М.Б. здесь о духовном кормлении?
Олеговна, православная, РПЦ - 13:49 02.10.2002
|
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> У Уильяма Баркли встретил такой момент:
>
> "В эпоху раннехристианской Церкви [ново]крещенного человека одевали в белые одежды и даже иногда кормили, как грудного младенца, молоком, что символизировало возрождение человека после крещения".
>
> У Шмемана в "Водою и Духом" таковое никак не упоминается (а ведь он очень основательно проработал все раннехристианские источники).
> С другой стороны, Баркли тоже далеко не пустослов, и врядли это придумал. Не ведает ли кто-нибудь, на какой источник он мог тут опираться?
Встретилось у митрополита Иерофея Нафпактосского (Влахоса) в "Православной психотерапии":
===================
Когда им грозило рукоположение, Отцы часто убегали в горы, как мы видим на примере жизни и учении Св. Григория Богослова. В своей "Защите бегства в Понт" он пытается оправдать свои действия и говорит, что никто не может начать пасти духовную паству, если он до этого не "соделался храмом Бога Живаго", "жилищем Христа в Духе", или до тех пор, пока он не познал "на опыте и созерцанием" все звания и могущества Христа, и "сокровенную премудрость Божию в Таинстве", т.е. если он все еще младенец, которого надо "кормить молоком".
===================
Употребленное слово "кормили" в том и другом тексте наводит на мысль, что подразумевается именно "духовное кормление", т.к. если бы молоко употреблялось в буквальном смысле после таинства крещения, то больше бы подошло слово "поили" (разовое действие). У древних христиан была длительная подготовка к таинству, и был еще послекрещальный период - духовного младенчества. ИМХО.
Конечно, в приведенном отрывке речь идет все же не о таком же самом духовном младенчестве, как у новокрещенного христианина, но Отцы не были бы Отцами, если бы они считали иначе...
|
|