Беседы о Православии

Грешим когда неверим.
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 11:36 17.09.2002
Братья и сёстры.
Рассудите меня с моими мыслями. Пришел к выводу, что когда я грешу - совершенно неверю Богу. Когда удаётся удержать в себе память о Боге, иметь религиозное чуство, кто может соблазнить меня на грех? Воистину последним атеистом становлюсь, когда грешу. Никакая высота духовного роста не имеет силу, как только грех коснётся меня.
ВОПРОС:
Можно ли назваться верующим (и не только назваться, но и реально быть таковым) в тот момент, когда совершаешь грех?

                


Не просто верьте...
Тарас, православный, АААПЦ - 20:08 17.09.2002
...но и доверяйте Богу. На самом деле в этих двух словах есть большая разница. Верить можно в Святое Писание и учение Церкви, но не жить по заповедям Божиим. А доверие Богу возможно, только когда человек полностью отказывается от доверия себе и глубоко осознает, что сам он действительно не может творить ничего хорошего. Господь же так и сказал: "Без меня не можете творить ничего." Именно доверие Богу и заставляет человека отказываться от своей воли и предаваться всецело Божией воле. При этом, конечно, нельзя думать ни о каком собственном духовном росте, ибо это неизбежно приведет либо к гордости, либо к прелести. О своем духовном росте лучше всего узнать на Страшном Суде. Наоборот, так и надо думать, что "никакого духовного роста у меня нет, я с начала жизни и до сих пор был и остаюсь грешником и ни на что не надеюсь, кроме того, что Госопдь по своей милости простит меня и если я доверюсь Ему всецело, то направит меня на творение добрых дел и убережет от грехопадений и тем самым спасет меня недостойного."

                


И чуть другой аспект
Виктор П., Православный - 15:21 17.09.2002
Меня давно мучает немного другой вопрос, но перекликающийся и с Вашим.
Когда я вижу свои грехи, то попадаю в заколдованный круг - я вижу, что согрешил, мне стыдно, я прошу прощения у Господа, но сразу же невольно возникает следующая мысль - "как же хорошо, что я свой грех осознал и раскаялся", а дальше - следующая - "какой же я молодец" :-)).
Потом спохватываешься, вспоминаешь все наставления Отцов Церкви о гордыне, опять стыдишься своей гордости, а через минуту - снова - "хорошо, что я осознал, что я слишком гордый" :-))
И так по кругу...
Я обычно разрываю этот круг с размаху - просто говорю себе: "Все, хватит рассуждать". Но "осадок остается"...
А у вас такое бывает? И как быть?

Простите, что высказал слишком личное.

                


Re: И чуть другой аспект
Андрей Л., православный - 12:33 18.09.2002
Брат,

попробуй так, - вместо "как же хорошо, что я свой грех осознал и раскаялся", скажи радостно "Слава тебе, Боже наш, Слава! Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!", или просто "Благодарю тебя, Господи!" (справился бы ты с грехом без помощи Бога и его войска небесного?) и тут же Иисусову молитву повторяй. Обязательно поможет. Проверено. :)

С любовью.

                


Спасибо, так и пытаюсь делать...
Виктор П., Православный - 14:05 18.09.2002
Но себя-то не обманешь - где-то в глубине роется мысль - мол, я тоже молодец, еще и потому, что Бога благодарю, а не себя превозношу :-))
Это все равно, как оказаться между двух зеркал - получается вечная картинка из бесконечного числа отражения.
Так и тут - только спохватишься, и тут же радуешься, что спохватился :-))

Впрочем, путь понятен. Главное теперь этим путем идти.

Спасибо всем ответившим.


Виктор

                


Добавка. Одна порция :)
Anton, Православный, РПЦ МП - 16:32 18.09.2002
> Но себя-то не обманешь - где-то в глубине роется мысль - мол, я тоже молодец, еще и потому, что Бога благодарю, а не себя превозношу :-))

Угу, есть такая штука. :-) Думаю, что по-настоящему вырваться из подобного замкнутого круга можно лишь если с Божией помощью оседлать "свои мысли, свои скакуны", то есть замечать любой прилог мысли и отражать атаку именем Господним. А кроме Божией милостивой помощи, без которой этого точно сделать нельзя, огромный внутренний труд требуется и от каждого христианина. И тут уже вплотную подходим к обязательности аскетики и умного делания для всех мирян ( недавно перечитывал в архивах спор об этом ). Правда, конечно, опасность возгордиться собственным "духовным ростом" при этом существенно увеличивается, но, убеждён, иного пути нам не дано.

                


У нас успехов нет
Алексей Чумаков, православный христианин - 10:16 18.09.2002
сдается мне, и быть не может, потому что когда "мы" побеждаем", то побеждает на самом деле Бог. Даже и возможность грешить нам попускается как тест, и как средство избавиться от гордости - стоит только порадоваться "побежденному" греху как он тут же оживает или же переходит в другой. "Не нам, Господи, не нам: но имени Твоему даждь славу". Лучший способ прийти в истинное, а не словесное только, покаяние это осознать свою безпомощность и позвать на помощь. Иначе это как беспрерывная стрижка газона получается.

