Re: Попробую углубить ответ :)
Николай Л., Православный - 11:27 09.12.2002
|
На реплику Элрина об углублении вопроса пришло несколько ответных реплик, которые облегчают мою задачу. Посему к этим репликам добавлю еще свою (отвечаю Элрину).
1. Конечно, если проанализировать историю христианской (и в частности, Православной) Церкви, имевшие в ней место быть ереси, шатания и борьбу, то можно придти к мысли о том, что не все святые "святы", поскольку на канонизацию могли оказывать влияния политические, идеологические и др. аспекты. Да и иерархи Церкви не всегда одинаково относились к необходимости канонизации конкретных подвижников (я читал, например, что владыка Николай, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, Царство ему Небесное, не считал необходимостью канонизацию царя Николая II). Ну и что? Есть мудрая латинская пословица: abusus non tollit usum (злоупотребление не исключает правильного употребления). ИМХО, это не о том, что алкоголь в малых дозах полезен в любом количестве , а о том, что надо употреблять, невзирая на чьи-то возможные злоупотребления . Время рассудит, Господь подскажет. Ну, предположим, какой-то канонизированный Церковью подвижник "не дотянул" до Царствия Небесного. Что сие для нас (верующих) означает? Что молитва к нему о предстательстве перед Богом не будет зтим святым услышана или он не сможет донести свое моление о нас Богу? Ну, если мы претендуем на то, чтобы к.п.д. наших молитв был равен 100%, то это уже не вера, а попытка использования святых и Бога в корыстных целях (хотя, если честно, то ведь мы так и поступаем, а?). Да и знаем ли мы достоверно и полно о жизни канонизированных святых, чтобы достоверно и полно о них судить? Я, например, читал житие, может быть, 10-15 святых, а о многих других имею самую приблизительную информацию и судить не берусь. Посему просто верю Церкви. К тому же Церковь канонизирует подвижников в разном ранге: кого-то как святителей, кого-то как праведников, кого-то как мучеников и т.д. Соответственно и заслуги их, за которые Церковь их канонизирует, разные. А ежели еще вспомнить благоразумного разбойника, распятого вместе со Христом и попавшего в Царствие Небесное за одно лишь осознание своей греховности и Божественности Христа, то могут ли быть сомнения, что Божий Промысел существенно отличается от человеческого мудрствования?
2. Не надо забывать еще и о том, что наше понимание меняется по мере духовного роста, и то, что нам сейчас не ясно или не приемлемо, позже станет естественным и жизненно необходимым. Я, когда только начинал "въезжать" в Православие, не воспринимал Символ Веры, а сейчас мудрость его для меня очевидна. По случаю, вспомнил Марка Твена (в моем вольном пересказе): "Когда мне было 14 лет, я думал: как же глуп мой отец! Когда же мне исполнилось 18, я удивился, как он здорово поумнел за это время!" Если на место отца поставить Церковь, а на место Марка Твена меня, то эта фраза обо мне .
3. Если на сей момент нет уверенности, что данный святой действительно свят, то и обращаться к нему за помощью, наверное, нет смысла, ибо по вере дается, а тут не вера, а сомнение. ИМХО, в этом случае надо просить у Господа открыть очи духовные по сему поводу. Думаю, что с Божией помощью придет нужная информация, которая развеет неверие.
С Богом!
PS. У меня вот тоже возникла проблема: я перевел на русский язык термин "неортодоксальный православный" и у меня получилось "неправославный православный". От того у меня ум за разум зашел и там остался, отчего получилось полное затмение ума . Элрин, "просветиши светом тьму мою"!
|
|