Вы сами себя же опровергаете
Евгений Кадосов, православный - 03:37 18.04.2003
|
Евгений, Вы писали:
> > Давай вот просто попросим хоть какого-нибудь другого участника форума высказать свое мнение по поводу этой статьи. И посмотрим, кто еще считает, что есть какой-то смысл с этой статьей спорить, или что в этой статье есть тезис, который неоспоримо доказан, и т.д.
>
> "Застарелая болезнь и необходимость ее уврачевания"
>
> Единственное, что в этой статье соответствует истине, так это ее название, так как "игумен" Иннокентий Павлов -- застарелый экуменист и хулитель РПЦ, и эта болезнь, действительно, требует немедленного уврачевания со стороны Священноначалия.
На каких канонических основаниях, позвольте узнать?
> +++Событие, происшедшее в Москве накануне наступления Великого поста повергло сознательных и экклезиологически грамотных православных москвичей в немалое смущение.
>
> Несколько слов о грамотности "о. игумена".
>
> +++Речь идет о разрыве евхаристического общения с Матерью - Константинопольской Церковью, учиненное Патриархом Московским Алексием II и единомышленными с ним епископами Московского Патриархата.
>
> +++в современной жизни Московского Патриархата мы найдем немало "вопросов", помимо рассматриваемого, не только "допускающих", но и настоятельно требующих, указанного великим Отцом Церкви "уврачевания".
>
> +++возьмем высшее церковное управление, где до сих пор существует оставшийся со сталинских времен, неведомый вселенской православной практике институт "постоянных членов" Синода. А ведь это "митрополитбюро", по остроумному выражению одного студента Московской духовной академии, определяет всю политику РПЦ. Все это рождает безответственность, как видим, пронизывающую Московский Патриархат сверху донизу, самым ярким проявлением чего и явилось событие разрыва евхаристического общения с Церковью-Матерью.
>
> Оказывается, следствием разрыва МП с КЦ, согласно "о. игумену", является "безответственность" МП, выражающаяся в наличии "неведомого вселенской православной практике" института "постоянных членов Синода". Однако у нас есть все основания полагать, что "вселенская православная практика" неведома только "о. игумену" вследствие его безграмотности. А сам же этот институт давно известен в практике никакой иной, а той самой "Церкви-Матери", о которой так заботится "о. игумен". Открываем какой-нибудь учебник церковного права (скажем, Заозерский Н. А. О церковной власти) и читаем:
>
> "В 1764 г. Патриархом Константинопольским стал Самуил, бывший архиеп. Деркосский. Он поставил целью:
> 1) Поставить избрание Патриарха вне зависимости от турецких чиновников
> 2) Ограничить власть Патриарха
> 3) Избавиться от долгов
>
> Новая организация Патриаршего синода. Не менее 8-10 митрополитов, епархии которых по близости от Константинополя. Это непременные члены синода, имеющие особое звание св. отцов (agioi gerontoi). Четыре из них ближайшие -- ираклийский, кизический, никомидийский и халкидонский -- имеют у себя четыре части одной синодской печати, ключ от которой у Патриарха"
>
> Так как, с "грамотностью" "игумена" , а заодно с основательностью его претензий ко внутреннему устройству РПЦ, мы отчасти уже разобрались, то переходим сразу к существу вопроса, то есть к вопросу о "первенстве" Константинопольской кафедры.
Хорошо, допустим автор не был совсем точен в том, что данная практика не имела место в истории раньше. Тем не менее, она не имеет оснований в законодательных актах Православной Российской Церкви.
>
> +++важно заметить, что еще на Константинопольском (II Вселенском Соборе) в 381 г. Константинопольскому епископу было усвоено "преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть Новый Рим" (правило 3-е). Однако уже 28-е правило IV Вселенского (Халкидонского) Собора (451 г.) говорит не только о "чести", но и о том, что Новый Рим (Константинополь) "и в церковных делах (подчеркнуто мной. - П.Н.) возвеличен будет подобно тому (т.е. Риму) и будет вторый по нем".
>
> "Грамотность" "о. игумена" простирается настолько далеко, что он и из 28-го правила Халкидонского собора умудрился выдернуть только незначительную часть про "первенство" Константинопольской кафедры "в церковных делах", забывая привести условия, которыми это первенство, согласно Халкидонскому собору, обусловливается.
