Беседы о Православии

Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Норкин, Православный - 10:33 24.09.2002
Мучительность человеческого существования есть очевидный факт, не вызывающий сомнений. На каждом шагу можно наблюдать тяжкие страдания людей, которые далеко не всегда можно объяснить их греховностью. Тяжко страдают, болеют и умирают даже невинные дети, виноватые только в том, что их родители являются ВИЧ-инфицированными наркоманами. Встает вопрос - как следует оценивать страдания с христианской точки зрения? Некоторые полагают, что в жизни христианина они имеют положительное значение, ибо с их помощью искупаются человеческие грехи. Однако в Св. Писании ничего не сказано о положительной оценке Христом роли страданий в человеческой жизни. Напротив, Спаситель считал страдания злом и стремился избавить от них людей. "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". (Мф. 8,5-7) В таком случае можно ли считать страдания благом?

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
София, православная - 12:35 03.10.2002
Значение страдания неотделимо от сострадания. Без сострадания невозможно приблизиться к смыслу страдания. Эти понятия необходимо всегда рассматривать вместе. (Смысл страдания и сострадания превосходит лишь рассудочные рамки понимания.)

Для того, чтобы страдания и скорби имели благое значение, они должны быть посвящены Господу. В этом случае они становятся благим крестом и приобщением к страданиям и скорбям Господа. Через сострадания к страдальцам (убогим, нищим, больным, заключенным, подвергающимся пыткам и многим другим скорбящим) происходит приобщение к Его страданиям. Страдания легче посвятить Господу, чем прочие обстоятельства. (Но и здесь свобода выбора не отнимается. Свобода состоит не столько в выборе обстоятельств, сколько в том посвящает ли человек обстоятельства Господу, или вступает в сговор с дьяволом, пытаясь избежать креста.)

Страдания невинных существ имеют особое значение, так как они ближе приближаются к страданиям Христа, чем страдания для искупления личных грехов или грехов родителей. Более всего следует стремиться к состраданию Господу и невинным страдальцам, а также добровольным страдальцам. (Сострадать, однако, следует всем страдающим.)

При отсутствии сострадания необходимо особое, сугубое покаяние. При отсутствии сострадания бесполезны для спасения души "добрые" внешние дела, так как они делаются в этом случае не ради Христа. Хорошо, когда сострадание можно подтвердить добрыми делами, смягчающими страдания людей (это всегда нужно стараться делать), но и само по себе оно является исключительно важным. Христианину следует всегда стараться быть сострадательным и молить Бога о даровании сострадания себе и другим.

Того, кто не имеет сострадания, ждет суд без сострадания.

                


Некоторые размышления от себя
Тарас, православный, АААПЦ - 23:24 24.09.2002
Ссылок хороших вам уже надавали. И я присоединяюсь к рекомендующим их почитать. От себя же коротко скажу, что страдания человеческие конечно не являются чем-то "желанным" для Бога, как и для самих людей. Может ли совершенная Любовь терпеть муки ближнего? Да и сам человек наверное не стал бы просто так терпеть муки, если бы не знал ради чего.

Так вот человек, разумеется, не был создан для того, чтобы терпеть муки и переносить скорби. Его райская жизнь была от этого всего совершенно свободна. Человек тогда испытывал блаженство как духовное, так и телесное. И оставаясь с Богом мог бы пребывать в таком состоянии в вечности. О грехопадении вы наверное знаете. А дальше смерть забрала человека себе. Ведь результатом любой болезни и страданий является именно смерть. Но любящий Бог разрешил и этот неразрешимий вопрос через воплощение, Крестную Смерть и Воскресение из мертвых в вечную жизнь. И каждый последовавший за Христом уже не умрет, а возобновит вечную жизнь в вечном блаженстве там, куда болезнь, страдания и смерть доступа уже не имеют.

Вот и получается как бы парадокс - человек созданный для райской жизни должен почему-то страдать, хотя казалось бы, он ни в чем не повинен. Но именно поэтому Господь и не оценивает все страдания положительно, кроме как тех, котороые необходимы для спасения.

Вот, например, рассмотрим некоторые самые важные для христианской жизни Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит:

"БЛАЖЕНИ ПЛАЧУЩИЕ, ЯКО ТИИ УТЕШАТСЯ"

Разве не о переносящих скорби говорит Господь в этой заповеди? Но ведь мы хорошо знаем, что слезы бывают разные и что только те, кто плачет о своих грехах и скорбит о том, что совершил, становиться блаженным, и Господь обещает им утешение.

Или, "БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ". Разве изгнание ради правды не есть страдание? Ведь что может быть обиднее, когда человек все делает по правде, а получает за это несправедливое унижение или физическое притеснение? А Господь обещает таковым ни больше, ни меньше, а Царство Небесное!

Ну и наконец, "БЛАЖЕНИ ЕСТЕ, ЕГДА ПОНОСЯТ ВАМ, И ИЖДЕНУТ И РЕКУТ ВСЯК ЗОЛ ГЛАГОЛ НА ВЫ ЛЖУЩЕ МЕНЕ РАДИ." Т.е. тем, кто ради Бога переносит всякие страдания, Господь обещает "особую награду" на Небесах ("РАДУЙТЕСЯ И ВЕСЕЛИТЕСЯ, ЯКО МЗДА ВАША МНОГА НА НЕБЕСЕХ")

И как же нам, знающим то, что в материальном мире правит смерть и сатана, огорчаться по поводу каких-то временных страданий, которые каждый может и должен перетерпеть ради Господа? "Терпи! Это угодно Господу," - говорил явившийся Схимонахине Макарии Святой Тихон Задонский в то время, когда она переживала тяжелую болезнь и крайние лишения. И действительно, если мы подумаем, что можем перетерпеть муки ради любимого человека, ему будет приятно не от нашей боли, а только от сознания того, что мы терпели это ради него, хотя скорее всего он так никогда и не поймет всю глубину или остроту нашей боли.

Господь же понимает и чувствует, хотя и не хочет нашей боли. Он хочет каждому из нас блаженства и несомненно несказанно одарит таковым тех, кто готов ради Него терпеть мучения.

