Извиняюсь за задержку, потихоньку идем дальше
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 12:38 03.12.2002
|
Прошу пардона, дел много, времени мало, токо щас добрался...
> Перечитал всю нашу с Вами беседу и пришел к выводу, что на мое отношение к Вам сыграло Ваше первое сообщение ко мне. И у Вас действительно нет предвзятости в разборе, а далее см. ниже.
Большое спасибо! далее смотрю ниже
> - Обратите внимание вы фокусируетесь на слове "придумать", скажите Вам
не понравилось количество версий, или их качество?
Вообще-то и то, и другое. Я не хочу замутнять задачу никакими доп. условиями, а тем паче домыслами. Пример был очень удачным, и чем в более чистом виде мы его дорассмотрим до конца, тем удобнее будет пользоваться результатами рассмотрения.
> Я же имел ввиду то, что любое событие происходящее в человеческом обществе, поддается объяснению. Был бы интерес его найти.
Дык, опять подход следователя, а не судьи... В том-то и мудрость установленной классической судебной процедуры, чтобы эти подходы отнюдь не совмещать! Работа обвинителя, как и адвоката, - важна и нужна. Но судья не должен быть зависим от них, а, как Вы сказали, равноудален и по возм. непредвзят.
А что значит "поддается объяснению"? Объяснение только тогда принимается, когда основано на доказуемых фактах - иначе это домысел. Фактов, как мы условились, у нас ровно столько, сколько есть. Но ведь если и обнаружатся еще какие-то, то они опять могут ТРАКТОВАТЬСЯ по-разному - а значит, они принципиально ничего нового нам не дадут.
> Я сделал
Что? Несколько разумных предположений (которых может быть и гораздо больше)? Маловато...
Давайте вернемся к примеру и его анализу (раз уж Вы признали, что он был непредвзят). Итак, имеем три трактовки:
1) "Мы молились, били поклоны - Бог нас избавил".
2) "Вау, конь вождя запнулся - дурной знак! уходим".
3) "Все вполне естественно, простой случай. Многие так же молились, да пограбили их по полной программе. В данном случае - да, кочевники по суеверию чегой-то испугались и ушли. Короче, мы не знаем что там было на самом деле, но причинно-следственной связи в имеющихся источниках не прослеживается".
Чем мне понравился этот пример? А тем, что из него очень просто выводятся три типа (которые тут и соответствуют трем трактовкам фактов) - вера, суеверие и неверие. Теперь уже можно и оторваться от привязки к конкретной ситуации (возвращаясь к ней только условно-формально) и рассмотреть отношение этих типов к причинно-следственности чего-либо, происходящего в реальности:
1) "Мы молились - Бог помог". Модель _веры_. Вера, свойственная монотеистическим религиям (и лишь в очень небольшой мере кое-кому еще), основывается на вере в Бога как Личность - не просто Творца-демиурга на манер философов, а Того, к кому можно обратиться и быть услышанным (но Кто, заметим, не обязывается ничем, а поступает по Своему неиповедимому разумению). Другими словами, причинно-следственная модель в такой вере двоякая (непрямая): не будем молиться - точно погибнем, а будем молиться - как Бог даст (или избавит, или побьют нас, но "там" утешимся за веру свою).
Надеюсь, всем ясно, что я здесь и далее максимально примитивизирую сознательно
2) Суеверие. С точки зрения казенного атеизма недавнего прошлого, это то же самое. Но это далеко не так. Если мы сейчас под этим поймем модель языческого мировоззрения, то увидим, что тип веры здесь иной. Конечно, придется упрощать - на самом деле граница размыта (но имется...). "Шаманская" или "магическая" модель веры - заклинание, приносящее однозначный результат. Здесь, в отличие от собственно религиозной модели, гораздо сильнее именно причинно-следственный момент - в обе стороны, причем. Тут и наше действие (жертва, заклинание етк.) направлено на определенный результат, и определенное событие/действие высших сил вполне однозначно и фатально - коли знак дан дурной (наш спотыкач или кошка черная пробежала), не размышляй, плохо будет, сматываться надо (или совершить некое ритуальное "противодействие").
Главное - в отличие от первого типа, п.-с. связь гораздо жестче в обе стороны.
3) Неверие или чистый атеизм (незамутненный идеологически). Этот тип пытается рассматривать факты, как они есть (похвальное стремление). Вооружившись известной бритвой, чистый атеист отрицает все, что не является сущностно необходимым в каждом рассматриваемом случае. В отличие от "идеологического атеиста", он не пытается давать объяснения, если для них нет доказуемых оснований. Поскольку ни Бога, ни магические силы он не считает необходимыми сущностями, то - в данном примере - какая-либо связь между молитвой горожан и конем вождя напрочь отсутствует. Так как спотыкание коня для него очевидная случайность, то по сути реальной причиной произошедших событий является суеверие кочевников. Но - суеверность кочевников была налицо априори (такие уж они у нас были), а вот проявиться она могла по-разному (не споткнулся бы конь, все пошло бы по-другому сценарию). Следовательно, в основе всего все-таки чистый случай, случайность...
А вот тут-то можно обнаружить нечто интересное... Но отложим на потом. Вы пока что скажите - Вы готовы встать на вышеизложенные позиции чистого атеизма?
> Скажите! Еретик и атеист разные понятия? и насколько?
А Вы, пардон, в энциклопедический словарь не пробовали заглянуть?..
Например, в самый обычный СЭС:
"АТЕИЗМ - (от греч. "атеос" - безбожный), безбожие; отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии"
"ЕРЕСИ - (от греч. "хайресис" - особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от офиц. церк. доктрины в области догматики и культа"
(второе определение из СЭСа не вполне точно, но сейчас речь только об очевидной абсолютной разнице понятий)
|
|