Пауза - несколько изречений:
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 13:46 16.05.2003
|
Бог, сотворив человека, напечатлел в его природе знание закона - совесть. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).
Видишь, что совесть не дает согласия на греховные помыслы, но тотчас обличает их, ибо она не лжет,- обличая, она свидетельствует, что будет говорить пред лицом Божиим в день суда. (Преподобный Макарий Египетский).
Ища исцеления, заботься о совести - делай то, что она тебе говорит. (Преподобный Марк Подвижник).
Будь внимателен к совести, чтобы она была твоим стражем и каждый раз показывала, во что ты впадаешь... (?).
Бог устроил, чтобы совесть обличала нас с некоторыми промежутками времени, так как эти обличения весьма жестоки и уязвляют грешника сильнее всякого острия (?).
Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда не изменяемое, хотя бы мы впали в глубину зла... Поэтому и сами порочные люди осуждают себя, и если кто-нибудь назовет их тем, что они на самом деле, стыдятся, гневаются и обижаются (?).
И во время совершения греха, и прежде, и после совершения наша совесть является суровым обличителем. (Святитель Иоанн Златоуст).
Бог отвращает тебя от грехов и в совести твоей зовет тебя: Человек, возвратись! "Уклоняйся от зла, и делай добро" (Пс. 36, 27). А что Он говорит тебе в совести, то и в Своем святом слове говорит. Непогрешимая совесть и слово Божие во всем согласны. Что говорит совесть, то и слово Божие; от чего совесть удерживает и отвращает, от того и Божие слово; за что совесть обличает, за то и Божие слово, и за что совесть хвалит, за то и Божие слово. Например: обличает тебя за воровство совесть - обличает за то и Божие слово; хвалит тебя совесть за милость, сотворенную ближнему твоему,- хвалит и Божие слово: "Блаженны милостивые" (Мф. 5, 7). Потому если совесть нас от чего отвращает и удерживает - это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла! (?).
"Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2, 14-15).
Совесть едва ли может быть истреблена в ком совсем. Может она затмиться, поскольку не есть Бог, но не может истребиться, поскольку она от Бога. Она тотчас удерживает дерзающую на беззаконие руку, а если страсть сильнее и превозмочь ее не может, то она наполняет душу беспокойством, а лицо покрывает стыдом. И потому-то человек, когда собирается делать что против совести, скрывается от людей - не только посторонних, но и домашних, ищет сокровеннейших углов и вертепов, ищет темноты, по свидетельству Евангелия: "Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3, 20). О как тщетно человек обманывает себя! Чем более он ищет темноты, тем более сам обличает себя; следовательно, тем более дает совести свободы поразить его своим правосудным определением. Нет столь мрачного угла, где бы ее суда можно было избежать, тем более нельзя скрыться от суда Бога, очи Которого безмерно светлее солнца и проницают бездны. Совесть всякого - неумолимый судья, беспристрастно разбирает дело и осуждает или оправдывает; а если кто и совесть совсем потерял, что, кажется, невозможно, тот тем несчастнее, что потерял последнюю надежду на исправление. (Платон, митрополит Московский).
|
|