О тех же, кто не знает о Христе, и все равно как бы промыслительно мучается, я думаю не стоит нам предрекать Суд Божий. Мы верим, что Господь хочет, чтобы спаслись все без исключения, чтобы все без исключение получили блаженство. Поэтому не нам судить тех, кто не познал света Евангелия, но прошел через телесные или моральные муки и тем очистился перед Богом. Господь воздаст каждому по делам его.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 14:31 26.09.2002
Ваша аргументация весьма убедительна. Однако я хотел бы обратить Ваше внимание на следующее обстоятельство. Морально оправданно то страдание, которое человек претерпевает как наказание от Господа за свои грехи. Оправданно также страдание, которое человек возлагает на себя добровольно, чтобы заслужить от Бога прощение своих грехов. Но чем же могут быть оправданы страдания ребенка, родившегося олигофреном и калекой только потому, что родители его были алкоголиками? Достаточным ли утешением служит мысль о том, что душа этого ребенка, после того как он отмучается на земле, быть может, попадет в Царство Небесное? А главное-за что было наказано невинное дитя?

                


Re: Некоторые размышления от себя
Тарас, православный, АААПЦ - 19:53 26.09.2002
Андрей Норкин, Вы писали:
>Морально оправданно то страдание, которое человек претерпевает как наказание от Господа за свои грехи.

Оправдано кем и перед кем?

>Оправданно также страдание, которое человек возлагает на себя добровольно, чтобы заслужить от Бога прощение своих грехов.

Может ли человек сам "заслужить" прощение своих грехов?

>Но чем же могут быть оправданы страдания ребенка, родившегося олигофреном и калекой только потому, что родители его были алкоголиками?

А кому нужны оправдания? Богу? Людям?

>Достаточным ли утешением служит мысль о том, что душа этого ребенка, после того как он отмучается на земле, быть может, попадет в Царство Небесное? А главное-за что было наказано невинное дитя?

Помните: "И мимоидый виде человека слепа от рождества. И вопросиша eго ученицы eго, глаголюще: раввi, кто согреши, сей ли, или родитeля eго, яко слепъ родися; Твеща Iиcусъ: ни сей согреши, ни родитeля eго, но да явятся дела Божiя на немъ".

Неужто посмеете Бога хулить за Его Промысел?

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 13:31 27.09.2002
Не могу согласиться с Вашим пониманием Промысла Божьего. Понимание Бога как абсолютно иррациональной Силы, действия которой лишены какого-либо этического и разумного основания, характерно для ислама, а не для христианства.В христианстве подобных воззрений придерживаются только католики-августинианцы и протестанты. Во-всяком случае, православный характер этой идеи более чем сомнителен. Христианский Бог-Пресвятая Троица-есть любовь, которая несовместима с мучениями невинных, ибо Бог всегда справедлив. Вы можете возразить-а кто такой человек, чтобы он смел задаваться вопросом о справедливости или несправедливости Божьей? Однако правомерность подобных вопросов доказывается тем самым евангельским стихом, который Вы процитировали. Спаситель ответил на заданный Ему вопрос о причинах страданий конкретного человека, а не проигнорировал его, показав, тем самым, что человек имеет право задумываться над внутренним смыслом деяний Всевышнего. А раз так, то человек может и усомниться в моральной оправданности тех или иных событий. Библейский Иов-это отнюдь не дерзкий нечестивец, посмевший усомниться в справедливости Провидения, а страдающий человек, тщетно пытающийся понять- за что же он наказан? Что же касается прощения и искупления грехов, то разумеется самому свой грех искупить невозможно, ибо в противном случае спасительное домостроительство Сына Божьего было бы излишне. Человек спасается верою во Христа, но для усвоения благодати Христовой необходим личный аскетический подвиг, нужна синергия божественной и человеческой воль, и именно такая позиция является подлинно православной.

                


Уже более долгие размышления от себя
Тарас, православный, АААПЦ - 20:01 27.09.2002
Дорогой Андрей,

Слава Богу! Я вообще-то был рад прочитать это ваше сообщение, потому как, честно признаюсь, до того начал уже испытывать "смутные сомненья". :)

Я вижу теперь, что и вы искренне ищете ответ на терзающий вас вопрос, а не пытаетесь вести монолог утверждая некую идею, которая как-то засела в голову, а вылезать не хочет. Вы усомнились, но пришли за советом к православным братьям, чтобы развеять свои сомнения. Это отрадно. Думаю, что и более внимательное чтение Отцов Церкви по этому вопросу будет делом еще более полезным.

Для того, чтобы мы все же были с вами на верном пути, необходимо освежить в памяти некоторые из основ нашей веры. Одной из них является то, что Бог создал человека наделив его свободной волей. Воля человека совершенно свободна и Бог никогда не ущемляет ее, тем самым предоставляя человеку самому возможность всегда сделать свой собственный выбор.

Второе, что важно, это то, что Бог милостив и справедлив и по любви своей не желает никому зла. (Вы это уже неоднократно отмечали.)

Третье, это то, что Господь есть Бог Вседержитель (Пантократор), и все находиться в Его власти и он знает сердце каждого человека, будь то православный христианин, или явный сатанист.

Четвертое, это то, что настоящая наша жизнь временна и очень краткострочна. Рождение во этот мир, поврежденный грехопадением, подразумевает неизбежные муки и скорбь, по словам Господа: «В мире будете иметь скорби». (Иоанн 16)

Пятое, это то, что мы знаем, что будет Страшный Суд, на котором каждый даст ответ и будет осужден либо на вечное блаженство, либо на вечную муку. Суд будет справедлив, т.к. откроются все дела, намерения и помыслы подсудимых.

Шестое, это то, что единственной гарантией нашего спасения является Сын Божий пришедший во плоти, принявший крестную смерть и воскресший на третий день. Здесь нельзя забывать, то, что вы подчеркнули:

>Человек спасается верою во Христа, но для усвоения благодати Христовой необходим личный аскетический подвиг, нужна синергия божественной и человеческой воль

Теперь давайте сделаем выводы. Бог не хочет ни смерти, ни страдания, ни мук ни праведников, ни грешников. По человеческой логике казалось бы, что грешники как-то должны быть наказаны, а невинные и праведники поощрены. Но в настящей жизни часто происходит по другому. Мы знаем, что Господь справедлив и что Он властен над всем, и то, что мы не знаем всего, что Он знает. Поэтому то, что происходит вокруг нас мы называем Божественным Промыслом о нашем спасении, зная, что Промысел всегда благ и служит для спасения всех людей, т.к. у нас есть второе и третье утверждение.

