о язычестве и России
Anton, Православный, РПЦ МП - 22:38 28.11.2002
|
> > Не думаю. Во-первых потому, что к той России, которую мы все привыкли называть Россией, язычество не имеет практически никакого отношения.
> Anton, не забывайте писать IMHO, ладно?
Василий, смотря что иметь ввиду под этим IMHO. Если неуверенность в своих словах - то я в своих словах уверен. Если тот очевидный факт, что каждый из нас высказывает всё же собственное мнение - то могу, конечно, писать - но всё же, наверное, не буду этого делать, просто чтобы не засорять текст. Да, действительно, в напряженной беседе очень часто лишнее imho способно уменьшить накал страстей - но предлагаю, раз уж Вы подняли этот вопрос, взаимно доброжелательно воспринимать слова друг друга и без всяких imho.
> Так вот, IMHO, мышление у большинства людей, в том числе основной массы называющих себя православными, так и осталось языческим по сути.
Если Вы говорите о современной России, то, к сожалению, во многом Вы правы. Правда, думаю, нужно отметить, что это языческое мышление, как Вы сказали, имеет очень малое отношение к тому неоязычеству, основы которого Вы предлагали преподавать. Современное языческое мышление - это гороскопы и приметы, мисочка домовому и талисман на шее - всё очень стихийно и хаотично, без всяких там "основ".
Если же Вы говорите о истории дореволюционной России, то тут вынужден с Вами не согласиться - ключевые фигуры, определяющие эту историю, были именно православными, потому-то православие и переплетено так тесно с Россией и русскими, что дало право Достоевскому сказать : "русский и православный - слова синонимы", и в другом месте, что "русский без православия - дрянь, а не человек".
> И, опять же IMHO, в данном случае позиция православия в России отличается только цифрами -- христиан "прижали" 85 лет назад, а язычников -- 1014. Методами одними и теми же.
Не согласен с Вами. Во-первых различие в том, что 1014 лет назад законный князь выбрал "смену курса", а 85 лет назад произошла революция, когда к власти пришли авантюристы с явными антироссийскими настроениями. Вследствие этого масштабы гонений были несравнимы. Если на Руси (если не выдумывать, а судить по дошедшим до нас сведениям) имели место лишь эпизодические гонения (и то - в основном не за веру, а за бунт), то гонения на христиан после революции были массовыми и систематическими. (думаю, что одна из причин этого - то, что на Руси не было чётко сложившегося института жречества, по крайней мере до нас никаких сведений не дошло)
> > Во-вторых потому, что то, что понимается современными нео-язычниками за "язычество" - это новодел 19-20 веков.
> Опять IYHO? Или, может, Вы нам расскажете, как оно на самом деле было?
Долгий разговор. Да и, потом, думаю мы с Вами не согласимся в основных моментах - так, например, я считаю "Книгу Велеса" подделкой, а Вы, вероятно, нет ... Ну и т.п. Если судить о славянском язычестве на основании дошедших до нас исторических документов, то видно (мне, не знаю, как Вам), что стройной единой системы, наподобе римской, греческой или даже скандинавской, у славян не было. Думаю, что основная причина тут - в том же государстве. Если бы Владимир продолжил строительство государства на языческой основе, то через какое-то время такая система действительно бы возникла, но, слава Богу, Владимир избрал иной путь. Современные неоязычники (впрочем, допускаю, что не все, но большинство из того, что я видел) как бы продолжают то, что перестал делать Владимир - то есть собирают разрозненные сведения о языческих богах и "склеивают" их единый пантеон.
> > А сказки Афанасьева лучше проходить по литературе.
> И Библию там же?..
Уверен, Вы не это имели ввиду, однако получается, как бы, что для Вас сказки Афанасьева - то же, что для христиан - Библия.
|
|