И "неправославные"
Олеговна, православная, РПЦ - 15:21 03.03.2003
|
Статья из газеты, привожу полностью.
**********************
М. Смирнова
О "НЕПРАВОСЛАВНЫХ" ИМЕНАХ
Поводом для написания этой статьи послужила трагикомическая ситуация, в которую я попала, совершая паломничество в один из старейших российских монастырей - Спасский Муромский. Там моему крещеному сыну отказали в церковном поминовении по причине "неправославности" его имени. А зовут его Ярослав. Тем удивительнее, что по соседству, в другом древнем муромском монастыре - Благовещенском, - лежат святые мощи небесного покровителя моего сына - святого благоверного князя Ярослава, в святом крещении Константина (память 3 июня).
Женщина за стойкой, заглянув в ксерокопированную книжонку с неполными святцами и не обнаружив там имени Ярослав, отказала в поминовении, ссылаясь при этом на "благословение" настоятеля. Мне не верилось, что священник мог дать такое невежественное распоряжение, но разыскать его и спросить об этом не было возможности.
Хотелось бы знать, кто и по какому праву ограничивает у нас церковное поминовение по именам русскими святцами? Разве вправе отказывать в поминовении православным иностранцам (полякам, чехам, сербам, румынам и проч.) только потому, что они носят имена, отсутствующие в русском церковном календаре?
К сожалению, подобное невежество под видом благочестия продолжает бытовать на приходах и нашей епархии. Малограмотные (в церковном смысле) люди за стойками поставлены решать: достойны вы и ваши близкие церковного поминовения или нет.
Год назад в семье моего брата произошло большое несчастье. Им всем были так необходимы молитвы Церкви. И все же в ряде храмов Нижнего Новгорода супруге брата было отказано в поминовении из-за ее имени - Мирослава. Святое Крещение она принимала на Западной Украине, где это имя - не редкость.
К слову сказать, в Греческой Православной Церкви нет обычая давать детям имена непременно по святцам. Какое имя избирают родители - то и освящается. Не имя освящает человека, а человек - имя. Если дать ребенку имя великого святого, а жить он будет нечестиво, что проку ему от того, что небесный его покровитель велик и свят? Насколько свят сам носитель имени, настолько он освящает его. Христиане призваны святить имя Бога своей жизнью, а каждый из них - и свое личное имя. Жизнь же без Бога и вне Церкви есть отсутствие святости, при которой имя не святится, а предается поруганию и теряет свой божественный смысл.
Имена строго по святцам у греков даются лишь в монашеском постриге. У нас эта традиция распространяется и для мирян. Но и здесь не должно быть никаких ограничений. Необязательно выбирать имя только в русских святцах. Кстати, большинство русских церковных имен имеет греческое или латинское происхождение. Необоснованно также отвергать имена наших великих предков славянского происхождения, якобы как "языческие" и "нечестивые". Например, Владимир, Ярослав, Ольга, Глеб и Борис. И неважно, что во Святом Крещении эти святые принимали имена греческие: Василий, Константин, Елена, еврейское Давид и латинское Роман.
Нелишним будет помнить также, что имена многих западных православных святых продолжают бытовать в нашей Церкви. Потому нет никаких оснований отказывать в поминовении крещеным людям, носящим эти имена. Например, Мартин, Джон или Бенедикт (Венедикт), Томас (Фома), Жанна (Джоанна, Иоанна), Моника, Женевьева, Марта (Марфа) и т. д.
А для особых "ревнителей благочестия" не лишним будет приобрести книгу "Полный православный именослов" (если посчастливится достать). А лучше всего, не мудрствуя лукаво, получив устное подтверждение о крещении поминаемого, вписать его святое имя в поминальную записочку. И не устраивать на святом месте абсолютно лишних споров и выяснений на тему: кто, где и когда "посмел нарещи" православному человеку такое "неправославное" имя.
© "Православное слово". Нижний Новгород, 2002
***************************
|
|