Т.е. мы пока оставили вопрос о том, ради чего страдают невинные, как бы в стороне, хотя и утвердили, что как-то, каким-то немыслимым для нас образом и их страдания играют роль в деле спасения всех людей. Давайте теперь посмотрим на свободную волю человека. Как она здесь действует? Она выбирает. Она выбирает либо зло, либо добро. (Нейтральность для удобства примера исключим, т.к. все что находится между добром и злом будет так или иначе иметь оттенок того или другого в зависимости от контекста.) Так вот первый человек всегда выбирал только добро. До грехопадения. И это было ему легко, т.к. его разум не был затемнен греховными страстями. Но как только он пал, и разум его затуманился настолько, что человек уже не мог разобраться, где добро, а где зло. Это ему уже предстояло проверить на собственной шкуре (грубо говоря). Проверка оказалась жестокой для всего человечества, т.к. человек попал в плен смерти и греха в царстве дъявола и его слуг. Человек (читай - все человечество) начало мучаться, болеть и умирать. Вот и получилось, что человек опытно проверил, что же такое, сделать правильный выбор.

Но мог ли любящий Бог созерцать на это безразлично? Конечно нет. Он дал Своего Единородного Сына принявшего человеческую плоть, чтобы избавить всех и все свое создание от смерти и рабства греху. Мог бы Господь сделать по другому, одним махом уничтожив дъявола и слуг его и возвернуть прежний облик падшему миру, ведь Он же Вседержитель? Очевидно как Бог Он мог бы и все Свое Творение создать заново. Но тогда бы Он попрал волю человека - это раз. И затуманеный грехом человек никогда бы не оценил в полной мере Божественную Жертву утверждающую абсолютную любовь - это два.

Поэтому воззрите не мир, который до сих пор лежит в плену у смерти и греха и подумайте: "Может ли в этом мире не быть болезни и скорбей и царить полная справедливость?" Божия - да, человеческая - нет! Ибо человек сам не может творить ничего хорошего. Для этого человеку нужен Бог.

Что же ведет челоека к Богу? Каждый православный христианин наверное затрудниться ответить на этот вопрос. Да и есть ли иной ответ кроме того, что "Сам Бог и ведет!" Но как? Вот тут-то мы с вами и подошли к ответу на вопрос: "Для чего страдают невинные?" Господь говорит, что страдают они, что бы на них явились дела Божие. А как на них могут явиться дела Божие кроме как через других людей? Как Господь Бог исцелил слепого, который не был наказан ни за свои грехи, ни за грехи родителей, так и каждому человеку дается возможность помочь ближнему, который страдает, чтобы одновременно и прославились великие дела Божие, и сам человек смог получить награду по делам своим на Страшном Суде. Некоторых ничто кроме боли ближнего не может привести к Богу.

Так что действия Бога очень рациональны и справедливы. Он, не попирая ни на йоту свободной воли человека, все же предоставляет ему возможность не только делать какой-то выбор, но и творить добро. Помните, как Гоподь сказал о том, что "нищих всегда имеете с собою"? (Матф. 26)

А теперь давайте взглянем на Страшный Суд. Что нам известно о нем? Как он будет проходить? В единственном месте, где описывается Страшный Суд, говориться:

"31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную." (Матф. 25)

Больше конкретных описаний Страшного Суда в Евангелии нет. Поэтому обратим внимание, что Господь не говорит ни об аскетизме, ни о соблюдении каки-то конкретных правил, которые могут быть использованы подсудимыми в качестве самооправдания, но выделяет именно добрые и злые дела, по которым каждый получит свое.

Так вот на основании этого всего мы верим, что и невинные страдают не напрасно, а чтобы явились на них великие дела Божие и Имя Господа Нашего Иисуса Христа было прославлено ныне и присно и в бесконечные веки! Аминь!

                


Re: Уже более долгие размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 14:10 28.09.2002
Уважаемый Тарас!

Большое спасибо за Ваше интересное и весьма содержательное послание. Будучи в целом согласным с высказаными в нем идеями, хотел бы все же обратить Ваше внимание вот на что. В идеале вседолжно происходить именно так, как вы это описали, но в жизни зачастую все бывает совсем иначе. Ведь злобных, черствых и бессердечных людей, к сожалению, больше, чем добрых милосердных и сострадательных. Посмотрите,сколько вокруг беспризорных детей, сирот при живых родителях. Они легко становятся жертвами преступности,проституции,наркомании,СПИД-а, а подавляющему большинству нет ни малейшего дела до их страданий.Добрых самаритян, своим милосердием прославляющих Имя Божие, слишком мало, чтобы вопрос о страданиях невинных утратил свою нравственную и религиозную актуальность.

                


Вот и давайте перейдем от теории к практике.
Тарас, православный, АААПЦ - 20:40 28.09.2002
С вами я согласен, и надеюсь, мой "намек" тоже ясен.

:)

                


Re: Вот и давайте перейдем от теории к практике.
Андрей Норкин, Православный - 11:29 01.10.2002
Давайте.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 14:10 27.09.2002
Андрей, уверен, что будущий ответ Тараса развеет все Ваши опасения, Вы неверно его поняли. Дам Вам совет, если позволите. Постарайтесь не приписывать вашим оппонентам того, чего они не говорили, не додумывайте за них. Лучше переспросите, если чего не поняли. Иначе Вы можете просто потратить время впустую, споря не с реальным, а с воображаемым оппонентом, борясь с ветряными мельницами.

Тарас Вам ответит, а я пока "придерусь" к Вашей фразе:
> ибо Бог всегда справедлив.

Вот что пишет св. Исаак Сирин (Слово 90) "Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым (Пс. 118, 137), но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: «благ есть» к лукавым и нечестивым (Лук. 6, 35). И почему именуешь Бога правосудным, когда в главе о награде делателям читаешь: «друже не обижу тебе... хощу и сему последнему дати, якоже и тебе. Аще око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь» (Мф. 20, 13—15)? Почему также человек именует Бога правосудным, когда в главе о блудном сыне, блудно расточившем свое богатство, читаешь, что при одном сокрушении, какое явил (сын, — отец), притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством своим? (Лук. 15, 20—22). Ибо никто другой сказал сие о Боге, чтобы нам сомневаться о Нем, но сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем сие. Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер? А если так Он милостив, то будем веровать, что не приемлет Он изменения".