                


Слабое возражение
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 13:18 18.09.2002
Как же нет успехов? Совсем?

                


Re: Слабое возражение
Алексей Чумаков, православный христианин - 21:34 18.09.2002
Они не наши. Можно ли гордиться тем что едешь на лифте? Или у доктора на приеме - гордиться тем что пришел к нему и он лечит?

                


Своим успехам надо радоваться
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 09:02 18.09.2002
Уверен, что небольшие наши победы и есть малая демонстрация действенности Православия. Поэтому, если они случаются, надо им радоваться (при этом учиться совершенной радости). Вот "совершенная радость" тоже некий дар Божий.
1. Ни в коем случае нельзя "трещать" об этом никому, особенно посторонним (как бы удержать её при себе).
2 Стараться на этой волне ещё какое-либо доброе дело совершить.
3 Благодарить Господа обязательно (может быть специально молитву новую выучить благодарственную).
4 Подумать над тем, что если бы лишен бы ты был дарованной удачи, ты должен бы был точно так же благодарить Господа, а способен ли ты и на это?
5 Вспомнить о том, что накануне вышло у тебя не так гладко и в чём ты не проявил подобной зрелости и укорить себя в этом.

                


Дополню
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:18 18.09.2002
6) Подумать над тем, почему великие подвижники оплакивали свои добродетели как грехи.

                


Re: И чуть другой аспект
Олеговна, православная, РПЦ - 16:21 17.09.2002
Виктор П., Вы писали:
> спохватываешься, вспоминаешь все наставления Отцов Церкви о гордыне, опять стыдишься своей гордости, а через минуту - снова - "хорошо, что я осознал, что я слишком гордый" :-))
> И так по кругу...
> Я обычно разрываю этот круг с размаху - просто говорю себе: "Все, хватит рассуждать". Но "осадок остается"...
> А у вас такое бывает? И как быть?
>

Виктор, да гордынька-то труднее всего отлипает, прям как разжеванная жвачка на подошве.
Вот смотрите, какое удивительное признание сделал молодому о.Вениамину зосимовский старец (!) Герман (Гомзин) - скачиваю отрывок из "Божиих людей" Федченкова :

=========
...Но под праздник о. Герман стоял в алтаре. К нему я и направился перед исповедью.

Поклонившись, по обычаю, в ноги, я сказал:

- Благословите, батюшка, исповедаться у о. Алексия!

- Бог благословит! - бесстрастно, как всегда, ответил он.

- Батюшка! Простите меня!

- Бог простит, - сказал он, точно и не помышляя об утреннем уроке.

- Но у меня против вас, - говорю я, - есть особенное огорчение.

- Какое? - все так же спокойно продолжал он.

- Утром вы строго обошлись со мною.

Отец Герман не стал оправдываться, а кратко сказал следующее:

- Простите меня! Я от природы - человек гордый.

Так именно и сказал: не твердый, не "строгий" или "суровый", а - "гордый".

... Но мне уже не требовалось теперь объяснений и извинений: как только я поклонился и сказал это дивное слово "простите", из моей души исчезла решительно всякая злоба, мука, а водворилась полнейшая тишина! Совершилось известное всем нам чудо благодатного исцеления кающегося. Ни Толстой, ни утомление не помогли, а "простите" дало мир. И я спокойно пошел к затворнику. Рассказал и о грехах раздражения. Он одобрил мое покаяние перед игуменом...
=====================


> Простите, что высказал слишком личное.

Это как раз и отрадно, так как говорит о тенденции оздоровления форумской атмосферы :)

Всех Вам благ, Виктор!

                


Спасибо на добром слове!
Виктор П., Православный - 17:03 17.09.2002
Да, нелегко с гордостью бороться.
Будем продолжать. :-))


Спаси Господи!

                


Нужно
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 14:59 17.09.2002
> Можно ли назваться верующим (и не только назваться, но и реально быть таковым) в тот момент, когда совершаешь грех?

Где-то читал, что даже совершая грех христианин должен молиться Богу, просить у Него защиты.

Известно, что до грехопадения враг нашептывает, что Бог благ и все простит, а после греха враг внушает, что такому гадкому грешнику уже нет прощения. Важно не слушать обе эти лжи, но во время искушения понимать, что любой грех оставляет язву на душе, которую долго и многими трудами придется лечить, а если пришлось согрешить, то не отчаиваться, но покаяться и благодарить Бога, что показал тебе, чего стоит твоя самонадеянность и гордыня.

                


Re: Грешим когда неверим.
Андрей Л., православный - 12:07 17.09.2002
Дорогой Андрей,

в такой момент ты будешь предателем. Но Господь простит тебя, если раскяние твое искренне. Простит, даже 500 раз на дню, только вспомни о Нем.

От Луки (22, 33-34)
-33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.  
-34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

С любовью.