Беседы о Православии

Цель брака?
Ира, православная - 11:55 10.01.2003
После темы о выборе жизненного пути хочется спросить: "А в чем же цель брака? В рождении детей что-ли?" Спасибо

                


Re: Цель брака? Цель жизни...
Алексей Игнатьев, православный христианин - 01:08 11.01.2003
Ира, здравствуйте!

Судя по всему, Бог создал человека как мужчину и женщину неспроста :-)

Господь наш Иисус Христос в одной из Своих проповедей весьма четко выразил то, против чего тысячелеия люди восставали: мужчина создан для женщины, женщина для мужчины, а оба они - для Бога. И семья - это "малая Церковь".

Не смогу Вам сейчас обрисовать полноту учения Православной Церкви о браке, но скажу из своего опыта (я еще холостяк): отношения между полами, если они освящаются благодатью Христовой, приобретают высший смысл. Это видно как из теории, так и из практики.

Любовь... Что может быть прекрасней?!

В любви и есть, наверное, смысл брака. В конце-концов, цель (христианского) брака постигается на практике :-)

                


Re: Цель брака? Цель жизни, любовь прекрасна...
Фотиния Выксунская, православная, РПЦ - 13:14 11.01.2003
Дорогой Алексей!

Ты абсолютно прав, любовь прекрасна, а особенно когда она взаимная и благословлена на небесах Творцом! Только не сотвори себе кумира.

Поэтому я всех Вас люблю, и нет во мне лукавства в этом, потому, что моя личная любовь взаимная и окрыляет меня, верю, что будет до смерти телесной и…..

Желаю того же всем!

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратиться, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1-е Кор. Гл. 13,4.)»

                


Так в чем отличие...
Элрин, неортодоксальный православный - 03:18 12.01.2003
христианской любви ко всем ближним и любви к конкретному человеку?

                


Re: Так в чем отличие...
Андрей Л., православный - 09:00 12.01.2003
Дорогой Эрлин,

обижает нас конкретный человек, а не все человечество. :) Любить конкретного человека - сложнее.

С любовью.

                


Re: Так в чем отличие...
Элрин, неортодоксальный православный - 16:44 12.01.2003
Андрей Л., Вы писали:

> обижает нас конкретный человек, а не все человечество. :) Любить конкретного человека - сложнее.
>
> С любовью.

Я имел ввиду несколько другое - в чем отличие моей любви к ближнему (соседу, приятелю) и жене(девушке) с точки зрения ПЦ ?

                


Re: О разных видах любви...
Николай Л., Православный - 09:44 14.01.2003
Элрин, Вы писали:
> Я имел ввиду несколько другое - в чем отличие моей любви к ближнему (соседу, приятелю) и жене(девушке) с точки зрения ПЦ ?

С точки зрения ПЦ сказать не могу, поскольку ею не являюсь. :)
Но как-то читал, что в греческом языке есть три слова, обозначающие любовь: эрос (половая любовь межу М и Ж), филос (любовь-дружба без полового отношения, т.е с другом, соседом, и прочими ближними) и агапэ (Божественная любовь к нам и наша любовь к Богу). И в Евангелие, в основном, любовь - это агапэ. То бишь, любовь многогранна и тоже образует духовную лестницу "эрос-филос-агапэ". Русский язык, к сожалению, не так богат в смысле идентификации вида любви, поэтому в корыстных целях часто производят подмену одного вида любви другим, а то и просто вместо слова "секс", которое вообще не есть любовь, а всего-навсего процесс, хотя и приятный :) , произносят слово "любовь". Это особенно видно во всяких шоу, заполонивших телевидение.
С Богом!

                


С филосовской точки зрения
Тарас, православный, АААПЦ - 18:48 14.01.2003
Помниться многие годы назад, еще в советские времена, читал какую-то филосовскую книжку, которая утверждала, что "любовь есть влечение ума, тела и сердца", из чего я потом сделал вывод, что дружба, должно быть, есть та же любовь, где есть влечение ума и сердца, но без тела. Но тогда все эти мои раздумья были заключены в некую атеистическо-языческую среду.

                


Вот и отличие!
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 12:16 14.01.2003
> любовь многогранна и тоже образует духовную лестницу "эрос-филос-агапэ".

К Богу по определению возможна только любовь-агапэ, коей мы и призываемся тщиться достичь.

К ближнему надо иметь априори любовь-филиос, стараясь поднять ее до любви-агапэ, как к брату в Боге.