Итак, Бога нельзя назвать справедливым, мы не получаем того, что "заслужили". Что касается Вашего вопроса о страдании. Каждый человек в земной жизни Божиим Промыслом находится в условиях, которые наиболее благоприятны для его спасения. К этому же направлены все обстоятельства жизни, с нами случающиеся. Каждый человек Ему дорог, каждого человека Бог пытается спасти. Чтобы спасти больного, врачу иногда приходится причинять ему боль. Для спасения души человека боль бывает также необходима. Почему люди изначально помещены в разные условия? Потому что они не рождаются со "стерильно чистыми" душами. Каждый рождается со своими душевными язвами, страстями, у всех - разные душевные силы. Душа новорожденного наследует духовные болезни родителей и начинает путь не с чистого листа: "во гресех роди мя мати моя". Это вовсе не означает, что человек не должен пытаться изменить свой образ жизни или не должен помогать другим. Каждый может стать орудием Промысла, если будет стараться исполнять Его волю, выраженную в евангельских заповедях.

Пишу тезисно, т.к. имею мало времени. Прошу Вас, не читайте между строк, не торопитесь с выводами. Если Вы с чем-то несогласны, давайте разберем подробнее эти спорные моменты.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 11:24 01.10.2002
Вы пишете, что люди изначально находятся в неравных условиях, поскольку не рождаются со стерильно чистыми душами, ибо наследуют от своих родителей различные греховные страсти и наклонности. Но ведь душа нематериальна, и ее качества не могут наследоваться генетически так, как наследуюся цвет глаз или группа крови. Мы, будучи христианами, не можем, подобно индуистам, объяснять мучительность человеческой жизни тяжелой кармой, унаследованной душою от ее предыдущих воплощений. Христианство отрицает предсуществование индивидуальной души. Откуда же у новорожденного ребенка, душа которого была только что сотворена Богом, могут быть какие-либо греховные наклонности?

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Л., православный - 14:03 01.10.2002
Дорогой Андрей, дорогой Александр,

простите, что влез.

Андрей,
душа младенца, по моему, не сотворяется при рождении, а есть и у внутриутробного плода, - вспомни, как "взыграл младенец во чреве" Елисаветы при голосе только-только зачавшей Марии, и то, почему Церковь выступает против абортов.
Еще вспомни слова из Символа Веры - "...воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы...". Давай подумаем, Кто только и мог воплотиться от такого сочетания? А почему другие люди - не Он? И теперь, соответственно, от какого же духа мы воплощаемся? Не видно ли тебе, что от кого ты воплотился, с духом того и родился?

Говоришь,
>"душа не материальна",
а грехи материальны?
Говоришь,
>"Мы, будучи христианами, не можем, подобно индуистам, объяснять мучительность человеческой жизни тяжелой кармой, унаследованной душою от ее предыдущих воплощений",
а как же твой характер, обязательно очень похожий на кого-то из родителей или на обоих сразу?
Кармы нет, но обрати внимание, в чем ты похож на своих родителей? Когда в доброте и простоте отношений к людям, то это от того, что Он сотворил Адама и Еву по своему образу и подобию, и от них Его свет дошел и до тебя. А когда в каких-то чертах, которые христиане называют греховными или страстями, то это от духа тех, кто тебя воплощал. У них в свою очередь от своих родителей, у тех от своих, и так далее до Адама и Евы, но не на момент их сотворения, а на момент зачатия их детей. Знаешь же, что рожали они уже будучи изгнанными из рая, - с душой, испорченной грехом. Дети Адама и Евы умножили грехи родителей своими грехами, и передали далее своим потомкам через свой дух почти так, как ты считаешь невозможным - "как наследуюся цвет глаз или группа крови".
Вот отсюда и понятие - греховная чаша, с которой рождается всякий человек, и которая у всякого человека разная, что ярко видно через то, что называется характерами людей.

С любовью.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:49 01.10.2002
> Вы пишете, что люди изначально находятся в неравных условиях, поскольку не рождаются со стерильно чистыми душами, ибо наследуют от своих родителей различные греховные страсти и наклонности. Но ведь душа нематериальна, и ее качества не могут наследоваться генетически так, как наследуюся цвет глаз или группа крови.

Гены, конечно, не при чем. Но это ничего не доказывает. Очевидно, механизм наследия другой.

> Мы, будучи христианами, не можем, подобно индуистам, объяснять мучительность человеческой жизни тяжелой кармой, унаследованной душою от ее предыдущих воплощений. Христианство отрицает предсуществование индивидуальной души.

Полностью согласен.

> Откуда же у новорожденного ребенка, душа которого была только что сотворена Богом, могут быть какие-либо греховные наклонности?

А откуда вообще появились греховные наклонности в человеке, который создан Богом безгрешным, святым? По учению Церкви, после грехопадения прародителей человеческая природа оказалась заражена грехом. Задумайтесь. Согрешило двое человек, а все мы, их дальние потомки, продолжаем пожинать плоды, да еще и умножаем "наследство" собственными страстями. Этот "механизм" действует и по сей день, дети наследуют духовные недуги родителей. Таков духовный закон. Но Бог дает каждому человеку достаточно сил для борьбы с недугом, для очищения.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 14:07 02.10.2002
Вы пишете, что дети наследуют духовные недуги родителей, и в то же время отмечаете, что механизм этого наследования нам неведом. Но согласитесь, что если христиане не знают ответа на этот чрезвычайно важный вопрос, то это свидетельствует о наличии весьма существенного пробела в христианской антропологии. Во всяком случае, здесь есть над чем подумать. Кстати, знакомы ли Вы с антропологическими идеями Павла Леонидовича Фаворского? Это, пожалуй, самый глубокий и оригинальный из ныне живущих русских христанских мыслителей. Он является автором целого ряда богословских работ, которые к сожалению, пока не опубликованы. Со своими учениками, к числу которых я имею честь относить и себя, он поддерживает связь по электронной почте. Его адрес pavelf@inbox.ru Я глубоко признателен лично Вам, г-н Иванов, за Ваше активное и в высшей степени содержательное участие в обсуждении поднятой мною темы. Теперь я понимаю суть данной проблемы намного глубже, чем до начала моего участия в форуме. Я выражаю свою благодарность и всем остальным участникам обсуждения темы, и прошу Вас закрыть ее.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 14:40 02.10.2002
Андрей Норкин, Вы писали:
> Вы пишете, что дети наследуют духовные недуги родителей, и в то же время отмечаете, что механизм этого наследования нам неведом.

