Святой Дух - "Утешитель" или "Укрепитель"???
Valerius, Православный МП - 14:48 26.03.2003
|
Тарас, Вы писали:
> Извините, вы действительно считаете перевод "Утешитель" недоразумением?
Да, мы традиционно переводим библейское наименование Духа Святого - "Параклит", как "Утешитель". Но действительно ли в оригинале подразумевается именно такая образная картинка, когда Дух "утешает", гладит нас по голове? Во 2-м послании к Коринфянам апостол Павел, например, благодарит Бога за "параклисис" ("утешение", как обычно переводят на современный русский язык). Речь идет об "утешении в скорбях". Однако, употребляемое в посланиях Павла слово "скорби" происходит от греческого слова "давление", "гнет", "угнетение". Этим словом обозначались гонения на первых христиан. Значит, уже из одного этого контекста видно, что Апостол говорит не о каком-то "утирании слез", а именно о Божественной силе, позволяющей христианам пережить гонения. И это отнюдь не единственный аргумент (со словарем в руках это было бы гораздо проще доказать) почему я считаю, что Дух Святой "Параклит" - это в первую очередь "Укрепитель" или "Утвердитель", и лишь во вторую или десятую очередь - привычный нам "Утешитель".
Кстати, это не единственный пример подобных "замещений". Кто же не помнит знаменитых слов Иисуса из Евангелия от Матфея: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"? Здесь также перед нами возникает образная картинка, когда "сладчайший" Иисус гладит по головке всех "труждающихся" старушек, бабушек и т.д., "успокаивая" их.
Но ведь «труждающийся» – это тот, кто трудится, а «обремененный» – это тот, кто таскает бремя (т.е. ярмо). Уже отсюда мы видим, что речь идет не столько о несчастных «старушках», сколько о тех, кто вовсю трудится над исполнением нелегкого Закона Моисеева, тем более что Иисус обращается (как видно из Евангелия) именно к иудеям. Здесь слово «успокоить» означает «дать Покой», а Покой (Шаббат) – это, как известно, синоним Царствия Небесного. То есть Иисус говорит, что именно Он Сам, а отнюдь не Моисей, возложивший на людей бремя Закона, даст Царствие Небесное (Покой) всем верным. Стоит ли удивляться, что слова и речи Иисуса вызывали скандал среди правоверных иудеев?
|
|