К жене - априори любовь-эрос, в браке и совместной жизни дополняемый любовью-филиос, и все это опять-таки должно стремиться к любви-агапэ, ибо таинство брака призывает быть "одной плотью", малой церковью и совместному спасению.

Таким образом, вся полнота "духовной лестницы любовей" присутствует только в браке.
(что ничуть не умаляет безбрачного или отшельнического пути и стремления только к "агапэ" - оно ведь главнее всего)

Во, как я все по полочкам разложил :)

                


Re: Вот и отличие!
Паломник, христианин, ортодокс - 14:34 14.01.2003
Любовь плотская (естественная и санкционированная в браке), любовь душевная, любовь духовная. Согласно христианской антропологии.

                


Re: Так в чем отличие...
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:44 12.01.2003
> Я имел ввиду несколько другое - в чем отличие моей любви к ближнему (соседу, приятелю) и жене(девушке) с точки зрения ПЦ ?

Думаю так * : если мы говорим об идеале, то в сущности любви различий быть не должно. В первую очередь (для соврем. человека это, пожалуй, наиболее сложное) это касается бесстрастности (т.н. животная страсть) этой любви. Ну и всё остальное по Апостолу Павлу : "Любовь долготерпит...", отрывок из послания которого любезно привела Фотиния.

А вот уже выражение этой любви должно быть разным. К соседу и приятелю не рекомендуется применять тех выражений нежности и ласки, которые рекомендуется применять к жене :-)

--------
* Вообще-то я человек неженатый, то есть суждения мои носят скорее теоретический характер - жду исправления ошибок со стороны более мудрых участников форума. :-)

                


Re: Так в чем отличие...
Андрей Л., православный - 10:25 13.01.2003
Со стороны женатого. :)

Совсем недавно Тарас привел высказываение св.Иоанна Златоустого о том, что брак для того, чтобы не впасть в блуд, - врачество от блуда. Вот здесь и корень.
Есть у нас плотские желания, и есть определенная немощь в противостоянии этой страсти, - тогда нам разрешено втупать в брак. Только бы не впадали в блуд, не уподоблялись бы Онану, не становились развратными до мужеложества и прочего -ложества. В этом, наверное, и разница. :)

Посмотрим от Мф.19:

9. но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12. ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

я здесь выделил только то, что к теме относится, а не то, что может быть самым главным. Но видно, что брак не является необходимым для человека, это своего рода, как владение имуществом, от привязанности к которому лучше бы нам отказаться. Ведь и строки эти идут перед строками о юноше, который отошел в смущении на предложение Иисуса раздать свое имение (Мф.19.16-22). А еще чуть ранее было такое:
"14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное."
А что у малых, простых детей есть из того, что есть у взрослых?

Т.е. кто вмещает "слово сие" и имеет силы, тот отказывается от брака. Например, монахи. Но и в браке такое может быть. Пример - св. Иоанн Кронштадский.
Не знаю про ап.Петра, ...но ап.Павел, и св.Иоанн Златоуст тоже желали нам - лучше быть безбрачными, чем состоять в браке. Значит, безбрачие - это свободный дар Богу. Но кто немощен или "не вмещает", - пусть будет в браке, ему это в вину поставлено не будет.

Опыт борьбы с "этой" страстью давно накоплен монахами, и богатый.
Вот что могу сказать тоже имея некоторый личный опыт борьбы : )
Вставать из-за стола почти, или чуть, голодным. Не кушать жирное и сладкое, поменьше специй. Меньше спать (по опыту - не более 6 часов), и спать на жестком (например, на полу). После пробуждения сразу вставать. Понятно, что отсекать просмотр фильмов, журналов и пр., где есть эдакие изображения. А лучше вообще, полностью отсечь, т.к. попадается там, где и не ждешь порой. Это обычный набор мер, но самое главное дальше. :)
В один из очень сильных моментов подступления страсти я почти в отчаянии и в панике крикнул во весь голос (внутри себя, разумеется) : "Ангеле Божий, Хранителю мой, - на помощь!", и потом быстро-быстро: "Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй". Не успел закончить третье обращение ко Господу, как почувствовал огромное облегчение. Отпустило разом, - навязчивый помысел испарился.
я много выдохнул, потому что в пылу борьбы забыл дышать :) , и сел на пол, т.к. сил стоять почти не было.

Вот это Сила! Вот это скорость ответа! Значит, видят, слышат и всегда рядом.
Благодарю тебя, Господи. Благодарю тебя, Ангеле Божий со братией твоей.
С тех пор было еще несколько сильных подступов, когда боялся своими явными силами уже не справиться, тогда, в самый критический момент (т.к. боюсь стать "нахлебником" по пустякам), сразу призывал на помощь Ангела-Хранителя. Тут же, в три секунды, становилось легко. Помысл улетучивался, как и не было его. Никогда не оставили меня в одиночку.