Я лишь сказал, что он отличен от генетического. Уверен, что более грамотный христианин сможет объяснить этот механизм лучше. Андрей Л. меня хорошо дополнил.

> Но согласитесь, что если христиане не знают ответа на этот чрезвычайно важный вопрос, то это свидетельствует о наличии весьма существенного пробела в христианской антропологии.

Хм, а Вам известен механизм сотворения новой души, нового человека? А механизм расставания души и тела?... Думаю, для христианина важнее знать духовные законы, причинно-следственную связь. Я не знаю, как организован механизм работы светофоров. Но я понимаю, что переходя дорогу на красный свет я рискую погибнуть. Я знаю, что грехами умерщвляется моя душа и что мои духовные недуги, увы, унаследуют мои дети. Я знаю, что мне, как христианину, надо делать. Разве этого не достаточно?

> Во всяком случае, здесь есть над чем подумать. Кстати, знакомы ли Вы с антропологическими идеями Павла Леонидовича Фаворского? Это, пожалуй, самый глубокий и оригинальный из ныне живущих русских христанских мыслителей. Он является автором целого ряда богословских работ, которые к сожалению, пока не опубликованы. Со своими учениками, к числу которых я имею честь относить и себя, он поддерживает связь по электронной почте. Его адрес pavelf@inbox.ru

К сожалению, не слышал о нем ничего. В интернете его трудов тоже нет?

> Теперь я понимаю суть данной проблемы намного глубже, чем до начала моего участия в форуме.

Очень рад.

> Я выражаю свою благодарность и всем остальным участникам обсуждения темы, и прошу Вас закрыть ее.

Закрытие темы - мера исключительная, когда обсуждение переходит в пустословие. Остальные темы остаются открытыми для возможных дополнений. Вы можете подписаться по е-мейл на новые сообщения конкретной темы, если не хотите их пропустить.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Андрей Норкин, Православный - 12:37 04.10.2002
П.Л. Фаворский является председателем Общества св. Софии-свободной ассоциации, объединяющей исследователей христианского эзотеризма, живущих в СНГ. Мие о нем мало что известно. Знаю лишь, что ему за 40, и что он ведет монашеский образ жизни, хотя и никогда не принмал пострига. Живет он где-то в Сибири, и зарабатывает себе на жизнь тем, что преподает историю в средней школе. Труды свои он не публикует, поскольку на это у него нет средств. О его существовании я узнал, случайно наткнувшись в Интернете на сайт Общества св. Софии http://sophia.boom.ru Я не во всем согласен с ним, поскольку его понимание сущности христианского Откровения не является строго православным. Он убежден в том, что труды Отцов Церкви, при всей их величайшей ценности, не исчерпывают всей духовной глубины Св. Писания, для выявления которой необходимы новые богословские исследования, учитывающие все то ценное, что содержится в целостном духовном опыте человечества. По своему отношению к нехристианским религиям он ближе всего к Вл.С. Соловьеву, но идет в этом отношении дальше его. Во всяком случае это очень серьезный и самобытный мыслитель. Вы не пожалеете, если установите с ним связь.

                


Чур меня! :)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 13:08 04.10.2002
Андрей, не то что этот г-н Фаворский, но если и Ангел с небесе начнет "дополнять" святых отцов или перетолковывать Писания, слушать его не стану. Об "эзотерическом христианстве" писали многие: Рерих, Блаватская, Андреев... Все они и их последователи пытались примазаться к Церкви, и Церковь неустанно отражала все эти попытки. Не существует "эзотерического христианства", т.е. "христианства для избранных"! Нет никакой эзотерики, секретности в христианском учении. Это всего лишь попытка прикрыться авторитетом Церкви. Не знаю, насколько далеко зашло у Вас увлечение эзотерикой, но прошу Вас на этом форуме не рекламировать ни учение, ни Ваших учителей, ни сайты с этим связанные. Это запрещено правилами форума.

                


Re: Чур меня! :)
Андрей Норкин, Православный - 14:06 06.10.2002
Простите, что я, женщина, вмешиваюсь в такое сугубо мужское дело, как богословие. О господине Фаворском я слыхом не слыхивала, да и с Андреем Норкиным незнакома. Согласна с Вами, что Блаватская, Рерихи, Д. Андреев к христианству отношения не имеют. Но с Вашим утверждением, что в христианстве для эзотеризма места нет, согласиться не могу. Ведь Господь раскрывал тайны Царства Небесного только ученикам, которым Им было дано знать эти тайны; народу же это дано не было, потому и Господь говорил с народом притчами. Разве это не свидетельствует о том, что в учении Христовом есть экзотерическая часть, предназначенная для всех, и эзотерическая, предназначенная только для избранных?

                


Re: Чур меня! :)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:05 07.10.2002
Пожалуйста, напишите мне по е-мейл, под каким именем Вы регистрировались на форуме, очень странная путаница с именем произошла.

> Но с Вашим утверждением, что в христианстве для эзотеризма места нет, согласиться не могу. Ведь Господь раскрывал тайны Царства Небесного только ученикам, которым Им было дано знать эти тайны; народу же это дано не было, потому и Господь говорил с народом притчами. Разве это не свидетельствует о том, что в учении Христовом есть экзотерическая часть, предназначенная для всех, и эзотерическая, предназначенная только для избранных?

Нет, не свидетельствует. Просто не знающим алгебры глупо было бы объяснять основы высшей математики. Так и в богословии. Каждый может вместить столько, сколько позволяет его духовный возраст. В богословии нет секретных тем. Наверное, одна из главных особенностей эзотерики состоит в том, что скрытая часть учения очень часто никак не связана с общедоступной, а иногда и противоречит ей. В Православии Вы не найдете такого, как не найдете и каких-то секретных источников. Богословские труды всем доступны, читайте на здоровье. Только надо помнить, что как и в любой точной науке, здесь важна последовательность чтения.

                


Re: Чур меня! :)
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:12 06.10.2002
> Простите, что я, женщина, вмешиваюсь в такое сугубо мужское дело, как богословие.

