Совесть, лжесмирение и слепое послушание диавольское.
Паломник, христианин, ортодокс - 19:36 02.12.2002
|
«Попирающий совесть, изгоняет добродетели из своего сердца». Св. Исайя Отшельник
(Свт. Игнатий Брянчанинов, Собрание писем, письмо 257)
Подвожу промежуточные итоги по нескольким веткам (ссылки даны не с начала):
http://www.pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_beseda&key=1038524431
http://www.pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_beseda&key=1038525782
http://pravbeseda.org/agora/view.php?site=pravbeseda&bn=pravbeseda_beseda&key=1037280064
Удивительное дело! Брат Димитрий (02:03 30.11.2002 ) снизошел, наконец, до общения понятным языком! Угадал я, видать… проповедника.
Не стоит просить извинения, уважаемый. Я на Вас не держу обиды. Единственное о чём просил бы Вас так это не обращаться ко мне на «ты» и не именовать меня «брат». На брудершафт я с Вами не пил, а о степени нашего родства у меня есть смутные сомнения…
Простите и Вы меня за откровенность и за резкость. Манера общения Вашего оказалась таки не простым недомыслием, а недомыслием не вполне добронамеренным… имхо. Да и не смотря на Вашу понятную речь страдает она таки серьёзной отвлечённостью… Не осуждаю я Вас, а отмечаю некоторые особенности. Это похоже на общение с тенью.
Очень показательные Вы приводите каждый раз истории, суждения и наставления. Однако Ваша предпоследняя история в том виде, в каком Вы её привели (Димитрий (02:00 29.11.2002):
и помогла мне окончательно разобраться, как и в обсуждаемом нами вопросе, так и с нашим диаметрально противоположным по нему позиционированием.
1. О смирении.
Авва Исаак Сирин «Слова подвижнические», слово 48:
«Короче сказать: странническая жизнь (уклонение от мiра), нищета и пребывание в уединении – вот от чего раждается смирение о очищается сердце.
…
Безстрастие не в том, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя».
Так вот откуда происходит смирение о котором так много говорят на форуме!
Не уклоняться надо от дел и страстей им сопутствующим во имя бездушия, но преграждать им путь в своё сердце, не давать им овладеть собой. Так и смирение раждается от самоукорения, сокрушения духа, покаяния, а не от бездумного бегства от реалий окружающего мiра.
Свт. Игнатий Брянчанинов, Собрание писем, письмо 186:
«Отдай долг страстям!… Не желай преждевременно состояния спокойствия!…Всему есть своё время! Безвременно снятый плод, хотя и с превосходного дерева, - кисел, горек, жидок. Спокойствие безвременное – потеря, а не приобретение! – лишает драгоценных опытов духовного преуспеяния и просвещения!»
Это не призыв к жизни мiрскими страстями, но наставление опытного человека, для рядовых мiрян не избегать мирской жизни ради спокойствия, которое с лёгкостью обращается в самообман прельщённых.
2. О совести и послушании…
Авва Исаак Сирин «Слова подвижнические», слово 9:
«Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или мiролюбцами, да не явится послушание твоё делом диавольским».
Вернёмся к Вашей поучительной истории:
Димитрий (02:00 29.11.2002):
>Прости брат
>Об авве Муисе рассказывали, что у него был послушник - авва Саиис. >Старец, чтобы испытать его, говорил ему: "Ступай и воруй". Послушник - исключительно из послушания - шел и воровал вещи у прочих монахов. благодаря при этом Бога. Однако старец его брал краденое и тайком опять возвращал это скитским монахам.
>Спаси Господи
«Послушание выше поста и молитвы»... Но выше ли оно заповедей Божьих и покаяния? Нет! За каждый содеянных грех не благодарить Господа надо, но нести покаяние и омывать грех слезами раскаяния. История эта весьма порочная. Некий авва не только не несёт покаяния, но наоборот усугубляет свою вину оправдывая совершение смертного греха послушанием… Это чистой воды фарисейство и идолопоклонство.
Милостью Божией, когда я пытался наиболее доступным языком изложить своё видение обсуждаемого вопроса, попалась мне в руки газета «Православная Москва, (№ 21-22, ноябрь 2002 г., стр. 4) где разбирается этот же самый случай послушания диавольского:
«Такое послушание превращается в идолопоклонство. Послушание становится превыше не только поста и молитвы, но и превыше заповеди Божией.»