Поэтому думаю, что у наших неженатых братьев, есть все возможности противостоять блуду - либо женившись, либо пост, молитва, и помощь Ангела-Хранителя и его братьев с огненными мечами. :)

Вижу и понимаю, что давно уклонился от темы в чем разница любви к вообще человеку и к жене. Простите меня.
Но вот подумалось, что я немного не так понял последний вопрос OIMа, да и Эрлину с Антоном может быть пригодится. Так сказать живой опыт. :) Просто вспомнил, как один пожилой монах, разговаривая со мной, сказал как бы и мне, но более сам себе: Блудный помысел очень сильно приступать будет...

Ну а разница в том и есть, что с женой можешь по немощи своей или ее, а с товарищем - никак нельзя. :)
А в остальном все то же самое. Так же прощать, любить, смиряться, терпеть. Ну еще, жена - немощный сосуд, а брат все ж таки покрепче будет. :) Можно напрямик говорить.

Спаси Господи, что еще читаете. :)
С братским приветом! Ангела-Хранителя и Бог в помощь!

                


Re: Так в чем отличие...
Элрин, неортодоксальный православный - 16:39 13.01.2003
А точно ли надо так мучиться? Ведь это же, по-моему, издевательство над собственной природой. :( Ну, я понимаю, что мужеложества, оргии – это все блуд, тут и говорить не о чем. Но просто близость с женщиной… это же естественно по самой природе человеческой, нас такими Бог создал!
А потом – чего Вы все любовь перевели только но понятие постели, мол, это единственное отличие от любви к ближнему. С любимой приятно и просто погулять, поговорить так, как с иным ближним и не поговоришь. Так что отличие где-то в другом.

                


Re: Так в чем отличие...
Андрей Л., православный - 09:34 14.01.2003
Дорогой Эрлин,

почему "надо мучиться"? Кто сказал "надо"? Совсем не надо. Нужна готовность превозмогать себя. В радости и добровольности превозмогается лучше, чем в унынии и в обязанности.
я же не сказал, что отказываю жене. Бедная женщина... :) Совсем нет. Все у нас в порядке. Но ведь бывают у нас дни, когда нельзя? Половину года составляют посты, ну там еще разные причины бывают, когда мы не вместе. Вот и выходит, что очень далеко не всегда можно. И если бы я печалился от этого, то давно сорвался бы, и плюнул на все. А когда радуюсь, что есть причина дать свободный дар Богу, типа добровольного послушания правилам (ведь нас никто не заставляет?), то и борюсь с помыслами блудными с радостью.
Они лезут, а я их давлю, и от этого еще больше радуюсь. :) По доброй воле хочу от них меньше зависить, чтобы не обладали мной, - разве это мучения?
Вот человек один бросил курить за время Рождественского поста, - тоже радость. А надо ли было "мучиться"? :)
Вот и я хочу, чтобы была "просто близость" с женой, а в сторону не тянуло. И чтобы не просто не тянуло, т.к. проверять меня будут до самой смерти, а чтобы так научиться обходить и уворачиваться от блудных помыслов, чтобы в какой-то "соблазнительный" момент не сорваться, и чтобы даже соблазнительные моменты не наступали.
Вот говоришь, что перевел на "постель", а чем болен, на то и перевел. :) Прости меня.
Да, с женой другие отношения, чем с коллегой или другом. Она - вторая половина твоя, как ты в зеркале, только со своим "я". Но "механизм" проявления любви, терпения, смирения, прощения к ней проявляются так же, как и к другим людям. Конечно, еще добавляется нежность к ней. И в любом случае - это привязанность...

С любовью.

                


Брак - это Таинство
Тарас, православный, АААПЦ - 19:05 13.01.2003
Мне кажется, здесь смешались две разные темы: о смысле христианского брака и о борьбе с плотскими страстями. Несомненно эти темы между собой перекликаются. Но нельзя рассматривать одну в плоскости другой и наоборот.

Действительно Святой Апостол заповедал каждому иметь свою жену во избежании блудодеяния. Но ведь Христианский брак - это Таинство, понять которое мы можем совершенно, только если мы совершенно понимаем, в каких отношениях находиться Иисус Христос и Его Церковь.

"... потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа." (Еф. 5:22-33)

Явно, что из всех отношений любви, Апостол выделяет отношения с женой, как совершенно особые. Жена есть плоть от плоти мужа и цель ее быть спутницей и верной помошницей мужа в деле спасения. Но и обязанность мужа любить жену свою, как свою плоть и "представить ее ... не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" перед Богом.

В отношении ко всем остальным действует закон любви о ближнем своем. Таинство, которое определяет наши отношения между друг другом есть Евхаристия, т.к. именно оно делает нас причастниками одного Тела, братьями во Христе, за которых мы по любви должны быть готовы и жизнь свою потерять.

                


Re: Брак - это Таинство
Андрей Л., православный - 11:44 14.01.2003
Дорогой Тарас,

может быть, здесь ап.Павел учит, как проявлять христианскую любовь в семье? Не секрет, что во многих семьях постоянно происходят мини-конфликты на бытовом уровне. Где-то муж считается белой костью, и князем, а где-то жена верховодит. Еще хуже было в те давние времена.
Когда читал это послание, то думал, что ап.Павел говорит образно, чтобы тем семейным, кто уверовал в Христа, было понятнее и яснее, что есть из себя такое - любовь, не просто к ближнему своему, но к своей "плоти" - жене. И, по-моему, он не выделяет эти отношения, а указывает, как должно себя вести в семье и мужу и жене. Устанавливает иерархию в семье, ответственность мужа за жену, призывает ко взаимной внимательности, терпению, прощению и любви. Показывает, как должно быть, чтобы в семье была христианская любовь. Чтобы не фарисействовали на публике, безобразничая дома.
Ведь, он там много о чем говорит - "открыто с дерзновением возвещает тайну благовествования".
Или все же именно выделяет?
я не утверждаю, а как бы сомневаясь спрашиваю.

С любовью.

                


Re: Брак - это Таинство
Тарас, православный, АААПЦ - 18:38 14.01.2003
Дорогой Андрей,

Я думаю, что поскольку брак - это отдельное Таинство, то видимо и Апостол в некотором смысле выделяет отношения между мужем и женой, как особые. Но конечно это не подразумевает, что в духовном смысле муж и жена должны обращаться друг с другом совсем иначе, чем с другими людьми. Разве не должны мы "взаимно проявлять внимание, терпеть, прощать и любить" своих братьев во Христе? Но при этом наши братья во Христе не являются нашей собственностью в отличие от супругов: "жена своим телом не владеет, но муж: такоже и муж своим телом не владеет, но жена." (1 Кор. 7:4)

> Не секрет, что во многих семьях постоянно происходят мини-конфликты на бытовом уровне. Где-то муж считается белой костью, и князем, а где-то жена верховодит. Еще хуже было в те давние времена.

Ну не знаю уж, могло ли быть хуже в те давние времена! :)

Спаси Господь!

                


Re: Цель брака?
Тарас, православный, АААПЦ - 19:40 10.01.2003
Ира, Вы писали:
> После темы о выборе жизненного пути хочется спросить: "А в чем же цель брака? В рождении детей что-ли?" Спасибо

Нет, ибо у многих, кто вступал в брак детей не было. Цель брака в том, чтобы избегать прелюбодеяния. Об этом поподробнее я написал в той ветке, которую вы упомянули.

                


"Да будут двое в плоть едину" (-)
Anton, Православный, РПЦ МП - 16:14 10.01.2003

                


Re: Цель брака?
ИУЛИЯ, Православие - 12:01 10.01.2003
1)Солнышко,откуда это "что ли"? "Жена спасётся чадорождением", между прочим. если ошиблась в Вашей интонации - прошу простить.
2)А насчёт темы этой - так её ТАК развивают в указанной Вами теме, что жарко.

                


Re: Цель брака?
Ира, православная - 12:08 10.01.2003
Извините, значит по-вашему цель брака в том, чтобы спаслась жена?

                


Re: Цель брака?
Андрей Л., православный - 12:48 10.01.2003
Дорогая Ира,

сейчас у батюшек нередкость, когда у них более, чем по три ребенка. Есть и те, кто создает целые семейные дома, беря усыновленных и опекаемых детей. А у св.Иоанна Кронштадского детей не было. Он с женой жил без этих отношений. Разве его жена - погибла? Мог ли он это допустить? это я рассуждаю... :)
И может быть, исходя из таких диаметрально разных примеров, следует такой вывод, что цель брака - любовь безпристрастная?

С братской любовью. :)

                


Re: Может хватит :-) и сменить тему.
Павел Г., православный - 13:07 10.01.2003

                


Re: Давно пора. Выглядит несколько навязчиво. :-)
Паломник, христианин, ортодокс - 18:32 10.01.2003