Жаль, что из-за глюка системы не понятно, кто Вы...
Интересно, что я прочитал Вашу фразу через пять минут после того, как закончил вести передачу, посвященную преп. Кассии - авторше ирмосов Великой Субботы, стихир "Августу единоначальствующу", "Господи, яже во многия грехи впадшая жена" и других богословски очень глубоких богослужебных текстов :)

> Ведь Господь раскрывал тайны Царства Небесного только ученикам, которым Им было дано знать эти тайны; народу же это дано не было, потому и Господь говорил с народом притчами. Разве это не свидетельствует о том, что в учении Христовом есть экзотерическая часть, предназначенная для всех, и эзотерическая, предназначенная только для избранных?

Пардон. А сейчас Вы где видели такие варианты издания Евангелия, чтоб в одном (для всех) была только притча, скажем, о сеятеле, а во втором (для избранных) - притча вместе с истолкованием? :)

                


Re: Чур меня! :)
Андрей Норкин, Православный - 16:01 06.10.2002
С изумлением обнаружил на форуме под моим именем сообщение какой-то женщины. Но с содержанием самого сообщения в целом согласен.С порога отметая все то, что хоть на йоту отличается от писаний Св. Отцов, мы вовсе не обнаруживаем тем самым своей преданности Церкви и верности Христу. Мы обнаруживаем только свой страх, причем не страх Божий-великое, святое чувство!-а страх за себя, поскольку движет нами при этом лишь желание спастись, обрести загробное блаженство, гарантией чего, как нам кажется, является предельный теологический консерватизм. Мне не хотелось бы сейчас распространяться об обоснованности данного воззрения. Но одно я сказать обязан. Страх за себя и эгоистическое желание спастись-это отнюдь не христианские чувства. Они, как лакмусовая бумажка, свидетельствует о том, что испытывающий их человек любит лишь себя, а следовательно-не любит Бога и ближнего т.е. не исполняет важнейших христианских заповедей. Но может ли такой человек рассчитывать на спасение? Потому-то Господь и сказал, что желающий спасти свою душу погубит ее.

                


Re: Чур меня! :)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:41 07.10.2002
> Но с содержанием самого сообщения в целом согласен.С порога отметая все то, что хоть на йоту отличается от писаний Св. Отцов, мы вовсе не обнаруживаем тем самым своей преданности Церкви и верности Христу.

Как ни странно, согласен. Отметая с порога мы еще ничего не обнаруживаем :) Но проявляем благоразумную осторожность. И если видим, что кто-то со стороны пытается поправлять церковное учение, то не слушаем этого человека, ибо верим Церкви и ее Главе.

> Мы обнаруживаем только свой страх, причем не страх Божий-великое, святое чувство!-а страх за себя, поскольку движет нами при этом лишь желание спастись,

Грешен, я хочу, чтобы мною всегда двигало именно это желание. :)

> обрести загробное блаженство, гарантией чего, как нам кажется, является предельный теологический консерватизм.

Теологический консерватизм - вовсе не гарантия спасения.

> Мне не хотелось бы сейчас распространяться об обоснованности данного воззрения. Но одно я сказать обязан. Страх за себя и эгоистическое желание спастись-это отнюдь не христианские чувства.

Несколько голословное утверждение.

> Они, как лакмусовая бумажка, свидетельствует о том, что испытывающий их человек любит лишь себя, а следовательно-не любит Бога и ближнего т.е. не исполняет важнейших христианских заповедей.

Вспомним преп. Серафима Саровского: "стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Вот кто эгоизму-то учил :)
Не полюбив себя невозможно полюбить ближнего, как самого себя.

> Но может ли такой человек рассчитывать на спасение?

Этот вопрос вне моей и Вашей компетенции.

> Потому-то Господь и сказал, что желающий спасти свою душу погубит ее.

Ой, как легко Вы жонглируете цитатами. Давайте-таки заглянем в святоотеческое толкование:

Блаж. Феофилакт.

"В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад: вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее: а кто погубит ее, тот оживит ее.

В тот день пришествия антихристова кто будет “на кровле”, то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай с своей высоты, но противься злобе и не ослабевай. Подобно и тот, кто будет на поле, да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, по должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: “никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия” (Лук. 9, 62). Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом, то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злою, и, погрязши и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела. Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: “кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее”. Никто, говорит, в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем. — Евангелист Матфей (Мат. гл. 24) говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтоб взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтоб собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь."

                


Re: Некоторые размышления от себя
свящ. Димитрий Каплун, Русская Православная Зарубежная Церковь - 16:05 27.09.2002
Саша, Саша!.. (простите, что я Вас так называю, но мне кажется, что так душевней, чем просто Александр; если нужно поправьте).
Так вот, берегитесь так запросто расправляться с правосудием Божиим. Божие безконечное Правосудие есть догматическая истина Православия. Из частного мнения, подчеркивающего благость Божию -- нельзя выводить того мнения, что Бог неправосуден. Это очень опасно.
Просто некоторые думают, будто нельзя примирить правду Божию, казнящую грешников, с его безконечной благостью. Но пастыри Церкви, в частности и в учебниках по Догматике, замечают, что истинный Бог должен быть непременно должен быть вместе благ и правосуден. Благость Его -- благость праведная, и правда Его -- правда благая. Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; остается и благим, когда наказывает нас за грехи; так как наказывает нас как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления, для нашей нравственной пользы. ( пересказ учебника Макария, архиеп. Харьковский)

                


Православие и юридическая теория
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 12:04 01.10.2002
О. Димитрий, прямо и не знаю, что ответить. Пожалуй, большая часть всех межправославных споров заключена в одном трагическом обстоятельстве, а именно в заражении православного богословия католическими смысловыми понятиями, т.н. юридической теорией со всеми вытекающими. И наши семинарские учебники, апологетические книги, многие молитвословия взяты у католиков с небольшими изменениями в догматической части. Это наша беда.

Если представлять Бога юридически, т.е. Судьей, который накажет грешников и наградит праведников, то бесспорно, Бог есть Судия праведный. Каждый получит по заслугам. Это католический взгляд Но в православном богословии Бог - Врач. Никаких заслуг у больного нет. Если больной захочет и будет выполнять все указания Врача, он поправится. Если нет - Всеблагой Врач не будет его наказывать, больной сам себя накажет таким образом.

