Беседы о Православии

Жезл и палица
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 10:35 27.02.2003
Всегда читая 22 псалом, задаю себе вопрос:что такое Жезл и Палица?
Впрочем напомню:"Аще бо и пойду посреди сени смертныя,не убоюся зла,яко Ты со мною еси,жезл Твой и палица Твоя,та мя утешиста."(Если и пойду посреди тени смертной,не убоюсь зла,ведь Ты со мною и жезл Твой и посох Твой утешили меня.)Таинственны значение жезла и посоха... .Какой прообраз представляют они нам?Скажу честно, что пока значение этих таинственных жезла и посоха для моего сердца не открываются.А ведь все псалмы нам даны самим Богом и не случайно указывается на два утешения во время тяжких искушений как я понимаю образ сени смертной.Сам Господь таинственно нам показал через царя Давида что утешит человека в долине смерти.Посох...всё же я вижу здесь образ того,что поддерживает человека,даёт ему опору и во время преткновения не даёт ему упасть.Что это может быть?Вера.Или молитва.Или Слово Божие.Или надежда и упование на помощь и заступления от Бога.Или терпение в искушение,что есть Дар.
Жезл...его держат в руке.Им Моисей силою Божьей сотворил великие чудеса.Это знамя.Может быть это Знамя христианское--- Крест Святой и Животворящий,которым
преодолеваем все искушения и напасти,распиная себя и славословя Господа.Св.Никодим в Невидимой брани уподобляет меч,который мы держим в руке,молитве и призыванию имени Господа.Может этот жезл и есть молитва,которой сокрушаем восстание страстей и нашествие иноплеменных и входим безбоязненно в Чермное море.
Интересно будет узнать Ваши мысли и конечно обратимся к Святым Отцам и от них усвоим таинственный смысл палицы(в Библии как посох) и жезла.

                


Re: Жезл и палица
Буер, православный - 17:04 28.02.2003
Насколько мне припоминаются толкования на этот псалм, жезл и палица означают молитву и пост. Впрочем, данная фраза из моего любимого псалма, действительно, многозначительна, так что возможны и иные толкования. Думаю также, что осмысливание понятий "жезл и палица" в качестве, скажем, дубины и палки вряд ли привело бы в восторг великого Псалмопевца: не для этого он восходил на свои вершины Духа и Веры.
Спаси Господь!

                


Re: Жезл и палица
Буер, православный - 17:03 28.02.2003
Насколько мне припоминаются толкования на этот псалм, жезл и палица означают молитву и пост. Впрочем, данная фраза из моего любимого псалма, действительно, многозначительна, так что возможны и иные толкования. Думаю также, что осмысливание понятий "жезл и палица" в качестве, скажем, дубины и палки вряд ли привело бы в восторг великого Псалмопевца: не для этого он восходил на свои вершины Духа и Веры.
Спаси Господь!

                


Пост с молитвой сердце отогреют,над землёю колокольный звон,преподобный отче наш Андрее,грустно читают твой святой канон
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 09:30 03.03.2003
> Насколько мне припоминаются толкования на этот псалм, жезл и палица означают молитву и пост. Впрочем, данная фраза из моего любимого псалма, действительно, многозначительна, так что возможны и иные толкования. Думаю также, что осмысливание понятий "жезл и палица" в качестве, скажем, дубины и палки вряд ли привело бы в восторг великого Псалмопевца: не для этого он восходил на свои вершины Духа и Веры.
> Спаси Господь!

Благодарю брат.Да ты знаешь такая мысль проскальзывала у меня и ведь не случайно молитву с благоразумным постом святые отцы уподобляют нашим как бы духовным крыльям.Приятно,что это твой любимый псалом и не случайно он предначинает канон к святому Причастию..какие изумительные слова:"уготовал трапезу сопротив стужающим мне".Ненавистна врагу эта Святая Трапеза... "Они победили его(сатану) кровью Агнца.."(Апок.).Аминь.

                


Re: Жезл и палица
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 11:03 28.02.2003
Да нет там никакого "таинственного смысла". Жезл и палица, т.е. посох - обычные орудия, которыми пастух защищает своё стадо от хищных зверей. Давид верит (а вместе с ним и мы), что Господь оберегает нас своей силой, как пастух своих овец посохом.

                


Re: Жезл и палица
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 11:51 28.02.2003
Да нет там никакого "таинственного смысла". Жезл и палица, т.е. посох - обычные орудия, которыми пастух защищает своё стадо от хищных зверей. Давид верит (а вместе с ним и мы), что Господь оберегает нас своей силой, как пастух своих овец посохом.

Правильно дорогой брат А.Но то что ты написал мне понятно,но ЧТО есть Божий посох(палица по церковнославянски) и жезл.Почему они его утешили?.По учению Святых Отцов псалмы несут глубочайший таинственный смысл и открывается он постепенно,не сразу..А вот мысль ты дал мне по поводу Пастуха и стада новую..и я кстати читал о ней в толковании на этот псалом.Кстати зачем пастуху жезл?Зачем посох?У прп.Иринея я нашел что жезл ---это таинственное вразумление Божие,а посох---утешение... .Благодарю за ответ и приглашаю тебя приоткрыться.Всё же хочется брата по имени называть.А что такое Анахорет?

