМ В ХРАМЕ: "Вечная ваша память достоблажении отцы и братии наши, приснопоминаемые" (имеются в виду уставные порядки, а не печальная современная практика многих храмов, выдумывающая свое, мало содержательное, например, частое, когда не нужно и когда нужно, не дающее ничего ни уму, ни сердцу перечитывание имен и игнорирующее уставное, полное глубокого смысла, например, совершение обычных литий по установленному чину).
Верование, что УСОПШИЕ, НЕ ТОЛЬКО СВЯТЫЕ, НО И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, ПОМИНАЕМЫЕ МОЛЯЩИМИСЯ НА ЗЕМЛЕ, СОПРИСУТСТВУЮТ ИМ, служит оправданием возможности совершения литургии одним священнослужителем без богомольцев (как служил святитель Феофан Затворник и как иногда приходится служить по обстоятельствам настоящего времени) - хотя на поверхностный взгляд странно и не соответственно совершать без общества молящихся то богослужение, которое по преимуществу является служением обществу, общим делом, общественной службой leitourgia от lhiton - государство, народ, общество, и ergon - дело - общественное дело, общественная служба). НИКОГДА ИЕРЕЙ, хотя бы и в полном одиночестве совершающий общественное богослужение, тем паче литургию, НЕ СЛУЖИТ ОДИН. ЕМУ СОПРИСУТСТВУЮТ ПОМИНАЕМЫЕ ИМ УСОПШИЕ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ И НЕПРОСЛАВЛЕННЫЕ. А его "мир всем", преодолевая всякие пространства и преграды, преподается его близким и чадам духовным, живым и усопшим, которых он имеет в мысли, совершая свое уединенное богослужение.
В гл.2, в разделе "Будничные дни Святой Четыредесятницы и некоторые дни других постов", с.92:
"...все умершие православные христиане остаются по-прежнему членами Святой Церкви, любвеобильными собратиями живущих на земле, то естественно, чтобы усопшие соучаствовали живым не только в их праздничных радостях [244], но и в их скорбях, в их сетованиях и плаче. Это они и испытывают, следуя руководству Святой Церкви, когда в дни покаяния и плача своих земных собратий лишаются сладостнейшего и для усопших поминовения на литургии. Таким образом, УСОПШИЕ КАК БЫ РАЗДЕЛЯЮТ ЕПИТИМИЮ ЖИВЫХ, подобно тому, как древние христиане, свободные от епитимий, по своей горячей любви к согрешающим собратиям нередко разделяли епитимию последних, на себя принимали часть их епитимий [245].
Так мудры уставы Святой Церкви, так подлинно они имеют вселенский характер, объединяя воедино стадо всех христиан, не только всех мест [246], но и всех времен, ВСЕХ ЖИВЫХ И ОТ ВЕКА УСОПШИХ, ПОБУЖДАЯ ТЕХ И ДРУГИХ, ПО ЗАПОВЕДИ АПОСТОЛА, НОСИТЬ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА [247]."
В гл.3 есть раздел "О христосовании с усопшими", с.184:
"В ВЕРЕ УСОПШИЕ, ОСТАВАЯСЬ ТАКИМИ ЖЕ ЧЛЕНАМИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, КАК И ЖИВЫЕ, СЛЫШАТ ОБРАЩЕНИЕ К НИМ ЖИВЫХ И ОТВЕТСТВУЮТ НА НИХ, ЧАЩЕ ВСЕГО НЕЗАМЕТНО ДЛЯ НАШИХ ЧУВСТВ, А ИНОГДА И ВЕСЬМА ГРОМОГЛАСНО, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия [224], яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе [225]".
В 2002г. две знаменательные даты:
115 лет со дня рождения святителя Афанасия (2 июля)
40 лет от упокоения (28 октября). Свою дату смерти Владыка предвидел.
Канонизация:
Чин Святости = Священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров)
Дата канонизации = 20.08.2000
Кем канонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Канонизация от Владимирской епархии.
ТРОПАРЬ, глас 4 Славы Божия ревнителя/ и благолепия церковного блюстителя/тесным житием и многими подвиги/ великому иерарху Александрийскому подобника/ святителя Афанасия, исповедника Российскаго/ усердно восхвалим вернии./ Сей бо присно молится/ о спасении земнаго отечества своего/ и о всех, живущих в нем,/ велегласно с любовию взывая:/ Русь святая/ храни веру православную/ в нейже тебе утверждение.
|
|