                


"Антоний, себе внимай" (-)
Anton, Православный, РПЦ МП - 13:51 27.09.2002

                


Re: Некоторые размышления от себя
Венцеслав Крыж, Православный христианин - 08:26 25.09.2002
"Да и сам человек наверное не стал бы просто так терпеть муки, если бы не знал ради чего". Дорогой Тарас! Человек терпит муки, не зная чего ради он мучается. Только некоторые, может быть, избранные, знают это, другие же, просто могут пребывать в самообольщение. Существует ли невинное страдание, как то утверждает книга Иова?

"каждый последовавший за Христом уже не умрет, а возобновит вечную жизнь в вечном блаженстве там, куда болезнь, страдания и смерть доступа уже не имеют".
> Но покуда, несмотря на подвиг Христа, и таинства Церкви, люди умирают!

>
> О тех же, кто не знает о Христе, и все равно как бы промыслительно мучается, я думаю не стоит нам предрекать Суд Божий. Мы верим, что Господь хочет, чтобы спаслись все без исключения, чтобы все без исключение получили блаженство. Поэтому не нам судить тех, кто не познал света Евангелия, но прошел через телесные или моральные муки и тем очистился перед Богом. Господь воздаст каждому по делам его.
Попахивает пелагианством. Верно, Господь хочет, чтобы все спаслись, но спасуться ли все? Церковь учит нас другому.

                


Re: Некоторые размышления от себя
Тарас, православный, АААПЦ - 18:23 25.09.2002
Венцеслав Крыж, Вы писали:
>Человек терпит муки, не зная чего ради он мучается.

Ой ли? Так уж прям безропотно и терпит? Я именно имел в виду "по доброй воле" терпит, с желанием, а не просыпается каждым утром от какой-нибудь душевной или телесной муки, не зная ради чего она, и клянет всех и вся на чем свет стоит. Разница есть, согласитесь.

>Только некоторые, может быть, избранные, знают это, другие же, просто могут пребывать в самообольщение.

Дык, речь о том, что ради чего бы человек это не терпел муки, разница в том, делает ли он это добровольно или по принуждению.

>Существует ли невинное страдание, как то утверждает книга Иова?

Книга Иова как раз о принятии воли Божией добровольно.

> > Но покуда, несмотря на подвиг Христа, и таинства Церкви, люди умирают!

"Вообщем, все умерли!" (С) к/ф "Формула любви" :)

> Попахивает пелагианством. Верно, Господь хочет, чтобы все спаслись, но спасуться ли все? Церковь учит нас другому.

Конечно мы знаем, что грешники (включая в первую очередь себя) не спасуться, но мы надеемся, что по милосердию Божию все спасуться и Суд Божий не беремся предрекать никогда. Так учит Церковь.

                


Уж мы котов душили-душили, душили-душили...
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 15:46 25.09.2002
Венцеслав Крыж, Вы писали:
> Попахивает пелагианством.

                


Re: А это уже вредность! За что? За цела?
Венцеслав Крыж, Православный христианин - 18:38 25.09.2002
Иов - бунтарь! Это его друзья как бы принимали волю Божию, а Иов говорил: "Нет на мне греха, Господь несправедливо карает меня". Только когда Бог вступил в диалог с Иовом, он склонился перед Ним.
И Цабаот осудил друзей Иова, которые были адвокатами Бога, а Иова, который обвинял Бога в несправедливости, оправдал. Как Вы читаете Св. Писание?

                


Это Иов бунтарь?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:44 26.09.2002
Бунтарем Иова желал видеть враг, но он не достиг своей цели.

Очень советую почитать: "Тайна Иова"
http://www.pravbeseda.org/library/books/iov.html

Из толкований Феофилакта (на Луку):

"Иной, быть может, удивится, почему фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однакож осужден, а Иов и очень много высказал о себе великого, однакож получил венец? Это потому, что фарисей стал пустословить на похвалу себе, тогда как никто не заставлял его, и осуждал других, когда не побуждала к сему никакая польза. А Иов вынужден был исчислять свои совершенства тем, что его стесняли друзья, налегали на него тяжелее самого несчастия, говорили, что он страдает за грехи, и исчислял свои добрые дела для славы Божией и для того, чтоб люди не ослабевали в течении по пути добродетели. Ибо если б люди дошли до убеждения, что дела, которые творил Иов, были дела грешные и он страдает за них, то они стали бы удаляться от совершения этих самых дел и таким образом вместо страннолюбивых сделались бы негостеприимными, вместо милостивых и правдивых — немилосердыми и обидчиками. Ибо таковы были дела Иова. Итак, Иов исчисляет свои добрые дела для того, чтобы многие не потерпели вреда. Таковы были причины для Иова. Не говорим уже о том, что в самых словах его, по-видимому велеречивых, просвечивает совершенное смиренномудрие. Ибо “если бы я был, — говорит, — как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня” (Иов. 20, 2)."

                


Re: Да, Иов бунтарь!
Венцеслав Крыж, Православный христианин - 14:57 27.09.2002
Как кажется, Вы цитировали Феофилакта Болгарского? Так вот, что я Вам процитирую: "Зачем, друзья мои, вы преследуете меня, как Бог, и плотью моей не можете насытиться?" "Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою". И таких слов в книге Иова море. Здесь проблема, которую не может разрешить благочестивый идиотизм Феофилакта. Я нарочно применил такое резкое понятие, чтобы показать, как важна эта проблема, как правильное разрешение ее спасительно для души, как ненароком мы сами можем оказаться среди друзей нищего Иова. Нам нужно серьезно относиться к проблемам, а не скрываться от них за писаниями отцов Церкви.

                


Вы еще Христа бунтарем назовите...
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:28 27.09.2002
> Как кажется, Вы цитировали Феофилакта Болгарского? Так вот, что я Вам процитирую: "Зачем, друзья мои, вы преследуете меня, как Бог, и плотью моей не можете насытиться?"

А чуть ниже (25-27) Вы прочли? Если это бунт, то как Вы назовете слова Спасителя на кресте?

> Здесь проблема, которую не может разрешить благочестивый идиотизм Феофилакта.

А это уже грубое нарушение правил форума. Вы на две недели лишаетесь права публиковать свои сообщения. Можете обратиться ко мне по е-мейл с вопросами.

                


медаль "за вредность" :)
Anton, Православный, РПЦ МП - 18:52 25.09.2002
а при чём тут запах пелагианства ?

