Ну, святость-то совсем ни при чем.
Александр Воинов, православный христианин - 07:57 22.10.2002
|
Здравствуйте,
Это, похоже, особенность нашего языка. У греков такой путаницы не могло бы быть: "агиос" - одно, "иереос" - другое. Ясно же, что святые бывали (и есть) не только из числа священников. И обратное, к великому сожалению, верно. Священник может преподавать Таинства тысячам человек, делая таким образом возможным их личное спасение, а сам - погибнуть.
Далее. Безусловно очень важно для Церкви служение "книжника", облеченного саном. Ведь благодать священства - это не только "окормление на приходе", это и слово апостольства в самом широком смысле. Тут уж дар слова вряд ли будет лишним. Конечно, такой священник или епископ может иметь и "личных" духовных чад. Однако ясно, что в его случае это - не главное. Его дело - служение _всей_ Церкви. Так, например, я понимаю служение о. Иоанна Мейендорфа, которого очень уважаю. Ведь сколько у него учеников уже в Америке появилось, и все пишут труды, причем небезынтересные. (Фамилии, правда, все больше греческие. Нет, видимо, больше "быстрых разумом невтонов". )
Но если человек идет в "обычные", приходские священники, имея за плечами уже диссертацию, и не одну, то стоит трижды подумать. Это я говорю по реальной, к сожалению, практике. Я даже где-то вычитал, что одному из наших духовных лиц последнего времени, кажется схиигумену Савве Псково-Печерскому, его духовник _запретил_ во время учебы в семинарии получать пятерки и даже четверки. Дело было в том, что тот поступил в семинарию уже вполне сложившимся ИТРом с высшим образованием, учеба в семинарии не составила бы для никакого труда, и его интеллектуальное превосходство над остальными семинаристами никакой пользы ему также не принесло бы. Я так понял.
Лучше всего, когда у человека есть реальный опыт осознания немощи своей, прибегания к Богу за помощью и получения этой помощи. Не зря, наверное, прп. Сергию и св. прав. Иоанну Кронштадтскому были в детстве попущены трудности в учебе. Во-первых, никакого зазнайства. Во-вторых, первый реальный молитвенный опыт, как залог последующего предстательства за людей.
Конечно, настоящий ученый как никто другой осознает свою немощь перед величием Творения Божия и смиряется. Но все-таки... не часто это бывает. "Полузнание", которые мы все получаем в своих вузах, в концептуальном плане только надмевает. Этим я не уничижаю наше образование, мы через него получаем навыки для последующей жизни, служения ближним и пр., однако от настоящего постижения Творения Божия это обычно очень, очень далеко.
Еще один катафатический образ, который я не могу забыть. Был у меня один знакомый, профессор ЛИИЖТа. Он почти всю жизнь проработал простым инженером на Окт.ЖД, а в науку пошел только в _конце жизни_, когда понял, что на прежнем уровне он все исчерпал. Но и будучи профессором, он практическую деятельность не оставлял. Да и не давали ему. У него в квартире, помимо обычного телефона, был еще один, _спецтелефон_, по которому его могли поднять в любое время дня и ночи и послать в бурю, циклон, тайфун, ураган чинить поломанную систему сигнализации, которую лучше него никто не знал. Вот так. Я как узнал это, так сразу и приложил к священническому служению. Если человек, идя в семинарию, не гововится мысленно к прикованию себя к такого рода "спецтелефону", то лучше и не соваться. В самом деле, священников до конца веков будет достаточно, всегда будет кому голову под епитрахиль положить. Зачем _еще один_?
Насчет этого еще одна аналогия. Все, наверное, помнят сюжет "Илиады". Когда корабли ахейцев подплыли к берегу земли Трои, никто не хотел выходить на берег, т.к. все знали, что первый, кто это сделает с вражескими намерениями, падет замертво. Но вот, все видят, что Одиссей стоит на берегу, и... ему ничего! С ближних кораблей, впрочем, хорошо видно, что он стоит не на земле, а бросил под ноги щит. Но с дальних-то кораблей этого не видно! Поэтому тут же на берег прыгает какой-то смельчак и его немедленно пронзает копье.
Я так понимаю, что те, кто _видит_, в священники как раз и не идут. А тех, кто _не видит_, или кто считает себя в состоянии совершить акробатический этюд со щитом, как раз и будет достаточно до скончания века .
С уважением
Александр
|
|