                


Палицей никого не утешишь! (Путаница со Псалтирью)
Valerius, Православный МП - 20:55 25.03.2003
Дионисий(Рысс), Вы писали:
> ЧТО есть Божий посох (палица по церковнославянски) и жезл. Почему они его утешили?

Когда мы в наших далеко не всегда удачных переводах Псалтири читаем о Божиих жезле и палице, что они, дескать, "мя утешиста" (т.е. утешили), то здесь, как впрочем и в других подобных местах, речь идет об элементарном недоразумении. Например, мы по традиции называем Святого Духа "Утешителем", хотя более близкий перевод к греческому оригиналу был бы "Укрепитель", "Утвердитель". Очевидно, что здесь тот же самый случай, и Бог вовсе не "утешает" царя Давида Своей палицей, а именно укрепляет его. То есть как Божественный Пастух (или Пастырь, если хотите), Он, так сказать, "пасет", то есть ведет и защищает благочестивого царя своей палицей (т.е. пастушеским посохом). Ибо "утешать" палицей невозможно!

                


Божья палица
Тарас, православный, АААПЦ - 21:10 25.03.2003
Valerius, Вы писали:
>...здесь, как впрочем и в других подобных местах, речь идет об элементарном недоразумении. Например, мы по традиции называем Святого Духа "Утешителем", хотя более близкий перевод к греческому оригиналу был бы "Укрепитель", "Утвердитель".

Извините, вы действительно считаете перевод "Утешитель" недоразумением?

Случай с палицей понятен - это вы хорошо объяснили. Она ведь для кого-то палица, а для кого-то и одеяло.

                


Святой Дух - "Утешитель" или "Укрепитель"???
Valerius, Православный МП - 14:48 26.03.2003
Тарас, Вы писали:
> Извините, вы действительно считаете перевод "Утешитель" недоразумением?

Да, мы традиционно переводим библейское наименование Духа Святого - "Параклит", как "Утешитель". Но действительно ли в оригинале подразумевается именно такая образная картинка, когда Дух "утешает", гладит нас по голове? Во 2-м послании к Коринфянам апостол Павел, например, благодарит Бога за "параклисис" ("утешение", как обычно переводят на современный русский язык). Речь идет об "утешении в скорбях". Однако, употребляемое в посланиях Павла слово "скорби" происходит от греческого слова "давление", "гнет", "угнетение". Этим словом обозначались гонения на первых христиан. Значит, уже из одного этого контекста видно, что Апостол говорит не о каком-то "утирании слез", а именно о Божественной силе, позволяющей христианам пережить гонения. И это отнюдь не единственный аргумент (со словарем в руках это было бы гораздо проще доказать) почему я считаю, что Дух Святой "Параклит" - это в первую очередь "Укрепитель" или "Утвердитель", и лишь во вторую или десятую очередь - привычный нам "Утешитель".

Кстати, это не единственный пример подобных "замещений". Кто же не помнит знаменитых слов Иисуса из Евангелия от Матфея: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"? Здесь также перед нами возникает образная картинка, когда "сладчайший" Иисус гладит по головке всех "труждающихся" старушек, бабушек и т.д., "успокаивая" их.
Но ведь «труждающийся» – это тот, кто трудится, а «обремененный» – это тот, кто таскает бремя (т.е. ярмо). Уже отсюда мы видим, что речь идет не столько о несчастных «старушках», сколько о тех, кто вовсю трудится над исполнением нелегкого Закона Моисеева, тем более что Иисус обращается (как видно из Евангелия) именно к иудеям. Здесь слово «успокоить» означает «дать Покой», а Покой (Шаббат) – это, как известно, синоним Царствия Небесного. То есть Иисус говорит, что именно Он Сам, а отнюдь не Моисей, возложивший на людей бремя Закона, даст Царствие Небесное (Покой) всем верным. Стоит ли удивляться, что слова и речи Иисуса вызывали скандал среди правоверных иудеев?

                


Re: Святой Дух - "Утешитель" или "Укрепитель"???
Тарас, православный, АААПЦ - 17:50 26.03.2003
Спаси вас Господи, Valerius, за столь подробный ответ! Конечно в ваших рассуждениях есть истина, как впрочем она есть видимо и у тех, кто переводит слово "Параклит" исключительно как "Утешитель". Причем таких, разумеется больше, и разумеется не только в России.

К стати это неплохая тема для кандидатской. :)

                


наверное так
Anton, Православный, РПЦ МП - 15:08 26.03.2003
Для бабушек - Утешитель,
для ревностных подвижников - Укрепитель :-)

Пойдёт ? :-)
(всмысле не обижайте, пожалуйста, бабушек)

                


Re: наверное так
Valerius, Православный МП - 15:21 26.03.2003
Anton, Вы писали:
> Для бабушек - Утешитель,
> для ревностных подвижников - Укрепитель :-)
>
> Пойдёт ? :-)
> (всмысле не обижайте, пожалуйста, бабушек)

Конечно же пойдет! Честь и хвала всем бабушкам не свете!