Ещё один аспект проблемы послушания.
Паломник, христианин, ортодокс - 22:48 29.01.2003
|
Уважаемый модератор! Не я возобновил эту дискуссию, но считаю необходимым высказать свою (отредактированную) точку зрения.
“Царствия ради Небесного мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши…” тропарь прмц. Евдокии, мцц. Дарии, Дарии и Марии.
“Если ты мирянин, то проводи время в занятиях добрыми мирскими делами. А если ты инок, то прославься делами, какими отличаются иноки. Если же намерен ты заниматься тем и другим, то утратишь то и другое”
Св. Исаак Сирин слово 14 “Подвижнические слова”.
Снова разговор зашёл о “послушании без рассуждения”, “абсолютном послушании” или “послушании любой ценой”. В настоящий момент мной предложен ещё один подход к препарированию “совершенного” послушания для мирянина – “вредного и ядовитого” аспекта младостарческой ереси…
Сразу отмечаю, что на этот раз разговор пойдёт не о концептуальной порочности “совершенного” послушания для наших современников, но о неприемлемости оного для мирянина и не только современного…
“Итак, основными обетами и добродетелями монашеской жизни являются послушание, нестяжание и девство (целомудрие), где непременным условием монашеской жизни есть бегство от мiра, священное БЕЗМОЛВИЕ.
“У инока ум, чувства, правила, всё – иное, чем у живущих в мiру. Безмолвие – его услаждение. Молитва – духовное созерцание. Слово Божие – пища души его. Сладчайшая беседа – с Богом. Храм – единственное прибежище. Ограда обители – предел, далее которого для него ничего более не существует. Его мир – вечность. Там его сокровище, там его и сердце. С живущими на земле единственная связь – теплая о них молитва. Вот что иноческая жизнь!”
Прот. А. Некрасов.
Об особенностях монашеской жизни не подобает долго вести теоретическую беседу. К чему идёт речь? К тому, что являющееся нормой для истинного монаха таит в себе серьёзную опасность для рядового мирянина. Монашеские добродетели в своём идеальном выражении не просто неприемлемы для мирянина, хотя и должны служить назиданием, но в мирской жизни, как правило, оборачивается самым страшным духовным недугом – ПРЕЛЕСТЬЮ.
“Если ты мирянин, то проводи время в занятиях добрыми мирскими делами. А если ты инок, то прославься делами, какими отличаются иноки. Если же намерен ты заниматься тем и другим, то утратишь то и другое. … Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы пред Ним. … И вот закон безмолвия: умолкнуть для всего. А если и в безмолвии окажешься исполненным смятения и будешь смущать тело рукоделиями, а душу заботой о ком-нибудь, то суди сам, какое проводишь тогда безмолвие…”.
Св. Исаак Сирин слово 14 “Подвижнические слова”.
Следует отметить и тот факт, что “послушания без рассуждения” органически увязывается с проповедью своеобразной, но воинствующей теплохладности - равнодушия, самоустранения от неудобных мирских обязанностей, человекоугодия пред власть предержащими мира сего - под видимостью и предолгом смирения, а, по сути, ради обоснования или создания привычного комфортного личного существования.
Что же касается поведения честных мирян, то оно с предельной ясностью обозначено в книге прот. Евгения Попова “Нравственное богословие для мирян”: “...ТОТЧАС ЖЕ ОСТАНАВЛИВАТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ЗАКОННЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ И ПРЕСЛЕДОВАНИЕМ. Отзыв же “не моё дело” (а моё дело только смиренно молиться и уповать на Господа – Паломник) здесь не уместен; потому что дело общественное есть дело, касающееся и каждого в отдельности; потому что значить желать, что злоупотребления продолжались без конца, значит – в лице злоупотребляющих испытывать долготерпение Божие к вопиющим злоупотреблениям. Нет; ответственность за явныя и вопиющия злоупотребления или за крайнюю недеятельность в делах местного общества, когда всё это не обличается и не преследуется, падает в некоторой мере и на каждого из членов этого самого общества”.
Да как же эту обязанность мирянина возможно сочетать с монашеским обетом послушания!? И что же мы видим сегодня? Отрицая наставления близких к нашей эпохе святых, постановления Синода, здравый смысл, - некоторые миряне обременённые мирскими заботами пытаются сравняться в тяжёлом подвиге послушания со святыми отшельниками-монахами… Странное и опасное смешение… Взять то, что по каким либо причинам стало привычным, удобным, доступным и, отбросив то, что странно, тесно, далеко - жить по законам совершенной химеры.
Если подобные современные веяния и не появились в результате особым образом сложившейся ситуации, то совершенно очевидно, что их проповедники просто вынуждены в силу “идеологических” убеждений проповедовать нищету, бездеятельность, равнодушие к окружающему мiру и слепое подчинение любым властям под благовидным предлогом “нестяжания”, “сердечной” молитвы за близких и мiр, “совершенного” послушания и смирения…
А что же монастырь и подвижническая безмолвная жизнь? Вероятно в этом заключается суть некоего тонкого духовного послушания, совершенного, недоступного простым мирянам.
|
|