>
> "28. Во всем следуя определениям святых отцов и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем городе Константинополе, новом Риме, то же и мы определяем и постановляем относительно преимуществ святейшей церкви Константинополя, нового Рима. Ибо отцы справедливо дали преимущества престолу ветхого Рима, посколько он был царствующим городом. Следуя тому же принципу и сто пятьдесят боголюбезных епископов святейшему престолу нового Рима предоставили равные преимущества, праведно рассудив, чтобы город, получивший честь быть городом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, также и в церковных делах был возвеличен подобно тому и чтобы был вторым после него"
>
> Оказывается, Константинополь имеет преимущество в церковных делах (в дополнение к первенству чести, то есть поминовения) лишь постольку, поскольку является "градом царя и синклита". Это и понятно. Только патриарх страны, имеющей православного царя, настолько свободен в своих действиях, что может быть судьею в межправославных делах. Так же толкуют это место Зонара и Аристин. См., например, Зонара:
>
> "Таким образом сии святые отцы говорят, что, поелику этот город, как и древний Рим, получил честь быть градом царя и синклита, он должен быть почтен и в церковных преимуществах, как тот, и должен иметь препочтение перед всеми другими церквями, и быть вторым по нем".
>
> То есть Новый Рим, Константинополь, как град царя и синклита, должен получить первенство в церковных делах, и стать вторым в первенстве чести после Рима. Но и первенство самого Рима, как показали результаты прений на самом Халкидонском соборе с представителями Римской кафедры, было следствием не преемства этой кафедры от ап. Петра, а некогда бывшим там пребыванием "царя и синклита". Таким образом, первенство в церковных делах ( в отличие от первенства чести), согласно Халкидонскому собору, определяется присутствием православного царя. А все дальнейшие и нынешние претензии Константинопольской кафедры -- после падения Византийской империи -- на первенство в церковных делах (кроме первенства чести, то есть поминовения) являются прямым противоречием Халкидонскому собору, то есть ересью. Ересь эта хорошо известна и называется, очень точно, "ересью восточного папизма". Только отсутствие Вселенского собора мешает официальному осуждению это ереси, что, впрочем, не мешает отделятся от общения с еретичествующей кафедрой (с ее предстоятелем) до ее соборного осуждения согласно 15-му Двукратного собора. Таким образом, действия Священноначалия РПЦ по разрыву общения с еретичествующей Константинопольской кафедрой совершенно законны в отличие от того, что пишет по этому поводу безграмотный "игумен" Иннокентий Павлов. Наоборот, вызвает сожаление непоследовательность действий Священноначалия и восстановление общения РПЦ с Константинополем, что, впрочем, явно ненадолго, так осуждение Константинополя (не только из-за ереси восточного папизма, но и по другим поводам) неизбежно и является только вопросом времени.
Да, мне известна подобная интерпретация. Однако толковать это место так, будто при отсутствии в Константинополе православного императора первенство данной кафедры в церковных автоматически утрачивается, без соответствующего постановления собора невозможно. Более того, то, что Вы приводите, говорит именно против Вашей точки зрения, ибо по Вашей логике отцы Халкидонского Собора, после того, как Царствующим градом стал Константинополь, а не Рим, должны были дать первое место именно ему, а Рим поставить на второе (или вообще лишить всяких привилегий). Тем не менее, этого не произошло: почему-то Рим, не имея отныне императора, остался первым; а Константинополь с императором, был поставлен после него.
И все-таки хочу напомнить, что даже если Константинополь был бы неправ в вопросе в Эстонии (и вообще бы не обладал бы никаким первенством), то все равно то, что учинил Московский Патриарх в 1996 году не оправдывается ничем, ибо общение можно разрывать только в том случае, если епископ учит ереси, до этого соборно осужденной. Никакой "ереси восточного папизма" церковная история не знает, и потому происшедшее было просто каноническим бесчинием. И жалеть тут нужно не о том, что было восстановлено общение, а о том, что оно было восстановлено без покаяния со стороны МП. По-хорошему, если бы в Православии была бы налажена практика созыва всеправославных соборов, то должен был бы незамедлительно собраться такой собор с тем, чтобы объявить МП находящимся в расколе и не принимать его в общение до принесения официального покаяния в расколоучительстве (формально говоря, через третий чин). Но увы, увы, увы, политика и тут была поставлена выше каноники...
|
|