В статье диакона Владимира Соколова, мнение которого я полностью разделяю, разбираются и другие сложные вопросы послушания. Однако продолжу я изложение своей позиции так, как задумывал до прочтения указанной статьи и опираясь на те источники, которые оказались у меня под рукой ранее.
Свт. Игнатий Брянчанинов, Собрание писем, письмо 88:
«Руководствуйтесь Вашей совестью. По прочтении этого письма разсмотрите, какое ощущение будет в душе Вашей. Если прольётся в неё мир и спокойствие, то знайте, что сказанное Вам, сказано о Господе, совесть Ваша будет свидетельствовать, что сказанное о Господе должно исполнить, хотя бы исполнение сопряжено было со скорбию».
Авва Дорофей, О послушании и спасении, поучения 17 и 4:
«Впрочем это относится к тому, в чём нет преступления заповеди Божией или Отеческой».
«…да постараются, и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранять своё собственное устроение, и пусть никогда не позволяет себе уклониться от заповеди Божией…
…но пусть это дело останется и не будет исполнено, только не смущайте друг друга…»
Совесть – дар Божий для свидетельства истины и средство общения с Богом. Совесть соизмеряет поступки человека с заповедями Божьими и Святоотеческим учением. Человек должен всегда поступать согласно голосу совести, даже если он противоречит требованиям заявляемым от имени авторитетов и Церкви, с учетом того, что Церковь оскудела пастырями и ситуация вряд ли будет улучшаться (Св. Феофан Затворник, Св. Серафим Саровский, Свт. Игнатий Брянчанинов).
Ещё Преп. Григорий Синаит писал, что «не мал труд – найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в делах, ни в размышлениях. Чужд ли он прелести, это выяснится в том, имеет ли он на деятельность и на её понимание свидетельства от Божественных Писаний, смиренномудрствуя о том, о чём ему надлежит рассуждать».
«Но трудно допустить, чтобы вера с течением времени возрастала в своей силе всё более и более. …благодатное Царство Христово расширяется, растёт и полнеет, но не на земле – видимо, а на небе – невидимо, из лиц, и там, и здесь, в царствах земных, приготовляемых туда спасительное силою Христовою.На земле же Самим Спасителем предречено господство зла и неверия, оно и расширяется видимо…»
Свт. Феофан Затворник
Вот тут то и можно согласиться с Димитрием: «Ищите прежде всего душу».
Преп. Григорий Синаит, Творения, 15:
«Ищи Господа на пути, то есть в сердце, посредством осуществления заповедей. Когда слышишь слова Иоанна Крестителя, повелительно зовущего приготовить дороги и выпрямить пути (Мк. 1:3), то подразумевай здесь указание на заповеди сердца и дела. Невозможно идти путем заповедей и непогрешительного подвига идти правильно без сердечной правоты».
«Изучай Божественное Писание и писания Святых Отцов, особливо деятельные, чтоб, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог видеть (это учение и поведение), как в зеркале, и понимать; согласное с Писанием усвоивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и ОТВЕРГАТЬ, чтобы не быть обманутым»
Симеон Новый Богослов (Мир перед вторым пришествием Христа. Выпуск 3. Старцы о последних временах).
Что же касается вопроса смирения, то нередко за смирение принимают слепое послушание внешним авторитетам, без соотнесения его с голосом совести, заповедями Божьими и Святоотеческим учением, либо бегство от окружающей действительности и покорности навязываемым ею обстоятельствам.
Нет никакого сомнения, что вне Церкви нет спасения, но «…мы сейчас как раз являемся свидетелями … «страшного и быстрого колебания Церкви». И действительно, предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны были предприниматься – не из духовной области, а все из тех же «стихий мира, враждебного Церкви» – из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое».
(Арх. Аверкий, «Соль обуевает»: Знамение приближения конца.)
Статью В «Православной Москве» рекомендую прочитать всем. Не менее рекомендую и работы Свт. Игнатия Брянчанинова «О жительстве в послушании у старца».
Спаси вас Бог!
И простите меня все...
|
|