                


Re: медаль "за вредность" :)
Венцеслав Крыж, Православный христианин - 23:17 25.09.2002
Все еретики были вредные, Пелагий был еретиком, следовательно, все пелагианцы - вредные. Где моя медаль?

                


см. сообщение Антона :( (-)
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 19:00 26.09.2002

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Алексей Чумаков, православный христианин - 21:02 24.09.2002
Скорби в нашей жизни
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/skorbi.htm

и еще близкое - о смирении
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Норкин, Православный - 11:25 26.09.2002
Весьма признателен Вам за возможность ознакомиться с очень интересной работой известного православного богослова. Но одно мне все-таки непонятно. Если всевозможные страдания и мучения в жизни христианина являются благом, поскольку они его приближают к Царству Небесному, то почему же тогда Спаситель исцелял больных и страждущих, избавляя их, тем самым, от страданий? Получается, что он лишал их блага и затруднял обретение ими Царства Небесного? И вообще, не кажется ли Вам, что стремясь примирить свою совесть посредством искусно подобранных цитат из Св. Писания и творений Отцов Церкви с фактом всеобщего страдания мы незаметно для самих себя утрачиваем чувство милосердия и сострадания к ближним, без которых немыслима нравственная жизнь православного христианина?

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Л., православный - 13:44 26.09.2002
Андрей,

наш Господь, в которого я верю, и в которого Алексей верит, не может избавить от страданий с тем, чтобы лишить страдавца обретения Своего Царства Небесного. Это почти аксиома православия.

Примирение с фактом всеобщего страдания - это не православие.

Православие - это любовь (к Богу, к ближнему), которая понимается, как жертва, милосердие, сострадание, ущемление себя ради Бога и ради близких (и неблизких). Неустанно. Всегда. Без примирения.

Цитаты не искусно были подобраны, а от любви к тебе, как к брату во Христе, как брату по вере, который ищет ответ на свой вопрос.
От души, по наивности своей и простоте ответили тебе. А ты, - раз-два, и обыграл ответы во вражьем стиле, как будто и не слышишь, и не видишь, о чем тебе говорят...
Наш ли ты, что на тебе Дух Святой отдыхает?

С почтением.

                


Замечание
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:17 26.09.2002
> Наш ли ты, что на тебе Дух Святой отдыхает?

Нарушение правил: личный выпад. Прошу следить за собой.

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Норкин, Православный - 14:11 26.09.2002
Если на мне Св. Дух отдыхает, а в моем критике Он, надо полагать, пребывает во всей полноте Своей, то со мною, по-видимому, беседует некий новый Серафим Саровский, перед которым мне, многогрешному, остается лишь умолкнуть с великим стыдом и позором.

                


Замечание -2
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:22 26.09.2002
Андрей, это уже никуда не годится. На этом форуме есть строгие правила, ознакомьтесь с ними внимательно. Нарушение правил одним из участников не дает права поступать также его оппонентам. За порядком следят модераторы. Если Вы будете продолжать разговор в таком духе, то я вынужден буду лишить Вас слова.

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Л., православный - 14:34 26.09.2002
Прости, Андрей,

я, по своей самоуверенности думаю, что во всех православных, кто не ищет ошибок в делах Господа и с верой задает вопросы о Нем, обитает Дух Святой. Надеюсь, что и меня не оставил, если я еще в рядах православия, и сердце смиренное чаю обрести.

Твое "искусно подобранные" - более напоминает вылетевшее критическое отношение к православным, чем любовь к ним.
Прости меня, за мою подозрительность, если я ошибаюсь, но ты еще никак, кроме "православный" после своего имени, не показал свою веру.

Если сомневаешься в Нем, то веришь ли?

С почтением.

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Норкин, Православный - 13:44 28.09.2002
Уважаемый тезка, позвольте задать Вам один вопрос.

Неужели быть православным и верить в Единого Истинного Бога означает не думать, не рассуждать, не ужасаться при виде царящего вокруг зла, не пытаться понять,почему Господь терпит все это, и наконец,недоумевать при виде того, как одних Провидение сурово наказывает за самые незначительные проступки,а другим сходят с рук тягчайшие грехи и злодейства?

                


Re: Являются ли страдания благом для христианина?
Андрей Л., православный - 15:44 29.09.2002
Дорогой Андрей,

я во Благого Бога верую без рассуждений о Его справедливости, иначе по своей зауми веру можно потерять. Впрочем, если ты сможешь внятно ответить, и обрисовать в красках, что из себя представляет край той вселенной, которую ты можешь видеть безоблачной ночью, то думаю, что и о промысле Божием ты сможешь рассуждать без труда.:)

Считай, что все нам на благо, и все, кому, как ты считаешь, их зло здесь сходит с рук, там ответят за все свои дела перед лицом Господа.

Позволь, а почему ты считаешь, что "им" сходит с рук? Это похоже на гипотетитческий, абстрактный вопрос и не может считаться действительным фактом. Т.к., если коснуться подробнейшей автобиографии какого-либо "злодея", затребовав, например, и историю болезней, то увидим, что Господь о всех промышляет единовременно, и всем дает грозные намеки на то, Кто у нас настоящий Господин, и что такое - ад.

С любовью.

                


Страдания
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 10:50 24.09.2002
Неплохой взгляд на человека (антропология по православному) дана у Отца Игнатия (Брянчанинова) на http://www.vgx.orthodoxy.ru/collect.shtml#ignatiy
Кстати после прочтения становится понятным, что нельзя текущий процесс жизни каждого человека объявлять "высшей ценностью", как это не парадоксально звучит. А также становится ясна ошибочность мнения: "Вот рождаются беззащитные невинные дети, за что же им страдать?" и т.д.
Держащийся за свою душонку ради смерти чуть попозже не христианин.

                


Re: Страдания
Андрей Норкин, Православный - 14:37 26.09.2002
Милостивый государь!

Не судите, да не судимы будете! Вы, позвольте заметить, не Господь Бог, и потому не Вам судить, кто христианин, а кто-нет.

                


Замечание
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 15:13 26.09.2002
> Вы, позвольте заметить, не Господь Бог, и потому не Вам судить, кто христианин, а кто-нет.

Андрей, процитированное выше называется личным выпадом, Вы нарушаете правила форума. Настоятельно прошу впредь следить за собой и допускать подобного.

Александр Иванов, модератор форума.