Уже более долгие размышления от себя
Тарас, православный, АААПЦ - 20:01 27.09.2002
|
Дорогой Андрей,
Слава Богу! Я вообще-то был рад прочитать это ваше сообщение, потому как, честно признаюсь, до того начал уже испытывать "смутные сомненья".
Я вижу теперь, что и вы искренне ищете ответ на терзающий вас вопрос, а не пытаетесь вести монолог утверждая некую идею, которая как-то засела в голову, а вылезать не хочет. Вы усомнились, но пришли за советом к православным братьям, чтобы развеять свои сомнения. Это отрадно. Думаю, что и более внимательное чтение Отцов Церкви по этому вопросу будет делом еще более полезным.
Для того, чтобы мы все же были с вами на верном пути, необходимо освежить в памяти некоторые из основ нашей веры. Одной из них является то, что Бог создал человека наделив его свободной волей. Воля человека совершенно свободна и Бог никогда не ущемляет ее, тем самым предоставляя человеку самому возможность всегда сделать свой собственный выбор.
Второе, что важно, это то, что Бог милостив и справедлив и по любви своей не желает никому зла. (Вы это уже неоднократно отмечали.)
Третье, это то, что Господь есть Бог Вседержитель (Пантократор), и все находиться в Его власти и он знает сердце каждого человека, будь то православный христианин, или явный сатанист.
Четвертое, это то, что настоящая наша жизнь временна и очень краткострочна. Рождение во этот мир, поврежденный грехопадением, подразумевает неизбежные муки и скорбь, по словам Господа: «В мире будете иметь скорби». (Иоанн 16)
Пятое, это то, что мы знаем, что будет Страшный Суд, на котором каждый даст ответ и будет осужден либо на вечное блаженство, либо на вечную муку. Суд будет справедлив, т.к. откроются все дела, намерения и помыслы подсудимых.
Шестое, это то, что единственной гарантией нашего спасения является Сын Божий пришедший во плоти, принявший крестную смерть и воскресший на третий день. Здесь нельзя забывать, то, что вы подчеркнули:
>Человек спасается верою во Христа, но для усвоения благодати Христовой необходим личный аскетический подвиг, нужна синергия божественной и человеческой воль
Теперь давайте сделаем выводы. Бог не хочет ни смерти, ни страдания, ни мук ни праведников, ни грешников. По человеческой логике казалось бы, что грешники как-то должны быть наказаны, а невинные и праведники поощрены. Но в настящей жизни часто происходит по другому. Мы знаем, что Господь справедлив и что Он властен над всем, и то, что мы не знаем всего, что Он знает. Поэтому то, что происходит вокруг нас мы называем Божественным Промыслом о нашем спасении, зная, что Промысел всегда благ и служит для спасения всех людей, т.к. у нас есть второе и третье утверждение.
Т.е. мы пока оставили вопрос о том, ради чего страдают невинные, как бы в стороне, хотя и утвердили, что как-то, каким-то немыслимым для нас образом и их страдания играют роль в деле спасения всех людей. Давайте теперь посмотрим на свободную волю человека. Как она здесь действует? Она выбирает. Она выбирает либо зло, либо добро. (Нейтральность для удобства примера исключим, т.к. все что находится между добром и злом будет так или иначе иметь оттенок того или другого в зависимости от контекста.) Так вот первый человек всегда выбирал только добро. До грехопадения. И это было ему легко, т.к. его разум не был затемнен греховными страстями. Но как только он пал, и разум его затуманился настолько, что человек уже не мог разобраться, где добро, а где зло. Это ему уже предстояло проверить на собственной шкуре (грубо говоря). Проверка оказалась жестокой для всего человечества, т.к. человек попал в плен смерти и греха в царстве дъявола и его слуг. Человек (читай - все человечество) начало мучаться, болеть и умирать. Вот и получилось, что человек опытно проверил, что же такое, сделать правильный выбор.
Но мог ли любящий Бог созерцать на это безразлично? Конечно нет. Он дал Своего Единородного Сына принявшего человеческую плоть, чтобы избавить всех и все свое создание от смерти и рабства греху. Мог бы Господь сделать по другому, одним махом уничтожив дъявола и слуг его и возвернуть прежний облик падшему миру, ведь Он же Вседержитель? Очевидно как Бог Он мог бы и все Свое Творение создать заново. Но тогда бы Он попрал волю человека - это раз. И затуманеный грехом человек никогда бы не оценил в полной мере Божественную Жертву утверждающую абсолютную любовь - это два.
Поэтому воззрите не мир, который до сих пор лежит в плену у смерти и греха и подумайте: "Может ли в этом мире не быть болезни и скорбей и царить полная справедливость?" Божия - да, человеческая - нет! Ибо человек сам не может творить ничего хорошего. Для этого человеку нужен Бог.
Что же ведет челоека к Богу? Каждый православный христианин наверное затрудниться ответить на этот вопрос. Да и есть ли иной ответ кроме того, что "Сам Бог и ведет!" Но как? Вот тут-то мы с вами и подошли к ответу на вопрос: "Для чего страдают невинные?" Господь говорит, что страдают они, что бы на них явились дела Божие. А как на них могут явиться дела Божие кроме как через других людей? Как Господь Бог исцелил слепого, который не был наказан ни за свои грехи, ни за грехи родителей, так и каждому человеку дается возможность помочь ближнему, который страдает, чтобы одновременно и прославились великие дела Божие, и сам человек смог получить награду по делам своим на Страшном Суде. Некоторых ничто кроме боли ближнего не может привести к Богу.
Так что действия Бога очень рациональны и справедливы. Он, не попирая ни на йоту свободной воли человека, все же предоставляет ему возможность не только делать какой-то выбор, но и творить добро. Помните, как Гоподь сказал о том, что "нищих всегда имеете с собою"? (Матф. 26)
А теперь давайте взглянем на Страшный Суд. Что нам известно о нем? Как он будет проходить? В единственном месте, где описывается Страшный Суд, говориться:
"31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную." (Матф. 25)
Больше конкретных описаний Страшного Суда в Евангелии нет. Поэтому обратим внимание, что Господь не говорит ни об аскетизме, ни о соблюдении каки-то конкретных правил, которые могут быть использованы подсудимыми в качестве самооправдания, но выделяет именно добрые и злые дела, по которым каждый получит свое.
Так вот на основании этого всего мы верим, что и невинные страдают не напрасно, а чтобы явились на них великие дела Божие и Имя Господа Нашего Иисуса Христа было прославлено ныне и присно и в бесконечные веки! Аминь!
|
|