Re: Андрею Л. о Рождественском посте
Андрей Л., православный - 14:06 29.11.2002
|
>крещен в сентябре 2001 г. - А.Л.
Дорогая November,
единственная цель поста - духовный рост, способ достижения - ущемление плоти. По другому (без поста, без ущемления плоти) - не получится. Аксиома. Вера и многовековой опыт. Чтобы наполнить духовные "сосуды", надо опустошить плотские. Но на это требуются усилия, сознательная и добрая воля, и желание духовной полноты. Т.е. духовность надо черпать, прилагать волю и силы, - сама по себе она в твои "ладони" не нальется.
Пост соблюдается не только в пище, но и в делах, в разговорах, в "направлении" глаз и пр., - во всем, что требует плоть. Но ограничивать себя, - ущемлять, поститься, - следует с радостью о том, что делаешь угодное Христу, т.е. не горевать, не быть мрачной и скорбной от своих "подвигов".
Читай Евангелие, Апостолов, отцов - размышляй о себе.
Во время поста будут случаться ситуации, которые послужат "контрольными" работами по "теме". Это могут быть ситуации, когда будет идти речь о выборе между соблюдением телесного поста, с одной стороны, и любовью, почтением и внимательностью к окружающим людям, с другой.
Ради того, чтобы не огорчить, а пуще того, чтобы отблагодарить!, пригласивших тебя к столу или к "собранию" людей, можно нарушить телесный пост, отведав скоромное, но тут же, например, наложить на себя внутреннее ограничение - допустим, не насыщаться непостной, застольной едой.
Не лишай людей сделать доброе дело - угостить тебя, постоловаться с тобой, пообщаться с тобой!
Вспомним рассказ брата Димитрия о "Нарекаю рыбой!" - когда архиерей в "собрании" был вынужден есть свинину. Он все-же съел мясо, но как рыбу! Или по другому, - мясо сначала духовно для него превратилось в рыбу. И Господь милостью своей помог ему за упорную борьбу с собой, за веру, превратить свиное мясо в настоящую рыбу - после трапезы вместо свинных костей в тарелке зримо остался лежать рыбий скелетик...
Это очень возможно - "наречь мясо рыбой".
Может быть уже было у тебя такое, когда заранее предвкушался какой-то вкус, но на языке оказывалось по вкусу совсем не то, что ожидалось, и еда "не шла"?... Хотя, сама по себе еда была недурна "собой"? А если такое случается без нашего желания, - вдруг, - то приложив необходимые усилия, можно попытаться, чтобы такое произошло (кушать мясо, "ожидая" и представляя себе вкус рыбы или хлеба) и по нашему желанию, - преднамеренно.
Еще по опыту скажу, что достаточно положить котлету и надкусить ее, или разломить, чтобы тебя уже не "доставали" недоуменными вопросами о питании. Плюс ко всему, достаточно пригубить от первой рюмки, от второй и третьей, а к четвертой никто тебя контролировать и не будет, все вокруг заняты уже сами собой, т.е. - обычным трепом.
В этот момент очень легко или удалиться, или продолжать сидеть, но "незамеченным", и радоваться душой о Христе, и о том, что людям, вокруг сидящим, тоже хорошо (мотив и "причина" их радости - уже совсем другой разговор:)). А незмеченным можно быть только, когда и у тебя на лице улыбка, как у всех, но искренняя.
С домашними намного сложнее, но может быть и намного проще! Они же - домашние, и знают о тебе больше, чем коллеги. С ними у тебя есть возможность провести предупредительные беседы о твоем желании не нарушать свой телесный пост за столом. Т.е. они намного ближе к тебе, а значит можно попытаться поговорить, чтобы они отнеслись к тебе с пониманием. Но если они как бы "глухие",.... то смиряйся, набирайся терпения, и усерднее постись, и молись перед застольем, чтобы сидеть рядом со своими ближними _ничем_ себя не выдавая. Тут уже после "третьей" не уйдешь. Крепись.
Тебе оправдание будет, если не забудешь имя Христа во время "гулянья", - т.е. не сделаешь того лишнего, что от тебя не требовалось окружающими. А это очень трудно, если поддаться всеобщему разгульному "веселью", забыв о тихой и томящей радости о Христе, и не повторять: "Господи, Иисусе Христе, помилуя мя....."
Не скорби, а радуйся!, но пусть твоя улыбка будет о Христе, о твоей вере, а не о том, что слышно за столом, или из телевизора.
По поводу того, чтобы соблюдать рекомендации типа того, что "горячее с маслом", "без масла", "сухоядение", - то считаю это как некоторое отсечение своей воли, или послушание, что тоже помогает в брани с плотью. В общем, стараюсь соблюдать.
Исповедь.
Исповедь - это сердечное раскаяние, желание получить прощение от Господа за свои грехи, чтобы не копить их, как камни, тянущие ко "дну" твою душу (я сейчас это так понимаю). Поэтому, если "горишь", то можешь хоть каждый день, но перед этим помирившись со всеми, и примирившись хотя бы в душе, сердечно, если нет физической возможности сделать это наяву, через разговор.
Вероятно, и то, что может возникнуть "привычка", когда исповедь превращается, как уже сказали выше, в "стучание по дереву", т.е. на всякий случай, - когда уже не "горишь", а хладнокровно, без раскаяния... Этого лучше не "пробовать". Но если предупреждена об этом заранее, то осталось только следить за собой, а это уже легче.
И нет таких постов, когда исповедь запрещена. Исповедуйся на здоровье! Господь от милости не отдыхает.
С любовью.
P.S. Прости, за многословие и нудность.
|
|