Especially for selecting a bishop it was a fundamental principle that he should be chosen from the monks
Олеговна, православная, РПЦ - 18:53 04.10.2002
|
> > Тарас: А так вообще монах для нас это свет в ночи, образ ангельский, подобие райской жизни, опытный пловец в разбушевавшемся море. Да... всего уж и не перечислишь.
>
> Не "вообще монах", а лишь те немногие (как из любого чина), кто и впрямь таков.
> Что за, чесслово, неуместная и какая-то экзальтированная поэтизация монашества?..
> __
______________________________
>
> > Анна: а только той против идеи, что Церковь стоит на монахах. Нет. Без монашества можно, без епископов нельзя.
>
> Под этим моя подпись может стоять смело!
Сначала - из Греции
Из книги Митрополита Иерофея "Православная Психотерапия"; глава 2: "Православный врачеватель (терапевт)" (ORTHODOX PSYCHOTHERAPY © Metropolitan Hierotheos of Nafpaktos. CHAPTER II The orthodox therapist):
....Prof. John Romanides observes: "The basis of the apostolic tradition and succession was not this laying on of hands, but what accompanied it from generation to generation, the transmission of the tradition of healing, illumination and deification. The parish Council and the provincial Council were organised to unite the true therapists, to exclude from the clergy the false prophets who pretended to have charismatic gifts, and to protect the flock from the heretics. The most important part of ordination was the selection and examination of the candidate" (48).
This was the basis of the Church. Especially for selecting a bishop it was a fundamental principle that he should be chosen from the monks, because monasticism is the medical school from which the skilful physicians capable of healing men's sicknesses could come.
Kallistos Ware, Bishop of Diocleia, writes: "One of the twenty `principle' monasteries (probably referring to the Great Lavra of the Holy Mountain) alone has nurtured twenty-six patriarchs and 144 bishops. This gives some idea of the importance of Athos to the Orthodox Church" (49).
St. Nicodemus of the Holy Mountain, explaining this holy custom of the Church, writes in the introduction to his "Handbook of Council": "Oh what happy and golden times were those when the excellent custom prevailed of selecting from the modest order of monks all (excepting a few laymen chosen because of their surpassing virtue) who were to ascend to an episcopal throne, and entrusting the guardianship of souls to them." The minutes of a council in St. Sophia reflect just such a custom: representatives of the Church in Caesarea and Chalcedonia told Pope John's deputy: "In the East if no monk has been produced, there is no bishop, nor patriarch" (50).
To be sure, in all the history of the Church things have not been so "rosy". There have been situations when this truth was lost, and then the people were in the darkness of ignorance. They did not know that there was such a thing as spiritual healing or how healing took place, because there were not men to teach the way of healing. As early as the fourth century Isidor of Pelusium was showing how the early pastors differed from those of his time. At that time, , he said, pastors died for their sheep, while today they themselves slay the sheep...
Попытка перевода:
...Профессор Иоанн Романидес отмечает, что "основой апостольской традиции и преемства было не просто рукоположение, но то, что сопутствовало ему от поколения к поколению, передача традиции исцеления, просвещения и обожения. Церковные и провинциальные Соборы были организованы для объединения истинных врачей, чтобы исторгнуть из сана лжепророков, которые претворялись в том, что имеют харизматические дары, и для защиты паствы от еретиков. Самой важной частью рукоположения был отбор и испытание кандидатов".
Это было основой Церкви. Особенно основополагающим принципом при подборе епископа было избрание его из монахов, поскольку ИМЕННО МОНАСТЫРЬ, ЯВЛЯЯСЬ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ, ГОТОВИТ ОПЫТНЫХ ВРАЧЕЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.
Епископ Каллист Уэр Диоклийский пишет: "Один из двадцати 'основных' монастырей (скорее всего подразумевается Великая Лавра на Святой Горе) только породил двадцать шесть патриархов и 144 епископа. Это дает нам некоторое представление о важности Афона для Православной Церкви".
Св. Никодим Святогорец объяснил этот святой обычай нашей Церкви, написав в предисловии к своей книге "Руководство к Собору": "О, что за светлые и золотые времена были тогда, когда жила прекрасная традиция отбирать скромных монахов (за исключением нескольких мирян, избранных за свою превосходящую добродетель), которые должны были подняться на епископский трон, и доверять им управление и хранение человеческих душ". Протоколы собора в Св. Софии отражают именно этот обычай: представители Кессарийской Церкви и Кальседона сказали представителю Папы Иоанна: "На Востоке, если нет монаха, то не будет ни епископа, ни патриарха".
Чтобы иметь уверенность в истине, надо напомнить, что не всегда в церковной истории все выглядело так "розово". Были и ситуации, когда эта правда была утеряна, и тогда люди находились во тьме неведения. Они не знали, что есть нечто такое, что называется духовным исцелением, и как оно происходит, потому что не было рядом с ними людей, способных научить их такому исцелению. Еще в четвертом веке Исидор из Пелузиума писал, как ранние пасторы отличались от его современников. Он говорил, что в те далекие времена пастыри отдавали жизнь за своих овец, в то время как в его времена они сами режут овец...)
И - наше, российское
Из кн. С. Фуделя "У стен Церкви"
...Старец архимандрит Серафим (Батюгов) провел в затворе - не в монастыре, а в миру - примерно 12 лет, главным образом, в Загорске, где и умер 19 февраля 1942 г. В затвор он ушел по послушанию. Он был в Дивееве у блаженной Марьи Ивановны, рассказывал ей о своей работе на приходе (в церкви Кира и Иоанна в Москве), работе, очень его вдохновляющей, а она его прервала и говорит: "Иди в затвор". Он еще раз попытался привести какие-то разумные доводы против такого решения, но она в третий раз сказала ему то же.
"И тогда, - рассказывал он мне, - я ей сказал: "Благословите, матушка". В затворе он пробыл до самой смерти. Так простая, так сказать, женщина, не имевшая никаких иерархических прав, имевшая только личную святость, решила судьбу архимандрита. ОБЫЧНЫЕ НОРМЫ ОТНОШЕНИЙ, НАБЛЮДАЕМЫЕ НА ПОВЕРХНОСТИ ЦЕРКВИ, КАК-ТО ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ЕЕ ГЛУБИНЕ. Епископы, духовные дети простого иеромонаха, о. Алексея Зосимовского, помню, кланялись ему в ноги при свидании. У ПРАВЕДНИКОВ ИНЫЕ ЗАКОНЫ.
Старец Серафим рассказывал мне как-то раз один случай из его практики, говорящий о том же. Главным по сану в его храме был одно время епископ. Однажды возник спор по важному духовному вопросу. С мнением о. Серафима епископ был не согласен, и о. Серафим находился в большом смущении, не зная, как поступать. Это продолжалось до тех пор, пока его мнение не подтвердил о. Нектарий Оптинский, и тогда о. Серафим как настоятель поступил вопреки мнению епископа. Слово простого Оптинского иеромонаха решило вопрос. В ИЕРАРХИЧЕСКОМ КУЛЬТЕ РИМА ЭТО БЫЛО БЫ НЕМЫСЛИМО.
...
В "Божиих людях" Вениамина Федченкова можно почитать, как он, будучи сам тогда уже ректором семинарии и архимандритом, специально приезжал за духовным окормлением к монахам Оптиной и Зосимовой - замечательные страницы!
Правильно написал Тарасий: "Монахи - это те, кто вызвался идти впереди". Лучше не скажешь!
|
|